Укрепление стабильности многодетной семьи обществом и государством
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Укрепление стабильности многодетной семьи обществом и государством»
по дисциплине: «Социальная работа»
2021
45.00 BYN
Укрепление стабильности многодетной семьи обществом и государством
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная работа
Организация: Санаторный ясли-сад №94, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Социальный паспорт многодетной семьи.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Выявление уровня жизни многодетных семей.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕ
1.1 Семья, как основа стабильности общества и государства
1.2 Государственная поддержка многодетной семьи
ВЫВОД
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ (НА ПРИМЕРЕ ГУО «САНАТОРНЫЙ ЯСЛИ-САД №94 Г.ГРОДНО»
2.1 Формы и методы социально-государственной поддержки многодетной семьи
2.2 Содержание работы ГУО «Санаторного ясли-сада №94 г. Гродно», как формы поддержки многодетной семьи обществом и государством
ВЫВОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Семья как социальный институт - активный элемент и важнейший фактор социальных изменений. Роль семьи находит свое отражение в анализе семьи как маленькой социальной группы, в которой для человека начинается первое взаимодействие с внешним миром. Взаимоотношения между членами семьи, роль каждого члена влияют не только на семейные узы, но и на стиль поведения, характер, склонности человека, который растет в семье.
Семья всегда была важнейшей средой формирования личности и институтом воспитания, как один из основных факторов социализации ребенка. Семья занимает важнейшее место в современном белорусском обществе и является одним из основных социальных институтов. В современных условиях вопрос совершенствования технологий социальной работы с многодетной семьей становится особенно актуальным.
Социальный статус, положение в обществе, возникающие какие-либо проблемы, разработка форм и методов работы с такими семьями, изучение психологических особенностей и развитие личности ребенка из многодетных семей изучали такие исследователи, как: Л.Л. Баландина, В. П. Мельникова, Е.А. Силина, Г.Н.Дмитриев, Е.А. Караева, В.И. Жукова, Е.И.Холостова, Л.Г. Гуслякова, Ф.Н. Навил А.А.Козлова.
Сегодня, наверное, нет семей, которые не были бы затронуты какими-либо проблемами. Каждая семья индивидуальна и является предметом изучения разных наук, отсюда актуальность и неисчерпаемость темы семьи.
Можно предположить, что актуальной проблемой многодетной семьи является проблема семейного бюджета. Но есть не менее важные вопросы, связанные с проблемой социальной поддержки многодетных семей. Однако, несмотря на усилия государства и общества по оказанию помощи многодетным семьям, проблемы остаются актуальными. Поэтому в настоящее время следует уделять больше внимания в практической профессиональной социальной работе с детьми этой категории. Несмотря на большое количество исследований и серию государственных мероприятий, современные многодетные семьи сталкиваются с рядом социальных и психологических проблем.
В связи с недостаточной проработкой проблемы социальной работы с многодетными семьями была сформулирована следующая цель исследования: выявить формы и методы укрепления стабильности многодетной семьи обществом и государством.
Объект исследования: укрепление стабильности многодетной семьи
Предмет исследования: формы и методы государственной, социальной поддержки многодетной семьи.
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕ
1.1 Семья, как основа стабильности общества и государства
«Семья как социальный институт – это объединение, характеризующееся совокупностью социальных норм, санкций и моделей поведения, регулирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, а также реализацию важных функций общества по рождению, содержанию и социализации детей» [11].
Государственная семейная политика - одно из ключевых направлений социальной политики Республики Беларусь и основа демографической безопасности. «Состояние института семьи, степень его устойчивости является одним из индикаторов демографического благополучия государства, таким образом основными целями государственной семейной политики являются:
- обеспечение улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи и выполнения ею репродуктивной, экономической и воспитательной функций;
- укрепление нравственных основ семьи и повышение ее престижа в обществе».
Разработаны «основные направления государственной семейной политики, которые исходят из:
1. признания непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека;
2. понимания важности роли семьи в жизни общества, в воспитании и социализации новых поколений, сохранении и передаче культурных и нравственных ценностей, традиций нации, достижении общественной стабильности и прогресса;
3. необходимости учета коренных интересов семьи и принятия специальных мер по их социальной поддержке;
4. признания государственной и общественной потребности в определении стратегии и тактики, принципов, основных целей и первоочередных мер социальной политики в отношении семьи, проводимой законодательной и исполнительной властью» [2].
В ходе перехода от доиндустриального к постиндустриальному обществу были отмечены следующие тенденции в развитии семьи.
1. Типичная доиндустриальная семья имеет много детей и много родственников, но в результате урбанизации и миграции населения происходит процесс «сжатия семьи», сокращается число ее членов [11].
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ (НА ПРИМЕРЕ ГУО «САНАТОРНЫЙ ЯСЛИ-САД №94 Г.ГРОДНО»
2.1 Формы и методы социально-государственной поддержки многодетной семьи
Деятельность социального педагога с многодетной семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Образовательная помощь включает в себя помощь при обучении и воспитании детей. Психологическая помощь формирует психологическую грамотность и чуткость к членам семьи. Посредническая деятельность социального работника представляет собой консультирование касательно интересующих вопросов, контроль и проверка качества жизни исследуемой семьи.
Открытая деятельность дошкольного учреждения предполагает тем самым привлечение родителей многодетных семей в образовательный процесс при помощи таких форм работы как: родительские собрания, коллективные конференции, вечер для родителей, конференция, семинар, практикум, заседание, круглый стол, тренинг, спортивные соревнования. Данные формы работы не только сближают многодетную семью, но и располагают к себе взаимодействие с дошкольным учреждением, социальными и другими работниками.
Наиболее удобными и распространенными методами работы с родителями являются: диагностика, консультация, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, сотрудничество, взаимодействие.
Выделим несколько основных форм и методов работы с многодетными семьями:
1. работа по выявлению и учету многодетных семей, составление комплексной характеристики семьи
2. определение с помощью различных бесед, тестов, диагностик основных проблем и потребностей семьи;
3. помощь в получении различных пособий, льгот, информирование и просветительская работа о пособиях и социальных льготах, действующих для многодетных семей;
4. помощь в трудоустройстве, информирование о предполагаемых вакансиях;
5. консультативное решение проблем семьи;
6. контроль использования выделенной материальной помощи детям;
7. проверка предоставления различной помощи в виде получения пособий, выделение продовольственных и вещевых посылок
8. разработка тематического оформления образовательного учреждения по работе с семьей;
9. стимулирование педагогического самообразования родителей;
10. расширение сферы дополнительного образования и досуговых форм работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья является системой удовлетворения жизненных и эмоциональных потребностей своих членов (защита, признание, принадлежность). Если основные потребности семьи не удовлетворяются систематически, семья будет дезорганизована. Внешние факторы, влияющие на семью, за исключением ряда чрезвычайных ситуаций, косвенно влияют на их устойчивость по сравнению с внутренними. Можно предположить, что многодетные семьи лучше адаптируют детей при подготовке их к возникающим проблемных ситуациях взрослой жизни. Дети, в своем большинстве, не капризны, подвижны и независимы, в них больше заботы, доброты, взаимовыручки по отношению к другим людям, меньше эгоцентризма.
Для благоприятного становления и функционировании многодетной семьи социальные работники выступают как посредники в осуществлении взаимодействия между многодетной семьей и общественными институтами. Необходимо осуществлять планомерную и целенаправленную работу с многодетными семьями именно социальным работником. Они также могут действовать как помощники в преодолении возникающих социальных трудностей. Оказание эффективной, своевременной социальной помощи многодетной семье – главное условие развития и поддержания стабильности в белорусском обществе и государстве.
Можно отметить, что государство проявляет заботу о многодетных семьях путем создания условий для экономической роста благосостояния семьи, льготной налоговой политики, выплаты государственных пособий, льготного кредитования, создания и развития учреждений образования, организаций культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, создания условий для сочетания родителями трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, развития инфраструктуры быта. Немаловажную роль в достижении успешных результатов в демографическом росте населения играет проводимая в Беларуси политика по поддержке семей, воспитывающих детей.
Таким образом согласно результатам анкетирования родителей многодетных семей можно утверждать, что проводимая государством работа по выявлению и оказанию многодетным семьям необходимой им помощи улучшает уровень жизни большинства многодетных семей, формы и методы поддержки и помощи многодетной семьи обществом и государством общедоступны для всех желающих таких семей. Согласно результатам беседы с детьми, посещающие старшие группы можно сказать, что семья оказывает большое внимание на воспитании детей, взращивая нового члена социума, поддерживая положительный психологический климат в семье что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей многодетных семей в школе.
1. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. — Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2019. — 142 с.
2. Указ Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г. №46 "Об утверждении Основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь".
3. Указ Президента Республики Беларусь от 9 июля 2019 года № 264 «Об автоматизированной информационной системе учета многодетных семей»
4. Указ Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2014 года № 572 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей».
5. Указ Президента Республики Беларусь от 18 сентября 2019 года № 345 «О семейном капитале».
6. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства о системе отношений ребенка в мире / В. В. Абраменкова // Мир психологии. – 2011. – № 4. – С. 160-173.
7. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин; под ред. В.В. Макарова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – С. 160-195.
8. Заяц, О.В. Положение семей группы риска как фактор социального сиротства и пути улучшения ситуации / О.В. Заяц // Семейная психология и семейная терапия - 2009. - №1 - С. 105-114.
9. Зритнева Е. И. Социология семьи: учебное пособие для студентов вузов обучающихся по специальности «Социология»/ Е. И. Зритнева. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. -160 с.
10. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2004. – 342 с.
11. Семенов, Г. Социально-педагогическая работа с многодетными семьями / Семенов Г // Воспитание школьников- 2010,- № 1 - с ->8-35
12. Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания: учеб пособие / В. В. Чечет. – Минск : Пачатковая школа, 2007. – 184 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Социальный паспорт многодетной семьи.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Выявление уровня жизни многодетных семей.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты