Понятие и виды пенсионных систем в Республике Беларусь и зарубежных странах: сравнительно-правовая характеристика
МИТСО (Международный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Понятие и виды пенсионных систем в Республике Беларусь и зарубежных странах: сравнительно-правовая характеристика»
по дисциплине: «Право социального обеспечения»
2021
45.00 BYN
Понятие и виды пенсионных систем в Республике Беларусь и зарубежных странах: сравнительно-правовая характеристика
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Право социального обеспечения
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие, функции пенсионной системы
1.1 Понятие, функции пенсионной системы
1.2 Виды пенсий и их особенности по действующему законодательству Республики Беларусь
1.3 Сравнительный анализ реформирования пенсионной системы Беларуси и некоторых стран
ГЛАВА 2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СИСТЕМ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Система пенсионного обеспечения в странах Европы
2.1 Система пенсионного обеспечения в странах Европы
2.2 Система пенсионного обеспечения в США
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Пенсионное обеспечение в мире сталкивается с двумя серьезными и усиливающимися проблемами. Демографические изменения и глобальное экономическое давление влияют на обеспечение государственных пенсий за счет увеличения социальных расходов и в зависимости от метода финансирования. В основе государственных доходов, из которых финансируются эти программы, утверждается, что “постоянные кризисы бюджетов социального обеспечения, вызванные растущей конкуренцией на мировых рынках, постоянной безработицей и демографическим старением, напоминают, что социальная политика, похоже, направлена на адаптацию государств социального обеспечения, включая пенсионные системы, к более суровым экономическим условиям”.
Основная цель пенсионных реформ представлена как «восстановление совместимости социальной политики с социально-экономическими изменениями посредством экономической конкурентоспособности и сдерживания затрат в области пенсионной системы». Таким образом, вся модернизация пенсионного обеспечения должна основываться на обзоре экономических аспектов финансовых аспектов государственных и местных государственных пенсий.
Пенсионное обеспечение занимает важное место в экономической и социальной политике любого государства. Сегодня пенсионная система в большинстве стран достигла своей зрелости. Это означает, что большинство работников охвачены пенсионными планами и имеют право на полную пенсию.
За последние 15-20 лет многие экономически развитые страны предприняли шаги по модернизации своих пенсионных систем, чтобы адаптировать их к меняющимся демографическим и экономическим условиям, а также обеспечить им большую гибкость и финансовую стабильность.
Пенсионные пособия в Республике Беларусь являются жизненно важным компонентом системы социальной защиты. Пенсионное обеспечение распространяется на каждого инвалида, постоянно проживающего в стране, независимо от гражданства, прошлой деятельности или других обстоятельств.
Пенсионное обеспечение занимает важное место в экономической и социальной политике любого государства. Сегодня пенсионная система в большинстве стран достигла своей зрелости. Это означает, что большинство работников охвачены пенсионными планами и имеют право на полную пенсию.
Во многих современных государствах принято заботиться о своей старости за много лет до ее наступления. В большинстве стран пенсионный возраст выходит в 65-70 лет. Сейчас в Европе в связи с финансовым кризисом обсуждается вопрос об увеличении возраста выхода на пенсию до 75 и даже 80 лет. По мнению экспертов, это сделало бы пенсии и здравоохранение более доступными и снизило бы демографическую нагрузку на занятость. Повышение пенсионного возраста позволяет людям работать дольше, что несколько облегчает тяжелое бремя для молодежи.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие, функции пенсионной системы
Система пенсионного обеспечения занимает главное место в системе социальной защиты граждан в стране. Любое развивающееся государство требует совершенствование системы социальной защиты. Особенно это актуально в пенсионной системе, так как средняя продолжительность жизни растет, рождаемость последнее десятилетие находится на довольно низком уровне, что с течением времени приводит к увеличению доли пожилых людей в обществе. Тем самым создается нагрузка на пенсионную систему в целом [1, с.39].
Пенсионная система – это совокупность создаваемых государством правовых, экономических, финансовых, организационных институтов и норм, определяющих построение, охват, условия и нормы пенсионного обеспечения, и имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии [2, с.62].
Система пенсионного обеспечения является важнейшей составной частью системы социальной защиты населения Республики Беларусь. Она затрагивает жизненно важные интересы не только граждан, находящихся на пенсии, но и тех, кто, участвуя в финансировании системы, «зарабатывает» себе будущую пенсию.
Несмотря на возросшие расходы на пенсии, выплачиваемые из Фонда социальной защиты населения, состояние пенсионного обеспечения в настоящее время представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем, в основе которой, с одной стороны, низкий уровень размеров пенсий, с другой - достаточно высокий тариф страховых взносов. Из 35 процентов отчислений от фонда оплаты труда, установленных для большинства нанимателей на цели социального страхования, и страхового взноса в размере 1 процента от заработка, установленного для работающих граждан, до 80 процентов используется непосредственно на пенсионное обеспечение [3, с.123].
В настоящие время в мире существует несколько типов пенсионных систем. Условно их можно разделить на государственные, частные и смешанные системы. А также в зависимости от типов накоплений распределительные, накопительные и условно накопительные пенсионные системы. Наибольшее применение нашла государственная распределительная система, которая базируется на принципах выплаты пенсий за счет отчислений работающего населения.
ГЛАВА 2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СИСТЕМ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Система пенсионного обеспечения в странах Европы
Начиная говорить об формировании пенсионных систем зарубежных государств, хотелось бы отметить ,что в настоящее время многое в сфере пенсионного обеспечения подлежит реформированию. Где-то это наблюдается только локально, а где-то изменения принимаются комплексно.
Реформирование пенсионных систем конечно связанно непосредственно с состоянием экономики, а также «стареющим» населением.
В разных странах пенсионное обеспечение представляет собой совокупность форм, которые образуют сложную социально-экономическую систему.
Подходы к формированию пенсионных систем различны, одни гарантируют выплаты пенсий для компенсации минимальных потребностей , другие образуют систему государственного страхования, обеспечивающую населению после утраты трудовой функции замену прежнего заработка [15, с.111].
Невозможно и обойти стороной дополнительное пенсионное страхование, суть которого определяется в индивидуальном накоплении средств и их страховании .
На примере подходов к формированию пенсионной системы рассмотрим Германию. Германия считается по уровню жизни пенсионеров одной из лучший стран.
Так свое начало пенсионная система берет еще в 19 веке под предводительством Отто фон Бисмарка. Там впервые появилось государственное социальное страхование, принцип был прост работающие граждане отчисляют часть заработка в пенсионный фонд государства .Размер отчислений был равен 1,7 процентов. Но с развитием общества и его «старением» размер отчислений на данном этапе составляет 18.9 процентов.
В августе 2018 года в Германии было принято решение о том, что до 2025 года пенсионные отчисления не превысят 20% с заработной платы работающих по найму.
Если человек зарабатывая менее 450 евро в месяц, тогда взнос в пенсионное страхование составляет также 18,6% с зарплаты, но при этом 15% оплачивает работодатель и только 3,6% работник.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Зарубежный опыт в области пенсионного обеспечения позволяет извлечь немало полезных уроков, главный из которых заключается в том, что любое механическое заимствование моделей и механизмов социальной защиты населения, даже хорошо зарекомендовавших себя в других странах, без учета конкретных социально-экономических, политических, социокультурных и социально-психологических особенностей и условий нежелательно и невозможно. Если даже к примеру с их достаточно устойчивыми экономиками и высокоразвитыми финансовыми инфраструктурами считают для себя неприемлемым поспешное реформирование пенсионной системы, то тем более осмотрительной и взвешенной должна быть политика российских властей, чтобы непродуманными и скороспелыми решениями не усилить разочарование общества в проводимых реформах.
Нельзя не согласиться с мнением зарубежных специалистов, считающих, что переход к системе капитализации пенсионных отчислений потребует не менее 30-40 лет, по истечении которых система заработает в полную силу. В течение же переходного периода каждому будущему пенсионеру придется для сохранения нынешней нормы замещения (то есть отношения пенсии к заработной плате в последний год работы) выплачивать больше средств, чем сегодня в форме обязательных социальных взносов. Вряд ли население одобрит подобные меры. Именно этим в значительной степени и объясняется осторожный подход зарубежных властей к реформе пенсионной системы.
Основной проблемой пенсионного обеспечения по старости остается уровень пенсий, который, несмотря на их постепенное повышение, не является идеальным. И действительно, уровень жизни наших пенсионеров не сопоставим с уровнем жизни европейцев. Этот недостаток обусловлен нерациональным использованием бюджетных средств. При составлении бюджета на следующий финансовый период государство должно сбалансировать пенсионные доходы и выделять больше средств на выплату пенсий. Дело в том, что с постепенным повышением уровня пенсий или, в другой ситуации, с ростом заработной платы, цен на продукты питания и другие необходимые товары, в обществе возникает нестабильность.
Основным показателем уровня развития общества является степень социальной защиты населения. Одним из видов такой защиты, предоставляемой государством, является пенсионное обеспечение.
Пенсионное обеспечение - обеспечение обществом доходов престарелых, инвалидов и семей, потерявших кормильца, в порядке, установленном законодательством.
1. Галаганов В. П. Российское социальное обеспечение: проблемы и перспективы развития // Государство и право. − 1992. − № 12. − С. 38-46.
2. Замараева З. П. Современная система социальной защиты населения в контексте ресурсно-потенциального подхода // Отечественный журнал Социальной работы. − 2013. − № 2. − С. 61-69.
3. Постовалова, Т.А. Право социального обеспечения. Общая часть: Лекции / Т.А. Постовалова – Мн.: Тесей, 2005. – 232 с.
4. Право социального обеспечения: Учеб. пособие / Г.А. Василевич и др.; Под общ. ред. Х.Т.Мелешко.- Минск : Амалфея, 2013. – 544 с.
5. О пенсионном обеспечении [Электронный ресур] : 17 апр. 1992 г., № 1596-XII : в ред. Закона Респ. Беларусь : с изм. и доп.: текст по состоянию на 8 янв. 2018 г. // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
6. Конституция Республики Беларусь 1994 года [Электронный ресурс] : 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. : Нац. реестр правовых актов // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
7. Об основах государственного социального страхования [Электронный ресурс] : 31 янв. 1995 г., № 3563-ХII: в ред. Закона Респ. Беларусь : с изм.и доп.: текст по состоянию на 9 янв. 2017 г. // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
8. Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 29 фев. 1996 г., № 138-XIII: в ред. Закона Респ. Беларусь с изм. и доп.: текст по состоянию на 9 янв. 2017 г. // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
9. Мелешко, Х. Т. Современные проблемы пенсионного законодательства Республики Беларусь / Х. Т. Мелешко // Современные проблемы трудового права и права социального обеспечения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. А. А. Войтик. – Минск : БГУ, 2006. – С. 145 – 149.
10. О здравоохранении [Электронный ресурс] : 18 июн. 1993 г., № 2435-XII : в ред. Закона Респ. Беларусь от с изм. и доп. : текст по состоянию на 10 июл. 2012 г. // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
11. Постовалова, Т. А. Право социального обеспечения : в вопросах и ответах / Т. А. Постовалова – Мн.: Тесей, 2007. – 228 с.
12. Аносов, В.М. Современные пенсионные системы. – Мн., БГЭУ, 2010. – Ч. 1. – 133 с.
13. Волошина, А.Ю. Мировой опыт развития пенсионных систем: общеми¬ровые тенденции и межстрановые различия: автореф. дис. …канд. экон. наук: 08.00.14 / А.Ю. Волошина; Моск. гос. ун-т. им. М.В. Ломоносова. – М., 2007. – 27 с.
14. Гурвич, Е.Т. Пенсионная реформа: общие принципы и необходимые меры / Е.Т. Гурвич / Экономическая экспертная группа [Электронный ресурс]. – 2011 г. – Режим доступа: http://2020strategy.ru/data/2011/07/14/1214719772/8. pdf.
15. Василькович, В.П. Право социального обеспечения / В.П. Василькович, Н.Н. Маслакова. –Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2017. – 238с.
16. Постовалова, Т. А. Принцип равенства в социальном праве Европейского союза / Т. А. Постовалова // Право и демократия: сб. науч. тр. вып. 15 / ред. кол. : В. Н. Бибило (гл. ред.) [и др]. – Минск, БГУ, 2004. – С. 208 – 221.
17. Антропов, В. В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы / В. В. Антропов. – М.: Экономика, 2006. – 271 с.
18. Мелешко, Х. Т. Пенсионный возраст и продолжительность жизни / Х. Т. Мелешко // Национальная государственность и европейские интеграционные процессы: в 2 т. – Т. 2 : Проблемы унификации законодательства в Содружестве Независимых Государств и Европейском Союзе : сб. науч. тр. / ред. Ко л.: С. А. Балашенко [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2008. – С. 354 – 357.
19. Лебедева, Л. Ф. Федеральная программа пенсионного обеспечения в США / Л. Ф. Лебедева // «Россия и Америка в XXI веке». – 2014 – №2. – с.31 –35
20. Экономика: деловой новостной сайт / Как работает пенсионная система США [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://delo.ua/world/kak-rabotaet-pensionnaja-sistema-ssha-282949/ ?supdated_new=1424755 pdf.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты