Взаимосвязь трудовой мотивации и реакции в ситуации фрустрации
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь трудовой мотивации и реакции в ситуации фрустрации»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь трудовой мотивации и реакции в ситуации фрустрации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Твоя столица
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статистическая обработка данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ И РЕАКЦИИ В СИТУАЦИИ ФРУСТРАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Подходы к изучению трудовой мотивации в психологии
1.2 Понятие фрустрации и типы реакций в ситуации фрустрации
1.3 Характеристики различных типов корпоративных культур
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ И РЕАКЦИИ В СИТУАЦИИ ФРУСТРАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования трудовой мотивации и реакций в ситуации фрустрации
2.3 Статистический анализ взаимосвязи трудовой мотивации и реакции в ситуации фрустрации у сотрудников с различной корпоративной культурой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена запросом со стороны общества на исследования условий и факторов успешности личности в профессиональной деятельности и практическую помощь в реализации потенциала, способствующего карьерному росту. В современных условиях функционирования общества особую важность приобретает проблема поиска детерминант, подталкивающих человека к высоким достижениям в профессиональной сфере. Особую роль в профессиональном развитии личности играет мотивация [20; 22].
Сотрудники организаций часто сталкиваются с фрустрирующими ситуации. При этом, многие из них при столкновении с препятствиями теряются, не могут принять решение, оптимально выполнять свои обязанности. В ситуации фрустрации могут проявлять различные реакции, которые влияют н только на результаты выполнения задачи, но и трудовую мотивацию.
Роль корпоративной культуры в организации чрезвычайно важна и многоаспектна. Корпоративная культура объединяет все виды деятельности и все взаимоотношения внутри компании, делая коллектив сплоченным и производительным. Она создает внешний образ компании, формирует ее имидж, определяет характер отношений с клиентами, партнерами. От того, какой воспринимают сотрудники организацию, зависит их трудовая мотивация.
Проблема мотивации трудовой деятельности является одной из ключевых для психологии труда, поскольку знание детерминант профессиональной активности открывает широкие возможности управления субъектом труда, повышения эффективности его работы и саморегуляции. Вопросам мотивации труда посвящено большое количество исследований, по результатам которых накоплен обширный материал, требующий систематизации и обобщения на новом методологическом уровне. Феномен трудовой мотивации изучали Ш. Ричи, Ф. Тейлор, Э. Мейо, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, К. Альдерфер, Д. Мак-Клелланд, Ф. Херцберг, Л. Портер, Э. Лоутер, В. Врум и др. Эти ученые создавали различные теории и модели мотивации труда, вырабатывали практические рекомендации по применению своих теорий.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ И РЕАКЦИИ В СИТУАЦИИ ФРУСТРАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Подходы к изучению трудовой мотивации в психологии
В зарубежной психологии трудовая мотивация рассматривается в ряде содержательных и процессуальных теорий мотивации. Содержательные теории представлены работами А. Маслоу, К. Альдерфера, Д. Мак-Клеланда, Ф. Герцберга, Дж. Аткинсона. Среди представителей процессуальных теорий мотивации можно назвать В. Врума, С. Адамса, И. Лоулера, Л. Портера.
Теория А. Маслоу выступает в качестве фундамента для формирования других теорий мотивации, поддерживающих, дополняющих или отрицающих пятиступенчатую пирамиду потребностей. Иерархия потребностей А. Маслоу включает 5 уровней потребностей (от низшего к высшему): физиологические потребности, потребность в безопасности, социальные потребности (любовь, дружба, общение); потребность в уважении (уважение окружающих, признание, самооценка); потребность в самореализации (совершенствование, саморазвитие) [8, с. 142].
Теория К. Альдерфера является модификацией теория А. Маслоу, где выделяются только три группы потребностей: потребности в существовании, в физическом здоровье и благополучии (соответствуют двум нижним ступеням пирамиды А. Маслоу); потребности во взаимосвязях – в доставляющих удовлетворение взаимоотношениях с другими людьми (это третья, частично вторая и четвертая ступени пирамиды А. Маслоу); потребности в росте, связаны с развитием внутреннего потенциала индивида, стремлением к личностному росту и т. д. (это две верхние ступени пирамиды А. Маслоу) [27, с. 40].
Д.К. Мак-Клелланд предложил теорию мотивации трудовой деятельности, которая делала упор на потребности высших уровней - власть, успех и причастность. Согласно теории Мак-Клелланда, если у индивида есть эти потребности, то он будет прилагать усилия, которые его приведут к их удовлетворению. Эта группа потребностей развивается под воздействием жизненных обстоятельств, опыта, обучения.
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ И РЕАКЦИИ В СИТУАЦИИ ФРУСТРАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Организация и методы исследования
Целью данного эмпирического исследования является выявление взаимосвязи трудовой мотивации и реакции в ситуации фрустрации сотрудников организаций с различным типом корпоративной культуры.
Исходя из цели работы, были намечены задачи:
– провести эмпирическое исследование трудовой мотивации и реакций в ситуации фрустрации у сотрудников;
– провести статистический анализ взаимосвязи трудовой мотивации и реакции в ситуации фрустрации у сотрудников организаций с различным типом корпоративной культуры;
– сформулировать выводы и практические рекомендации по результатам исследования.
Объект исследования: трудовая мотивация и реакции в ситуации фрустрации сотрудников организаций.
Предмет исследования: взаимосвязь трудовой мотивации и реакции в ситуации фрустрации у сотрудников организаций с различным типом корпоративной культуры.
Цель исследования: выявить взаимосвязь трудовой мотивации и реакции в ситуации фрустрации у сотрудников организаций с различным типом корпоративной культуры.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь трудовой мотивации и реакции в ситуации фрустрации у сотрудников организаций с различным типом корпоративной культуры.
База исследования: исследование проводилось на базе компании «Твоя столица».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 100 сотрудников в возрасте 25-35 лет, из них 58 мужчин и 42 женщины. Стаж работы от 1 до 10 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Изучены подходы к изучению трудовой мотивации в психологии. Понятие трудовой мотивации в психологии определяется как процесс побуждения работника к активной трудовой деятельности с целью удовлетворения их собственных потребностей в сочетании с достижением целей организации. На мотивацию сотрудников оказывают влияние различные факторы мотивации, которые могут быть внутренними и внешними. К внутренним факторам трудовой мотивации относятся потребности личности, которые она стремится удовлетворить, самореализация, самоутверждение, творчество, чувство удовлетворения от выполненной работы. Ко внешним факторам трудовой мотивации относятся: доход, продвижение по карьерной лестнице, признание, статус, положение в обществе.
2. Рассмотрено понятие фрустрации и типы реакций в ситуации фрустрации. В психологической литературе фрустрация определяется в качестве психического состояния, акта блокирования поведения, направленного на достижение цели, типа жизненной ситуации, которая становится критической при непреодолимых трудностях. В ситуации фрустрации человек сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни, потому он испытывает различные чувства, среди которых как напряжение, тревога, вина, беспокойство, безразличие и другие. В зависимости от направленности реакции на ситуацию фрустрации могут быть экстрапунитивными (направленными на других), интропунитивными (направленными на себя) и импунитивными (примиряющими). В зависимости от вида реакции на ситуацию фрустрации подразделяются на: препятственно-доминантные реакции, самозащитные реакции, упорствующе-разрешающие реакции.
3. Проведено эмпирическое исследование трудовой мотивации и реакций в ситуации фрустрации у сотрудников. Установлено, что в данный момент в организации выделяются два типа корпоративной культуры: рыночная и иерархическая. В предпочтительном образе корпоративной культуры у сотрудников организации преобладают ценности адхократической культуры. Основными мотивационными потребностями сотрудников с рыночной корпоративной культурой являются: высокая заработная плата, потребность ставить для сложные цели и достигать их. Преобладающими
1. Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура. – Санкт-Петербург, 2000. – 320 с.
2. Бердиёров, Т.А. Понятие мотивации трудовой деятельности / Т.А. Бердиёров, Ё. Ю. Ортиков // Молодой ученый. – 2016. – № 7. – С. 83-86.
3. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия, контроль / Л. Берковитц. – М.: Прайм-Еврознак, 2005. – 512 с.
4. Бондаренко, И.Н. Личностные детерминанты процессуальной мотивации трудовой деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.Н. Бондаренко. – М., 2010. – 25 с.
5. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. – М.: Изд-во Московского. университета, 1984. – 200 с.
6. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. –491 с.
7. Дементий, Л.И. Фрустрация: Понятие и диагностика / Сост. Л.И. Дементий. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – 68 с.
8. Дмитриева, Н.А. Мотивация персонала в организации / Н.А. Дмитриева // Новая наука: теоретический и практический взгляд. – 2017. – № 3. – С. 141-145.
9. Занковский, А.Н. Организационная психология / А. Н. Занковский. – М.: Флинта, 2002. – 648 с.
10. Захарова, Т.И. Мотивация трудовой деятельности / Т.И. Захарова, С.В. Гаврилова. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2008. – 216 с.
11. Зубайдуллина, Д.В. Трудовая мотивация в современной России: комплексный подход / Д.В. Зубайдуллина // Аллея науки. – 2017. – № 7. – С. 417-420.
12. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
13. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Наука, 1983. – 368 с.
14. Когдин, А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом / А.А. Когтин // Основы экономики, управления и права. – 2012. – № 4. – С. 80-83.
15. Левитов, Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1967. – № 6. – С. 74-79.
16. Лукина, А.В. Мотивация и удовлетворенность работой / А. В. Лукина // Исследования молодых ученых: материалы XII Междунар. науч. конф. – Казань: Молодой ученый, 2020. – С. 40-41.
17. Методика «Диагностика организационной культуры» OCAI (К. Камерон и Р. Куинн) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sites.google.com/site/test300m/ocai.
18. Пак, В.Д. Основные типологии организационной культуры / В.Д. Пак // Международный научно-исследю журнал. – 2014. - № 8. – С. 50-53.
19. Рисуночный тест «Деловые ситуации» Н. Г. Хитровой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://test-metod.ru/index.php/metodiki-i-testy/3/63-risunochnyj-test-qdelovye-situatsiiq-n-g-khitrovoj.
20. Ричи, Ш. Управление мотивацией / Ш. Ричи, П. Мартин; пер. с англ., под ред. Е. А. Климова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 399 с.
21. Родина, О.Н. Профессиональная мотивация и успешность профессионализации психологов / О.Н. Родина, П.Н. Прудков // Мир психологии. – 2016. – № 4. – С. 153-167.
22. Спектор, П. Промышленная и организационная психология: Исследование и Практика / пер. с англ. – М.: София, 2018. – 432 c.
23. Стрельцова, В.А. Формирование эффективной мотивации труда для обеспечения устойчивого развития предприятия / В.А. Стрельцова // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2015. – № 8. – С. 23-26.
24. Фрейд, З. Психология бессознательного / Пер. с нем. – М.: Наука, 1989. – 467 с.
25. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
26. Хагур, Ф.Р. Вклад зарубежных ученых в исследовании мотивации трудовой деятельности / Ф.Р. Хагур // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2016. – № 2. – С. 11-19.
27. Цыганова, Л.Н. Понятие «агрессивность» в психолого-педагогической литературе. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте / Л.Н. Цыганкова // Вестник Мордовского университета. – 2011. – № 2. – С. 188-196.
28. Цыпленкова, М.В. Основы менеджмента: учебное пособие / М.В. Цыпленкова [и др]. – М.: Изд. дом Акад. естествознания, 2013. – 129 с.
29. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство [Текст] / Э. Шейн. – СПб.: Питер, 2002. – 336 с.
30. Шмаков, А.Г. Мотивация трудовой деятельности как фактор управляющего воздействия на результат труда персонала / А.Г. Шмаков, А.В. Топоркова // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2013. – № 3. – С. 103-106.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статистическая обработка данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты