Вопрос об отношениях государства и гражданского общества - центральный, коренной вопрос социально-политической жизни, от решения которого зависит положение человека в обществе, его роль в политико-правовых процессах, характер взаимоотношений с государством. В гражданском обществе главное внимание направлено на индивида, на личность. Благодаря формированию институтов гражданского общества отдельный человек имеет возможность формулировать те цели, которые он ставит перед собой, сообразуясь с социальным окружением, в котором он находится, коллективно добиваться реализации своих интересов, пропагандировать свои требования. Ввиду этого, содействие становлению гражданского общества представляет собой непреходящую ценность.
Следует отметить, что за последние несколько десятилетий произошли существенные изменения в интерпретации философско-политических оснований гражданского общества: появились теории консоциальной, партиципаторной демократии, свои особенности на его понимание накладывают теории постиндустриализма и информационного общества. К этому можно добавить усиливающееся отчуждение личности, угрозы терроризма. В связи с этим в политической науке стоит вопрос о принципиальном изменении характера отношений между государством, обществом и личностью.
Конституция Республики Беларусь провозглашает основные принципы: уважение прав и свобод граждан, равенство перед законом, разделение властей, идеологический плюрализм – но их реализация в политико-правовую практику не может произойти автоматически. Перед современным белорусским обществом, в связи с этим, стоит задача дальнейшего развития демократических и правовых основ государственности, формирования общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов.
Понятия гражданского общества связано с представлением о нем как об определенной сфере социума - сфере внегосударственных отношений, структур и институтов, допускающим, в свою очередь, довольно разнообразные конкретные интерпретации. Философское обоснование можно найти в учении теолога Фомы Аквинского, который разделял божественный закон и закон, установленный светской властью. Божественный закон, право на толкование которого принадлежит католической церкви, обладает безусловным приоритетом по сравнению с законами, принятыми королями [7, c.123-124]. Истоки идеи гражданского общества так же обнаруживаются в Великой Хартии вольностей, с ст. 39 которой было закреплено: «Ни один свободный человек не мог быть заключён в тюрьму, изгнан из страны, лишён имения «иначе как по законному приговору», вынесенному равными по положению судьями (пэрами) и «по законам страны» [20, c.124].
Отделение государства от общества и превращение его и общества в относительно самостоятельные феномены произошло только в результате буржуазных революций и утверждения полного господства обменных отношений как средства, связующего людей в общественные объединения. Данные ассоциации граждан, опосредующие их отношения между собой, так же способствовали выработке единого подхода в отношениях между индивидом и государством. В классических работах Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо понятие гражданского общества распространялось не на все страны, а лишь те, в которых находили выражение прогрессивные, по их мнению, формы государственного устройства, основанные на естественно-правовых, договорных началах [7].
В любом обществе всегда существует огромное количество нерешённых проблем. В трансляции запросов гражданского общества на различные уровни государства одно из центральных мест занимают политические партии. Выражая разнообразные потребности и интересы гражданского общества (социальных слоев, классов и т.д.) в политической форме (в виде определенных политических целей, идей, программ), они как организованные представители общества тем самым выражают и право гражданского общества на формирование государственной власти, участие в ее осуществлении и т.д. Через партии проходят потоки требований и поддержки от населения к органам государственной власти. Выразить частные интересы гражданского общества в политической форме означает найти их надлежащее место и значение на уровне и в контексте всеобщих интересов всего населения, т.е. в конечном счете, выразить их в государственно-правовой форме.
Политическая партия - это объединение наиболее активной части определённого слоя гражданского общества, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов части гражданского общества в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Партии консолидируют интересы отдельных социальных групп и слоев гражданского общества, способствуя его институционализации [16, c.133]. Политические партии являются ведущим механизмом артикуляции и агрегирования интересов для трансляции их центрам принятия политических решений являются.
Свобода мысли и слова, выражения своего мнения имеет особую важность для функционирования институтов гражданского общества. Не опираясь на организованную силу, как это делает закон, не определяя цели, как делает программа, общественное мнение, вместе с тем, с помощью специфических средств, путём одобрения или осуждения, оценки людей и их поступков содействует превращению тех или иных идей в конкретную политическую деятельность. В этой связи справедливо отмечается профессором В. Карповичем: «Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей. Оно может созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство» [Цит. по: 15, c.78]. Одним из путей реализации свободы мнений, их свободного выражения является использование средств массовой информации. Формирование массового общественного мнения – в этом состоит значение средств массовой информации (СМИ) в качестве механизма соединения и координации гражданского общества и государства.
Средства массовой информации - это составная часть политической системы общества. Особая роль СМИ предопределяется тем, что они предназначены для численно большой, территориально рассредоточенной, непостоянной аудитории. Эта информация отличается регулярностью распространения. Ее содержание открыто для всех. СМИ выполняют свою роль в политической системе общества также путём создания виртуального форума, обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, идей и предложений отдельных лиц, институтов гражданского общества: общественных формирований, политических партий – тем самым способствуя превращению в политические решения интересов отдельных политических сил, отвергая другие. Подобные функции СМИ реализуют путём сбора и распространения информации, отбора и комментирования событий.
Таким образом, исследовав механизм взаимодействия гражданского общества с государством, с опорой на его разделение на три области: 1. где гражданское общество стремится исключить и регламентировать вмешательство государства, 2. где гражданское общество участвует в формировании органов власти, а так же 3. коммуникативные каналы выстраивания диалога между гражданским обществом и государством – можно сделать ряд следующих выводов.
1. Выявлено, что теоретическим основанием формирования самостоятельности институтов гражданского общества является теории естественного права, общественного договора, утверждения идей эмансипации личности, плюрализма. Для создания наиболее благоприятных условий нормального функционирования и развития гражданского общества разработана теория правового государства. Благодаря этому прослеживается тенденция к переходу от конфронтации гражданского общества во взаимодействии с государством к сотрудничеству.
2. Проведена классификация моделей взаимодействия гражданского общества с государством на основе типов политического режима, создающих различные возможности для существования и функционирования гражданских институтов. Граница между публичной и частной сферой общественной жизни не является строгой, она подвержена изменениям с течением времени. Анализ социально-политических аспектов определил, что попытки искусственно изменить или ослабить традиционную культурную модель взаимоотношений гражданского общества и государства приводят к расстройству основных функций государства. На постсоветском пространстве переходная ступень на пути от тоталитаризма к правовому государству, в целом завершилась, однако состояние гражданского общества не вызывает удовлетворения общественности.
1. Алисова, Л. Н. Местное самоуправление и гражданское общество: проблемы взаимодействия / Л.Н. Алисова, В.В. Аносова // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/1/politics/alisova-anosova.pdf. - Дата доступа: 07.02.2016.
2. Арато, А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание – и направления для дальнейших исследований / А. Арато // Гражданское общество в России [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://www.civisbook.ru/files/File/Arato_1995_3.pdf. - Дата доступа: 07.02.2016.
3. Арендт, Х. Истоки тоталитаризма / Х. Арендт; пер. с англ. – М.: ЦентрКом, 1997 – 672 с.
4. Воржецов, А.Г. Взаимодействие институтов гражданского общества и государства в современной России / А.Г. Воржецов, И.Ю. Ханнанова // Казанский государственный технологический университет [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://www.kstu.ru/ft/978-5-7882-XXX-Hannanova_vzaimod-inctitutov.pdf. - Дата доступа: 07.02.2016.
5. Гаджиев, К.С. Введение в политологическую науку / К.С. Гаджиев. – М.: Международные отношения, 1999. – 544 с.
6. Избирательный кодекс Республики Беларусь // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://www.pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=hk0000370. – Дата доступа: 06.02.2016.
7. История политических и правовых учений / В.Г. Графский [и др.]; под ред. акад РАН. В.С. Нерсесянца. – 4-е изд. – М.: Норма, 2005. – 944 с.
8. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.). – Мн.: Амалфея, 2004. – 48 с.
9. Мачихин, С.И. Лоббизм в политической науке: теоретико-методологические основы: автореф. дис. на соиск. уч. ст. кандидата политических наук / С.И. Мачихин. - Минск, 2011 – 23 с.
10. Мухаев, Р.Т. Политология. Изд. 2-е / Р.Т. Мухаев. – М.: Приор, 2000. – 432 с.
11. Нозик, Р. Анархия, государство и утопия / Р. Нозик; пер. с англ. - М.: ИРИСЭН, 2008. - 424 с.
12. О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения: Директива Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 года № 2 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
13. О политических партиях: Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. № 3266-XІІ// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
14. Об общественных объединениях: Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. № 3254-XІІ // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
16. Политология / В.М. Корельский, А.Н. Кокотов [и др.]; отв. ред. проф. В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2003. – 384 с.
17. Политология / Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков [и др.]; под. ред проф. С.В. Решетникова. – 4-е изд., стереотип. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 448 с.
18. Поппер, К. Открытое общество и его враги. Т.2 / К. Поппер.- М.: Междунар. фонд «Культ. инициатива»: Открытое о-во «Феникс», М., 1992. – 798 с.
20. Сажина, В. История государства и права зарубежных стран / В.В. Сажина, Д.Е. Тагунов. – Мн.: Книжный Дом, 2005. – 280 с.
21. Скобелина, Н.А. Механизм взаимодействия государства и гражданского общества: региональный аспект / Н.А. Скобелина // Гражданское общество в России [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://www.civisbook.ru/files/File/Skobelina_RAPN.pdf. - Дата доступа: 07.02.2016.
22. Сорокина, А. А. Синдром политической ностальгии у российских студентов: дис. на соиск. уч. ст. кандидата политических наук / А.А. Сорокина. – Москва. – 2015. – 153 л.
23. Сунгуров, А.Ю. Государство и гражданское общество: как может иерархическая структура взаимодействовать с сетевой? / А.Ю. Сунгуров // Гражданское общество в России [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://www.civisbook.ru/files/File/Sung_gos-vo.pdf. - Дата доступа: 07.02.2016.
24. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
25. Чумакова, В.П. Концепция Герберта Маршалла Маклюэна: медиа в социокультурной динамике: дис. на соиск. уч. ст. кандидата культурологии / В.П. Чумакова. – Москва. – 2015. – 195 л.
26. Ясин, Е. Г. Модернизация и общество: докл. к VIII Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и общественное развитие», Москва, 3—5 апреля 2007 г. / Е. Г. Ясин. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. — 114 с.