Республика Беларусь как демократическое социальное правовое государство
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Республика Беларусь как демократическое социальное правовое государство»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Республика Беларусь как демократическое социальное правовое государство
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 2 ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 3 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ПРОБЕЛЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня большой интерес вызывает вопрос организации и осуществления государственной власти. Это связано с тем, что мировой опыт научил нас тому, что важнейшим условием функционирования и эффективного функционирования государственной власти является принцип децентрализации.
Республика Беларусь, как демократическое унитарное государство в форме правления республики, также признает принцип разделения властей и закладывает основы всего строительства государственной власти. Конституция Республики Беларусь предусматривает, что все государственные полномочия нашей страны делятся на законодательную, исполнительную и судебную.
Именно этот принцип полностью устраняет произвол правительств и их институтов и устраняет монополию власти. Посредством данного принципа полностью исключен произвол власти, ее органов, ликвидирована монополизация власти.
В свою очередь, теория правового государства вовсе не застывшая догма, она развивается и на сегодняшний день, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления нравственных традиций и политического опыта. В юридической науке нет общепризнанной концепции правового государства. Оно может обосновываться и разрабатываться с различных мировоззренческий позиций, отражать реалии различных политических и правовых систем.
Гражданское общество и правовое государство логически подразумевают друг друга – одно невозможно без другого. В свою очередь, гражданское общество первично: оно выступает решающей социально-экономической предпосылкой правового государства.
ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Теория разделения властей является важнейшей политико-правовой теорией и наиболее обсуждаемой теорией в современной науке. Большинство ученых имеют основания полагать, что разделение властей происходит от идеи ограничения власти государства, которая связана с возникновением первого государства, принадлежащего выдающимся мыслителям древности – Платону, Аристотелю и Цицерону.
Философы того времени искали наилучшую, идеальную форму правления, потому что ни одна из существовавших в то время форм не была такой. Государство рассматривается с хорошей точки зрения, общественный (государственный) интерес совершенно выше, чем индивидуальный.
В своем труде великий мыслитель древности Платон указал на принцип разделения труда в работе государственного аппарата. В работе «Закон» он выделяет верховного монарха, в функции которого входит правильное соблюдение объективно сформулированных законов (законы создаются не человеком, а обстоятельствами, определяющими жизнь всего человеческого существа) [1, с.93].
Другим органом является Совет, целью которого является оказание помощи высшему органу. Судебная власть представлена тремя судьями: судьями по гражданским делам, судьями по уголовным делам и судьями специального суда по смертной казни. Они также наделяют полномочиями высшего надзора за всей государственной администрацией – специальной комиссией по охране. Эти институты обладают различной степенью автономии. Таким образом, согласно Платону, идеальной моделью государства является разделение власти и возможностей государственных институтов [1, с.93].
ГЛАВА 2 ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Основной Закон Республики Беларусь устанавливает фундаментальное положение о том, что «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное государство» [14].
Анализ содержания Конституции Республики Беларусь показал, что в этом Законе нет компактного и полного определения таких наиважнейших свойств белорусского государства, как социальное, демократическое и правовое. Отсутствуют эти определения и в других нормативных правовых актах. Вследствие этого обстоятельства любой гражданин страны, в том числе и правоприменитель, может по своему усмотрению толковать смысл термина «социальное государство».
Для более точного определения понятия «социальное государство» необходимо отталкиваться от общепризнанных в юридической науке определений государства. Однако решение этой задачи осложняется тем, что до сих пор отсутствует единый подход ученых по этому вопросу.
Полагаем достаточным обратить внимание на позицию белорусских ученых А.Ф. Вишневского, А.Н. Горбатюка и В.А. Кучинского. По их мнению, «государство – это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющего на правовой основе все более широкие общесоциальные функции» [17, с. 61].
Из этого определения видно, что оно в равной мере адресовано всем государствам от античности до настоящего времени.
ГЛАВА 3 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ПРОБЕЛЫ
По данному вопросу существуют различные мнения и споры. Само понятие «правовое государство» отсутствует в правовых актах, в связи с чем, обратимся к мнению ученых.
Н.С. Василевич, представляет «правовое государство» как стадию в развитии государства [19, с. 205].
С.А. Комаров пишет, что «…правовое государство есть форма народовластия, политическая организация граждан» [20, с. 193].
В.П. Сальников определяет правовое государство, как «практически инструмент обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности» [21, с. 61].
Г.А. Василевич говорит о том, что правовое государство – «тип государства, в котором существует конституционный строй» [22, с. 69].
На данном этапе, считаю, невозможно указать на верное или неверное определение, каждое представляет какую-то часть понятия – правовое государство.
Современные подходы юридической науки и практики к пониманию правового государства и последние достижения в данной сфере сводятся к следующим основным признакам:
– государство служит выразителем и защитником интересов гражданского общества. Правовое государство провозглашает права и свободы, образует разветвленный механизм социально-правовой защищенности. В значительной мере важна не защита прав и свобод человека, а обеспечение условий, в которых они способны реализоваться [23, с. 260].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, период становления государственной власти в Беларуси продолжается и сегодня. В некоторых работах ученых закрепление понятия разделения властей имеет свои особенности. Некоторые авторы выделяют более трех государственных ведомств (законодательное, исполнительное и судебное) (избирательность, контроль и др.).
В этой связи Республика Беларусь придерживается классической теории разделения властей, а именно существования трех ветвей: законодательной, исполнительной и судебной. Еще в глубокой древности люди стремились к письменному закреплению власти, системе управления порядком, его развитию и правовым нормам, регулирующим общественные отношения.
Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти в системе разделения властей, представленные самостоятельными органами в пределах своей компетенции, настолько разнообразны по своей структуре, функциям и методам формирования, что призваны обеспечить эффективное функционирование государственных институтов управления обществом.
Идея правового государства является прогрессивной и отражает устойчивые потребности и представления человека и общества о справедливом государстве.
Истинное правовое государство – это вовсе не подчинение государства праву, не связанность государства собственными законами, а, прежде всего, такое построение государственных институтов, их формирование, взаимодействие и осуществление ими государственных функций, которые основаны на критериях справедливости и равенства.
1. Платон соч. в 4 томах. – Т. 3. – Часть 1 / под общим. Издание А. Ф. Лосев и В. Ф. Асмус. – Санкт-Петербург: издательство С.-Петербург. ун-та, 2017. – 593 с.
2. Абашмадзе, В.В. Учение о разделении государственной власти и ее критике / В.В. Абашмадзе. – Тбилиси, 2012. – 314 с.
3. Василевич, Г. А. Конституционное право: учеб. пособие / Г. А. Василевич. – Минск: Регистр, 2015. – 192 с.
4. Авакьян, С.А. Размышления конституционалиста. Избранные статьи / С.А. Авакьян. – М.: Изд-во Московского университета, 2015. – 560 с.
5. Василевич, Г. А. Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий / Г. А. Василевич. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2016. – 486 с.
6. Фадеев, В.И. Конституционное право: учебник / отв. ред. В.И. Фадеев. – Москва: Проспект, 2015. – 584 с.
7. Беляева, О.М. Теория разделения властей и концепция неотъемлемых (естественных) прав человека через призму учений Дж. Локка / О. М. Беляева // История государства и права. – 2017. – № 18. – С. 3-8.
8. Чиркин, В. Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты / В. Е. Чиркин // Государство и право. – 2016. – № 8. – С.7-13.
9. Тихомиров, Ю. А. Власть в обществе: единство и разделение / Ю. А. Тихомиров // Государство и право. – 2019. – № 2. – С. 52-58.
10. Паречина, С. Г. Теории государственной власти / С. Г. Паречина. – М. : Сетевая публикация, 2018. – 140 с.
11. Энтин, Л. М. Разделение властей: опыт современных государств / Л.М. Энтиню – М. Издательская группа ИНФРА, М-Норма, 2015. – 175 с.
12. Косов, Р. В. Теория разделения властей : учебное пособие / Р. В. Косов. – Тамбов : Издательство ТГТУ, 2015. – 80 с.
13. Монтескьё, Ш. О духе законов/ Ш. О. Монтескьё. – М.: Зерцало, 2013. – 672 с.
14. Конституция Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2008. – 48 с.
15. Баглай, М.В. Конституционное право / Л. М. Энтин [и др.] ; под общ. ред. М. В. Баглая. – М. : Норма, 2015. – 832 с.
16. Чудаков, М. Ф. Государственное право: курс лекций/ М. Ф. Чудакова. – Мн.: АУпПРБ, 2015. – 331 с.
17. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: учебник / А.В. Вишневский, Н.А. Горбатюк, В.А. Кучинский; под общ. ред. В.А. Кучинского. – Минск: Интегралполиграф, 2019. – 552 с.
18. Зульфугарзаде, Т.Э. Основы социального государства и гражданского общества: учеб. пособие / Т.Э. Зульфугарзаде. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2012. – 190 с.
19. Василевич, Н.С. Формирование правового государства / Н.С. Василевич // Сборник работ 68-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: в 3-х ч.: ч. 2. – Минск: БГУ, 2017. – С. 204-207.
20. Комаров, С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций / С.А. Комаров. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Манускрипт, 2016. – 316 c.
21. Сальников, В.П. Советское правовое государство и юридическая наука // Советское государство и право. – Москва: Наука, 1989. – № 3. – С. 53-62.
22. Василевич, Г.А. Конституция. Человек. Государство / Г.А. Василевич. – Минск: Тесей, 2010. – 312 с.
23. Матузова, Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / Н.И. Матузова, А.В. Малько. – Минск: 2-е изд., перераб. и доп.: Юристъ, 2017. – 776 с.
24. Тихомиров, Ю.А. Правовое государство: проблемы формирования и развития. Материалы научного семинара / Ю.А. Тихомиров. – 2018. – Вып. 4 (42). – С. 93-109.
25. О государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27.07.1990 г., № 193-XII [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
26. Тихиня, В.Г. Формирование правового государства в Республике Беларусь: проблемы и пути их решения / В.Г. Тихиня // Право и экономика: [науч.-практ. сб.]. – Минск, 2016. – Вып. 5. – С. 216-221.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты