ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
1.1 Понятие демократического политического режима
1.2 Особенности демократического политического режима
1.3 Формы и виды демократического режима
1.4 Легитимность власти как основа демократического политического режима
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
2.1 Общие положения о демократическом политическом режиме
2.2 Модели демократического режима на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с определением понятия политического режима, типологии политических режимов, а также с проблемами становления демократического политического режима. Указанные вопросы требуют сегодня серьезной теоретической разработки и осмысления.
В последнее время в Республике Беларусь и ряде других стран осуществляются глубокие государственно-политические, социально-экономические, правовые преобразования. Сопутствующее этому процессу новое политико-правовое мышление ставит человека, его жизненные проблемы и интересы, в качестве важнейшего объекта исследования общественных наук. Одним из фундаментальных понятий, наиболее тесно связанных с реальными условиями существования человека, его правами и обязанностями, является демократический политический режим. В связи с этим, вполне закономерна актуальность в наши дни идеи демократизации политических режимов в современном мире.
Форма государства, являясь сложным общественным явлением, определяет, как государство устроено и организовано, а так же, какими методами осуществляется государственная власть. От того, какой будет форма государства, в значительной степени зависит будущее того или иного государства в целом, а соответственно всего общества и каждого человека в отдельности. К настоящему времени наука приобрела значительный опыт в исследовании этой проблемы. Ее освещение позволит более четко определить рубежи, достигнутые на сегодняшний день в теории формы государства, выявить нерешенные вопросы и более определенно сформулировать задачи и цели последующих разработок [1, с.278].
1 СУЩНОСТЬ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
1.1 Понятие демократического политического режима
Политический режим – это совокупность методов и средств осуществления государственной власти, который характеризует:
- степень участия населения в механизме формирования политической власти;
- соотношение прав государства и индивида;
- гарантированность прав и свобод человека;
- действие разделения властей и системы сдержек и противовесов;
- реализация принципов гласности и законности;
- тип правового регулирования;
- наличие плюрализма;
- наличие и степень развитости гражданского общества [1, с.295].
Все многообразие политических режимов сводится к двум разновидностям: демократические и недемократические (деспотические, тиранические, авторитарные, тоталитарные) политические режимы.
Демократический режим: демократия – народовластие – одна из основных форм устройства, основанная на равноправном участии ее членов в управлении и на принятии решений по большинству голосов. Власть большинства над меньшинством. Свойственная высокая степень политической свободы человека, реальное осуществление его прав [1, с.297].
Демократический государственно-политический режим характеризуется приверженностью не только действительно демократическим целям и ценностям, но и достаточно полному и последовательному использованию соответствующих способов и методов их достижения в процессе осуществления государственной власти.
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
2.1 Общие положения о демократическом политическом режиме
При изучении демократического политического режима невозможно обойти вниманием термин, дающий ему наименование, а именно «демократия» (от греч. demos и kratos — народовластие). А если воспользоваться известным высказыванием А. Линкольна, это правление народа, избранное народом и для (в интересах) народа. Подобная характеристика демократии ведет к тому, что она воспринимается как некий идеал общественного устройства. Возникают соответствующие ему теории, концепции, а также демократическое мировоззрение, выражающее и отстаивающее идеи народного суверенитета, прав и свобод человека и гражданина. Более того, эти высокие идеалы пробуждают к жизни демократические социальные и политические движения за подлинное народовластие, за торжество демократических идей. Иными словами, сами термины «демократия» и «демократический» неизбежно отражают человеческие ценности, идеи, теории, идеалы, которые связаны с народовластием как наиболее полной реализацией идей свободы и прав человека. Отсюда возникает некоторая идеализация демократии, что порождает у ее приверженцев завышенные требования к организации власти, к демократическим институтам и процедурам [21, с.201].
Однако существует и реальная демократия как практическая организация власти и управления обществом, основанная на принятии основополагающих решений народным большинством. Ведущая форма демократии в современном мире — демократия представительная, т.е. правление народа через избранных им, народом, представителей. Последнее ведет к тому, что идеалы демократии могут воплощаться с той или иной степенью полноты, с некоторыми изменениями или даже искажениями основополагающих идей и принципов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Демократический государственный режим является наиболее прогрессивной ступенью в развитии государственно-правового режима. Во всех развитых странах мира при различных формах государственного устройства, формы правления сложилась демократия. Понятие «демократия» в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Уже семь столетий, начиная с 1260 г., когда это слово было впервые употреблено в переводе аристотелевской «Политики», и до настоящего времени, не смолкают споры о значении термина «демократия» и с течением истории он понимался по разному.
В настоящее время термин «демократия» интерпретируется в нескольких смыслах: во-первых, расширительно, как общественная система, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида; во-вторых, более узко, как форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на; в-третьих, демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, как определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека.
В разные этапы исторического развития существовали различные теоретические модели, представления о демократии: идентитарные теории демократии, например, исходили из того, что существует народ как некое целостное образование с единой волей; конкурентная теория исходила из признания возможного несовпадения интересов различных групп и права выражать собственное мнение; позже появились процедурный и субстанциональный подходы; мажоритарный и плюралистический и др. Единой стала точка зрения о том, что в зависимости от формы реализации суверенитета народа демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной. Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников.
1 Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. М.: «ПРИОР», 2000. – 400с.
2 Ю.С., Фурсов А.И. Размышления о демократии/ Ю. С. Пивоваров// Политическая наука.- 1999.- №2. - 65 с.
3 Пшеворский А. Переходы к демократии/ А. Пшеворский // Путь.- 1993.- №3.- 235 с.
4 Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права./ Н. А. Пьянов. - 3-е изд. перераб. и доп.- Иркутск: Темплан, 2010.- 585 с.
5 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
6 Сергеев А.А. Исторический обзор развития демократии./ А. А. Сергеев. - М.: БРИК, 1987. – 400 с.
7 Чернышев А. В. Демократия как актив (попытка оценки)/ А. В. Чернышев // Точка зрения.- 2009. - № 3. – 48 с.
8 Червонюк В. И. Конституционное право России: учеб.пособие. М., 2004. – 365 с.
9 Катков Д. Б., Корчиго Е. В. Конституционное право России: учеб.пособие. М., 1999. – 234 с.
10 Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права., 3-е изд. перераб. и доп. Иркутск., 2010. – 480 с.
11 Никитин А.Ф. Политика и право - "Демократия", 2012. – 12 с.
12 Веденина Н.А. Современный политический либерализм и проблема социальной справедливости: Дис. канд. ист. наук. М., 2003.- 253 с.
13 Димов В. Справедливый либерализм. Путь к комфортному государству. М., 2007. – 425 с.
14 Ткаченко С.В. Либерализм как государственная идеология России // Право и государство: теория и практика. 2010. N 1. – 32 с.
15 Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., "Наука", 1991.- 582 с.
16 Нерсесянц B.C. Теория государства и права: Краткий учебный курс. - М., 2001. - 245 с.
17 Сирота Н.М. С 40 Политология. Курс лекций.-СПб.:Питер,:ил -(Серия «Краткий курс»)2006.-272с
18 Кутафина О.Е. Основы государства и права. Учебное пособие. М., 1999. – 145 с.
19 Теория государства и права. Вып. 1. // Под ред. А.Б. Венгерова. М., 2001. – 42 с.
20 Клименко С. В., Чичерин А.П. Основы государства и права. М., 1997. – 78 с.
21 Василик М. А. Политология: учебник для вузов. М., 2009. – 252 с.
22 Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: “Наука”, 1991. — 640 с.
23 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. – 675 с.).
24 Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995. – 355 с.