Коррекция функционального состояния детей со сколиозами средствами физической реабилитации
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Коррекция функционального состояния детей со сколиозами средствами физической реабилитации»
по дисциплине: «Физическая реабилитация»
2021
45.00 BYN
Коррекция функционального состояния детей со сколиозами средствами физической реабилитации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Физическая реабилитация
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ
1.1 Распространенность нарушений осанки у школьников
1.2 Анатамо-физиологические характеристики позвоночника
1.3 Анатамо-физиологическое строение позвоночника
1.4 Патогенез
1.5 Диагностика
1.6 Лечение
1.7 Средства физической реабилитации при сколиозе
1.8 Характеристика отклонений в организме при сколиозе
1.9 Методы и меры профилактики сколиоза
ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗОМ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
2.1 Программа физической реабилитации
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
2.4 Оценка эффективности разработанной реабилитационной программы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье - это непревзойденная ценность. Здоровье это состояние тела, которое позволяет в максимальной степени реализовать нашу генетическую программу. Известно, что здоровье человека только на 10-14% зависит от качества медицинской помощи, наибольшее влияние на него оказывают окружающая среда (20-25%) и условия жизни (50-55%).
Большинство заболеваний человека зависит от многих причин, особенно в условиях комбинированного воздействия негативных факторов различной природы. В настоящее время из-за постоянно меняющихся условий экология, роста гипокинезии и прогрессирующей бездеятельности, все больше людей страдают от определенных заболеваний и, в частности, общих нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата.
Известно, что основной причиной различных нарушений осанки являются недостаточная двигательная активность и неправильное положение позвоночника, при котором происходит формирование навыков неправильной постановки тела с недостаточно чувствительными рецепторами, которые определяют вертикальное положение позвоночника или ослабление мышц, удерживающих эту позицию, а также ограниченная подвижность в суставах. Отрицательно действует на формирование осанки езда на велосипеде в согнутом положении или на самокате (из-за отталкивания все время одной ногой). Функционированию структурных деформаций позвоночника предшествуют функциональные изменения в костной, соединительной и нервно-мышечной ткани. Во многом развитие нарушений осанки – результат невнимательности к образу жизни и двигательной активности.
Зонами риска, определяющими характер нарушений осанки, являются шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника, угол наклона таза, стопа, мышечная система. Нарушения и деформации осанки неблагоприятно сказываются на функциях внутренних органов. Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ
1.1 Распространенность нарушений осанки у школьников
Согласно опубликованным данным, нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Это заболевание является предпосылкой возникновения ряда функциональных и морфологических нарушений здоровья в детском возрасте и отрицательно сказывается на течении многих заболеваний у взрослых.
Осанка является наследственной, но на ее развитие во время роста у детей влияют многочисленные факторы окружающей среды. Процесс формирования осанки начинается в очень молодом возрасте и протекает на основе тех же физиологических законов высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность активного вмешательства в процесс формирования осанки у ребенка, обеспечивая его правильное развитие [7].
Формирование осанки (и ее изменение) начинается в раннем детстве. Школьный возраст - самый благоприятный период в жизни человека, когда формируется правильная осанка. Осанка у детей и подростков имеет определенные возрастные особенности.
Формирование осанки напрямую зависит от рационального двигательно-гигиенического режима. На его формирование влияют такие факторы, как состояние здоровья, физическое развитие, образ жизни, привычки неправильной осанки при сидении, стоянии, выполнении физических упражнений и рабочей активности. Поэтому в большинстве случаев нарушения осанки - это приобретенное состояние.
Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений межпозвонковых дисков, деформациям позвонков, грудины, ослаблению всего тела и требует своевременного лечения (коррекции). Поэтому вопросы профилактики и коррекции нарушений осанки актуальны сегодня и являются одной из важных проблем физического воспитания.
ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗОМ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
2.1 Программа физической реабилитации
Итак, в процессе исследования нами была разработана и апробирована программа использования фитбола для коррекции функционального состояния детей со сколиозом. Программа рассчитана на детей 10-12 лет.
Цель программы: коррекция функционального состояния детей со сколиозом посредством фитбол-гимнастики.
В соответствии с этой целью поставлены задачи:
1. Обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка.
2. Укрепление мышечного корсета.
3. Развитие вестибулярного аппарата.
4. Увеличение гибкости и подвижности в суставах.
5. Формирование общих представлений о правильной осанке.
Содержание программы
Программа работы коррекционных занятий с использованием фитбола включает в себя четыре этапа.
I. Ознакомительный.
Задача ознакомительного этапа - освоение детьми мяча как оборудования: дать представление о форме и свойствах фитбола.
Рекомендуемые упражнения:
- прокатывания фитбола по полу, гимнастической скамье, сидя на полу друг другу, между предметами и.т.д.;
- различные способы передачи мяча друг другу;
- броски фитбола вверх, друг другу;
- различные способы отбивания мяча об пол;
- игры с фитболам: «Догони мяч», «Вышибалы», «Попади в цель» и.т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Распространенность нарушений осанки среди детского населения, по литературным данным, может достигать уровня от 40,5 % от 96,9 %.
Сколиоз – это искривление позвоночного столба относительно своей оси. В патологический процесс вовлекаются все отделы позвоночника. Прогрессирование заболевания приводит к деформации грудной клетки, таза и сопровождается изменением функционирования сердца, легких, тазовых органов. Диагностируется на основании осмотра, рентгена.
Искривление происходит, в первую очередь, в боковые плоскости. В дальнейшем отмечается скручивание позвонков, усиливаются физиологические изгибы. Самым опасным возрастом в плане возникновения сколиоза является период от 4 до 6 лет и от 10 до 14 лет. Сколиоз и нарушение осанки – это не одинаковые понятия.
Для предотвращения сколиоза в основном используются средства физической культуры. К ним относятся гигиенические факторы, природные силы природы, физические упражнения.
Основными мерами профилактики сколиоза являются: правильно подобранная по росту мебель, использование физических упражнений, ношение обуви по размеру и др.
Таким образом, в ходе педагогического эксперимента достоверно доказано, что созданная программа физической реабилитации эффективна. Применяя средства и формы, которые входили в программу физической реабилитации, нам удалось добиться положительных результатов. Полученные в процессе исследования результаты свидетельствуют о положительном влиянии разработанной программы физической реабилитации на укрепление естественного мышечного корсета детей, на повышение функциональных возможностей опорно-двигательного аппарата.
1. Александров, В.В. Основы восстановительной медицины и физиотерапии: учеб. пособие / В.В. Александров, А.И. Алгазин. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 144 с.
2. Гиниятуллин, М.Н. Профессиональные технологии реабилитации, профилактики и лечения функций позвоночника / М.Н. Гиниятуллин // Лечебная физкультура и спортивная медицина. - 2017. - № 5. - С. 4-5.
3. Горбачев, М.С. Осанка младших школьников/ М.С. Горбачев // Физическая культура в школе, 2015. - №8. – С. 25 - 28.
4. Гребова, Л.П Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков / Л.П. Гребова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 170 с.
5. Гулбани, Р.Ш. Профилактика асимметричной осанки школьников среднего возраста средствами физической реабилитации / Р.Ш. Гулбани, Ю.В. Заед, М. Хагнер-Дереговска // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2014. – № 3. – С. 42–45.
6. Двигательная реабилитация при нарушениях осанки и сколиозе : учебн.-метод. реком. / авт.-сост. Л. А. Скиндер, А. Н. Герасевич ; под ред. А. Н. Герасевича. – Брест : БрГУ им. А.С. Пушкина, 2006. – 49 с.
7. Епифанов, В.А. Восстановительная медицина: учебник / В. А. Епифанов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 304 с.
8. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и массаж: учебник для мед. училищ и колледжей / В.А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 2-е изд. перерарб. и доп. – 525 с.
9. Ефимов О.И. Школьные проблемы глазами врача. – СПб.: «ДИЛЯ», 2007. – 144 с.
10. Зайцева, Т.Н. Сколиоз у детей: новые подходы к лечению и реабилитации / Т.Н. Зайцева, А.Г. Куликов, О.В. Ярустовская // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. – 2017. – № 4. – С. 24-26. .
11. Кашуба, В.А. Биомеханика осанки / В.А. Кашуба – Киев : Олимпийская литература, 2003. –С. – 52-68.
12. Кудяшева, А.Н. Физическая реабилитация нарушений осанки детей младшего школьного возраста: дисс. … кад. пед. наук / А.Н. Кудяшева.-Набережные Челны, 2012. -147 с.
13. Мирхадарова, Л.Г. Воспитание осанки у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Г. Мирхадарова. - Волгоград: ВГАФК, 1997. - 23 с.
14. Потапчук, А.А. Физкультурно-оздоровительные технологии при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей: методическое пособие / А.А. Потапчук, Е.В. Клочкова Т.Г. Щедрина / Под общ. ред. А.А. Потапчук. - СПб.: Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры имени П.Ф. Лесгафта, 2004. -148 с.
15. Трофимова, О.С. Использование фитбол-аэробики в физическом воспитании детей дошкольного возраста // Материалы международной научно-практической конференции «Образование, наука и инновации» г. Севастополь - 2017. в 2 частях. Ч. 2.- С.- 44-46.
16. Филимонова, О.С. Современные физкультурно-оздоровительные технологии: учебно-методическое пособие - Краснодар: ФГБОУ ВПО КГУФКСТ, Парабеллум, 2015.- 104 с.
17. Чаклин, В.Д. Сколиоз и кифозы / В.Д. Чаклин, Е.А. Абольмасова. - М.: Медицина, 1973.- 255 с.
18. Черепахин, Д.А. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами атлетической гимнастики: учебное пособие / Д.А. Черепахин, А.А. Щанкин. – М. – Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 92 с.
19. Чечетин, Д.А. Лечебная физическая культура при нарушении осанки у детей: практическое пособие для врачей / Д.А. Чечетин, А.Н. Цуканов, Д.В. Чарнаштан, Э.А. Надыров, Т.В. Бобр, Е.Ю. Зайцева, Н.М. Иванова. – Гомель: ГУ «РНПЦ РМиЭЧ», 2015. – 86 с.
20. Шлык, Н.И. Лечебная физическая культура при деформациях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей: учебно-методическое пособие / Сост. Н. И. Шлык., И. И. Шумихина, А. П. Жужгов; отв. ред. Н. И. Шлык. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2014. - 168 с.
21. Юречко, О.В. Лечебная физическая культура в профилактике и коррекции нарушений осанки у детей школьного возраста: учеб. пособие / О. В. Юречко. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2015. – 128 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты