Технологии социально-педагогической деятельности по формированию правовых знаний учащихся подросткового возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Технологии социально-педагогической деятельности по формированию правовых знаний учащихся подросткового возраста»
по дисциплине: «Технологии социально-педагогической деятельности»
2021
45.00 BYN
Технологии социально-педагогической деятельности по формированию правовых знаний учащихся подросткового возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Технологии социально-педагогической деятельности
Организация: Раковская средняя школа, ГУО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика Л. А. Ясюковой для изучения правосознания.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Занятие 1. Классный час «Право каждого из нас».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Социально-правовая компетентность: понятие, компоненты
1.2 Особенности подросткового возраста
1.3 Направления социально-педагогической деятельности по формированию правовых знаний учащихся подросткового возраста
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня правовых знаний учащихся подросткового возраста
2.2 Формы и методы формирования правовых знаний учащихся подросткового возраста
2.3 Программа формирования правовых знаний учащихся подросткового возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современная образовательная политика Республики Беларусь подразумевает воспитание нравственно-зрелой, подготовленной к самостоятельному существованию личности, способной занимать активную гражданскую позицию, существовать в соответствии с социально – правовыми нормами, обладающей культурой не опасной для жизнедеятельности.
В настоящее время в социуме остро востребована личность, которая способна и готова к адекватному решению проблем взаимодействия с окружающими, на основе личностных и социально-ценностных качеств, которая придерживается норм и правил поведения в данном обществе, обладает социально-правовой компетентностью.
Подростковый возраст, является важным этапом для формирования социально-правовой компетентности. В результате овладения социально-правовыми компетенциями, подросток приобретает опыт по решению задач адаптации, индивидуализации и интеграции в конкретной общности, в реальных условиях с использованием своих знаний, жизненного опыта, системы ценностей. Вместе с тем, у некоторых современных подростков наблюдаются проявления правового нигилизма, которые имеют разные формы проявления: от неясного, беспринципного отношения к роли и значению закона посредством скептического отношения к его возможностям до полного недоверия к закону и отрицательного отношения к нему.
Непосредственно проблеме правового воспитания посвящен ряд исследований. В работах В.В. Гринкевича, Г.А. Кузнецова, В.Ф. Подгорного, О.Г. Шапиевой проводится анализ взаимодействия нравственного и правового воспитания, определяются задачи и место правового воспитания в процессе формирования личности. Правовое воспитание рассматривается в связи с такими проблемами, как профилактика противоправного поведения школьников (Л.М. Голубева, А.А. Даниленков, Л.М. Зюбин, В.В. Панкратов, В.Ф. Пирожков и др.), формирование правосознания и поведения учащихся (Г.А. Голубева, А.И. Дулов, Е.В. Известнова, Р.И. Иманкулов, Е.К. Татаринцева, А.А. Черемисина и др.).
Изучение проблемы формирования социально-правовой компетентности учащихся подросткового возраста нашли отражение в работах белорусских исследователей: Е.В. Борщева, Д.О. Донченко, Л.Н. Гиенко, В. В. Мартынова, Е .К. Погодина и др.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Технологии социально-педагогической деятельности по формированию правовых знаний учащихся подросткового возраста.
Объект исследования: формирование правовых знаний учащихся подросткового возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Социально-правовая компетентность: понятие, компоненты
Понятие «компетенция» пришло в педагогику из общественного труда и предприятий. В производственной области большинство специальностей и должностей характеризуются некоторым перечнем компетенций, которые учитываются при найме на работу и при повышении квалификации сотрудников. Исходя из данного подхода, Г. Федорова считает, что «компетенция – это индивидуальные качества личности, его способности и возможности к выполнению тех или иных функций, к изучению типов поведения и социальных ролей» [34, с. 38]. И.С. Серова определяет понятие компетенция как «совокупность полномочий, которыми наделен какой-либо орган или должностное лицо» [32, с. 17]. Исходя из данных определений, мы можем сказать, что компетенция – это не просто полномочия кого-либо, а совокупность прав и обязанностей.
Исходя из вышеперечисленных определений, следует отметить, что компетенция является основанием для осуществления прав, выполнения действий, основанием для принятия правомочности в отношении чего-либо или кого-либо.
Л.А. Кочемасов полагает, что понятие компетенция взаимосвязано с понятием компетентность, ведь компетентный человек, не обладающий компетенцией, не может в полной мере ее реализовать [23, с. 86]. И.А. Зимняя разделяет понятия «компетенция» и «компетентность». Он полагает, что «Компетенция – это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентная в определенной сфере личность обладает соответствующими способностями и знаниями, которые позволяют ему уверенно аргументировать в определенной сфере деятельности, эффективно и результативно действовать и ориентироваться в ней. Компетенцией является совокупность взаимосвязанных качеств личности, которые относятся к определенной направленности процессов и предметов, а также необходимые для результативной и качественной деятельности по отношению к ним [18, с. 35].
Компетентность И.А. Зимней определяет как «владение или обладание человеком соответствующей компетенцией, которая отражает его личностное отношение к ней и к окружающим предметам его определенной деятельности [18, с. 36].
С.И. Ожегов считает, что «Компетентность – это знание, осведомленность, авторитетность». По мнению Дж. Равена «Компетентность – это специфическая способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, способы мышления, понимание ответственности за свои действия» [11, с. 46]. В нашей работе мы будем придерживаться данного определения.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня правовых знаний учащихся подросткового возраста
Цель исследования – изучить уровень правовых знаний учащихся подросткового возраста.
Исследование проводилось на базе ГУО «Раковская средняя школа». В исследовании приняли участие 50 учащихся в возрасте 13-16 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 25 учащихся мужского пола и 25 учащихся женского пола.
Для достижения цели нами подобраны следующие методики:
1. Методика Л. А. Ясюковой для изучения правосознания.
Цель: диагностика уровня правосознания учащихся.
С помощью методики можно выделить четыре уровня развития правосознания:
– правовой нигилизм (низкий уровень);
– уровень противоречивого и неполноценного правового сознания (средний уровень);
– уровень в основном сформированного правосознания (уровень выше среднего);
– уровень полностью сформированного правосознания (высокий уровень).
Методика включает в себя 13 вопросов, на которые предлагается три варианта ответа. Ответ А оценивается в 2 балла, ответ Б – в 1 балл, ответ В – баллов. Максимальный балл, указывающий на высокий уровень правосознания – 26, минимальный – 0. Отдельно по каждой шкале уровень оценивается от 0 до 8 баллов (Приложение А).
2. Опросник «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних по законодательству Республики Беларусь» (Д.О. Донченко).
Цель: диагностика уровня правовой информированности подростков по вопросам административной и уголовной ответственности.
Разработаны 2 варианта опросника: для учащихся 6-7 классов и для учащихся 8-9 классов. Каждый опросник содержит 12 вопросов. На некоторые вопросы предложены варианты ответов. При обработке результатов подсчитывается количество правильных ответов:
– низкий уровень правовой информированности – 1-4 балла,
– средний уровень – 5-8 баллов,
– высокий уровень правовой информированности – 9-12 баллов (Приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социально-правовая компетентность – интегративное личностное образование, включающее в себя ценностные ориентации, определенные личностные качества, теоретические знания, практические умения, способность человека применять правовые знания для решения практических задач в вопросах, в которых он достаточно осведомлен, располагает необходимой информацией и практическим опытом. Социально-правовая компетентность включает следующие структурные компоненты: когнитивный; мотивационный; ценностно-семантический; эмоционально-волевой; рефлексивный; деятельностно-поведенческий.
Подростковый возраст представляет собой важный этап развития личности, который характеризуется повышением физической активности на фоне быстрого физического роста, развитием самосознания и открытием своего Я. В этом возрасте активно развиваются волевые качества, повышается самостоятельность, рефлексия, развивается критическое мышление. Специфическими чертами подростка выступают: эмоциональная возбудимость, высокая чувствительность, колебания настроения, потребность в эмоционально-близком общении. Специфика подросткового возраста состоит в том, что в зависимости от условий социализации развитие личности подростка может проходить по гармоничному или дисгармоничному пути. У подростка может отмечаться выраженное стремление к самовоспитанию, овладению внутренней регулировкой психических процессов и поведения, развитию положительных личностных качеств. Негативные черты личности подростка находит свое проявление в агрессивности, враждебности и негативизма к окружающим.
В рамках социально-педагогической деятельности по содействию в формировании социально-правовой компетентности обучающихся могут планироваться и осуществляться различные формы и направления. Деятельность по формированию социально-правовой компетентности во многих случаях должна быть мобильной, исходить из запросов ситуации.
Цель исследования – изучить уровень правовых знаний учащихся подросткового возраста. Для достижения цели нами подобраны следующие методики: методика Л. А. Ясюковой для изучения правосознания, опросник «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних по законодательству Республики Беларусь» (Д.О. Донченко).
Большинство подростков обладают низким уровнем правового самосознания, правовым нигилизмом, что проявляется в отрицании права как социального института и системы правил поведения, как элемента успешного регулирования взаимоотношений между людьми.
Значимая часть учащихся подросткового возраста демонстрируют слабый уровень гражданской самостоятельности. Это говорит о том, что для них характерен социальный инфантилизм. Это проявляется в неумении принимать решение и нести ответственность за свои социальные действия, осознавать из возможные последствия, учитывать социальные нормы. Большинство учащихся подросткового возраста демонстрируют слабый уровень правовых знаний. Это говорит о том, что для них характерен инфантилизм правовых представлений.
1. Акрушенко, А.В. Психология развития и возрастная психология: учебно пособие // Саратов: Научная книга. / А.В. Акрушенко, 2012. – 22 с.
2. Алексеева, Т. Н. Формирование социально-правовой компетентности детей-сирот старшего школьного возраста в интернатных учреждениях : автореф. дис. … канд. пед. наук / Т. Н. Алексеева. – М., 2010. – 25 с.
3. Белоусова, Е. Л. Нравственное воспитание современных подростков в условиях системы дополнительного образования / Е. Л. Белоусова, Н. А. Ложникова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 2. – С. 270–277.
4. Бессонова, Л.А. Профессионально – личностная компетентность как условие преодоления профессиональной деформации личности специалиста социальной работы / Л.А. Бессонова // СИСП, 2012. – № 1. – С. 490 – 501.
5. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. – СПб.: Речь, 2016. – 440 с.
6. Болотова, А.К. Самосознание и развитие личности как «особый временной момент» / А.К. Болотова, Е.Б. Башкин // Культурно-историческая психология. – 2009. – № 1. – С. 19-27.
7. Борьба с преступностью в Беларуси: научные основы и концептуальные решения. – Минск: Право и экономика, 2005. – 403 с.
8. Волкова, Т.Г. Анализ образа Я как продукта самосознания личности / Т.Г. Волкова // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2016 г.). Пермь: Меркурий, 2016. – С. 1-4.
9. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 302 с.
10. Гиенко, Л. Н. Формирование социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения : автореф. дис. … канд. пед. наук / Л. Н. Гиенко. – М., 2009. – 27 с.
11. Гутырчик, Е.В. Профессиональная компетентность как управленческая категория / Е. В. Гутырчик // Кіраванне ў адукацыі, 2016. – № 8. – С. 46-48.
12. Донченко, Д. О. Критерии и показатели формирования социально-правовой компетентности подростков в условиях современного учреждения образования / Д. О. Донченко // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию кафедры воспитания и социализации РГПУ им. А. И. Герцена / Отв. ред. Е.И. Бражник, С. В. Кривых, Н. Н. Суртаева. – СПб. : Изд. -во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. – С. 310-316.
13. Донченко, Д.О. Формирование социально-правовой компетентности несовершеннолетних : метод. рекомендации / Д. О. Донченко. – Минск : РИВШ, 2013. – 36 с.
14. Дубровина, И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования / И.В. Дубровина. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. – 464 с.
15. Жигулин, А. А. Концептуализация понятия правовой культуры студентов высшего профессионального образования / А. А. Жигулин // Территория науки. – 2014. – № 1. – С. 16-23.
16. Жуковская, Н. Ю. Правосознание и правовая культура несовершеннолетних : понятие, особенности и психолого-педагогические аспекты формирования / Н. Ю. Жуковская // Правовая культура. – 2017. – № 4. – С. 56-62.
17. Захарова, А.В. Структурно-динамическая модель самооценки / А.В. Захарова // Вопросы психологии. – 2009. – № 1. – С.36
18. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34-42.
19. Иванов, А.В. Природа и структура сознания человека / А.В. Иванов // Живая этика и наука. – 2013. – №2. – С. 539-559.
20. Игумнов, С. А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков / С. А. Игумнов. – М .: Изд-во Института психотерапии, 2010. – 112 с.
21. Климова, Т. Г. Программа по формированию правовой компетентности подростков / Т. Г. Климова // Социальная психология : вопросы теории и практики : сборник трудов конференции. – Москва, 2019. – С. 304-306.
22. Кон, И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.
23. Кочемасова Л.А. Профессиональная компетентность социального работника: модель, технология, инноватика развития : монография / под науч. ред. С.В. Сальцевой. – Оренбург: Экспресс–печать, 2013. – 228 с.
24. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю.Кулагина, В. Н.Колюцкий. – М., 2011. – 144 с.
25. Леонтьев, Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. – 2012. – № 2. – С. 107-120.
26. Лобанок, Т.С. Приобщаемся к нравственной и правовой культуре: пособие для педагогов, руководителей учреждений / Т.С. Лобанок. – М. : Мозырь, 2005. – 298 с.
27. Мартынова, В. В. Профилактика правонарушений учащихся : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В. В. Мартынова, Е .К. Погодина, Д. О. Донченко. – Минск : Национальный институт образования. – 2019. – 192 с.
28. Матюхин, А. Н. Правовое воспитание и обучение учащихся в средней школе / А. Н. Матюхин // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2017. – № 5. – С. 202-205.
29. Немов, Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2014. – 752 с.
30. Панченко, С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С. А. Панченко // Известия ЮФУТН. 2006. – № 1. – С. 95–99.
31. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – М.: АСТ, 2010. – 656 с.
32. Серова, И.С. Правовая компетентность подростков детского дома / И.С. Серова. – М. : Медведи, 2011. – 58 с.
33. Ткачева, М. С. Возрастная психология: конспект лекций / М. С. Ткачева, М. Е .Хилько. – М. : Изд-во Юрайт, 2013. – 194 с.
34. Федорова, Г. Повышение компетентности: внутренние резервы // Обруч / Г. Федорова. – 2011. – №4. – С. 38-39.
35. Шептенко, П.А. Социально–педагогическая поддержка школьников в работе социального педагога / П.А. Шептенко. – Барнаул : Изд-во БГПУ, 2014. – 120 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика Л. А. Ясюковой для изучения правосознания.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Занятие 1. Классный час «Право каждого из нас».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты