ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Конституция Республики Беларусь была создана как основа отечественной конституционной системы и, следовательно, всей практики государственного и социального строительства, т. е. в нашей стране одной из главных обязанностей государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина всеми возможными средствами.
Кроме того, основные положения о том, что человек считается высшей ценностью нашей страны, а также права и свободы, которые ему принадлежат, называются теми же основами конституционного строя. При реализации этих положений право на жизнь каждого человека закреплено в основных конституционных правах, предоставляемых представителями белорусского народа.
Техническая проблема конструирования преступлений против жизни взаимосвязана с проблемой квалификации этих преступлений и нуждается в научной разработке. Распространенность убийств требует анализа текущих вопросов их приемлемости с учетом последних изменений в практике борьбы с убийствами.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о бесспорной актуальности темы исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в области привлечения к уголовной ответственности за убийство в Республике Беларусь.
Предметом исследования выступают национальное законодательство, научные труды отечественных и зарубежных ученых по теме исследования.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, характеризующие понятие и особенности уголовной ответственности за убийство, а также разработать рекомендации по совершенствованию законодательства.
Указанная цель предусматривает постановку и решение ряда задач:
– рассмотреть историю становления и развития ответственности за убийство;
– охарактеризовать ответственность за убийство в Республике Беларусь и зарубежных странах;
– исследовать объективные признаки убийства;
– проанализировать субъективные признаки убийства.
Основным инструментом исследования избран диалектический метод познания. Задачи, поставленные в исследовании, решались с помощью общенаучных теоретических методов – анализа, синтеза, индукции, дедукции и др. Использовался и ряд частно-научных методов – сравнительного правоведения, формально-юридический, а также комплексный подход.
1 Общая характеристика ответственности за убийство
1.1 История становления и развития ответственности за убийство
Уголовно-правовой запрет на убийство, как известно, содержится в законодательстве с самых первых дошедших до нас памятников права. Так, в частности, как можно увидеть, составы убийства обнаруживаются закрепленными всеми редакциями «Русской Правды», которые устанавливали за его совершение самые суровые санкции, не предусматривая, между тем, критериев по разграничению убийства с иными посягательствами на жизнь человека [1, с.127].
К примеру, положениями данного нормативного документа наказывалось убийство при его совершении на пиру либо в разбое. Следовательно, законодателем того времени любой факт лишения другого человека жизни рассматривался в качестве убийства.
В источниках на этот счет указывалось, что подобное решение опиралось на практику византийского правового регулирования, которое было более разработано и с позиций систематизации, и с точки зрения законодательной техники [2, с.34].
После образования централизованного государства, потребовалось произвести ревизию существующего законодательства с обновлением отдельных норм для того, чтобы в едином государстве была создана основа для построения единого правового пространства.
В уголовно-правовой сфере был принят Судебник 1497 г., вобравший в себя отдельные положения уставных грамот и «Русской Правды». Высокую значимость в данном вопросе также необходимо признать за «Записью о душегубстве», где содержалось определение данного явления и перечислялись его признаки: душегубством предложено признавать случаи убийства, а также наступления смерти от несчастного случая и в результате самоубийства.
Следовательно, в указанный исторический период законодатель показывает склонность к широкому толкованию убийства как всех деяний, результатом которых наступает смерть, как умышленных, так и неосторожных, как самого убившего лица, так и других лиц.
После принятия Соборного Уложения Земским собором в 1649 г., произошла дальнейшая дифференциация посягательств на жизнь человека. Сюда включались различные разновидности убийств, среди которых предусматривался состав убийства детей их родителями, а также наоборот (предусматривалась более строгая санкция).
С точки зрения форм вины выделялись умышленные и неумышленные убийства. Особо отметим, что факты случайного причинения смерти в данном памятнике права были декриминализированы законодателем, в отличие от предшествовавшего законодательства, со времен «Записи о душегубстве» признававшего любые факты лишения человека жизни убийствами.
2 Характеристика состава преступления в виде убийства
2.1 Объективные признаки убийства
Как следует из положений действующего отечественного законодательства, в качестве объекта посягательства при совершении убийства выступает жизнь другого человека. Следовательно, как уже ранее кратко обращалось внимание, на момент посягательства пострадавшее лицо должно обладать признаками жизненности, то есть быть живым. В том случае, если признаки жизни у лица на момент совершения в отношении него преступления отсутствуют, то и говорить об убийстве неправомерно, действия лица, если к тому есть основания, должны быть квалифицированы по составу надругательства над телом умершего по ст. 347 УК.
Если вопрос о наличии у лица признака жизненности в момент преступления применительно к взрослому лицу не вызывает особенных сложностей, то в том случае, когда посягательству подвергается новорожденный человек, возможны отдельные сложности, вытекающие из того, какой именно момент должен признаваться моментом начала жизни.
Анализируя научную литературу по данному вопросу, можно прийти к выводу, что большинством исследователей разделяется позиция о том, что начало жизни необходимо связывать с моментом начала физиологических родов [19, с.35].
В качестве обоснования такого мнения приводятся отдельные тезисы, между тем, в этой позиции есть некоторые недостатки, сводящиеся к следующему:
1) ранее, чем начался самостоятельный процесс дыхания у ребенка, нельзя говорить о том, что рожденный плод способен к самостоятельной жизнедеятельности. Такая уверенность появляется только после того, как в легкие ребенка поступит воздух, они покажут работоспособность.
2) после начала родов организм ребенка продолжает находиться в связи с организмом мамы, пока не перерезана пуповина, через которую к ребенку поступает кислород и питание, а также выводится углекислота. По этой причине, даже в момент начала физиологических родов ребенок находится в связи и зависимости от матери, а потому не получает возможность продемонстрировать свою жизнеспособность.
3) сторонниками рассматриваемой точки зрения недостаточно определенно называется момент собственно начала таких родов, как следствие, пространно определяется и сам момент начала жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, состав убийства является традиционным для различных правовых систем, хотя он значительно различается с точки зрения характеристик уголовно наказуемых деяний.
В частности, вопреки позиции законодателей, которые не признают самостоятельного нарушения жизни плода до рождения, признают, что деяние является посягательством на здоровье или даже жизнь матери, а некоторые зарубежные страны признают, что большинство квалифицируемых компонентов, известных отечественному УК, также используются в зарубежном законодательстве.
Легальное определение убийства имеет определенные отличия от доктринальных, которыми в достаточно большом объеме изобилует научная литература. В числе признаков, свидетельствующих о наличии именно убийства, не без оснований называется противоправность (неправомерность либо уголовная противоправность) при лишении жизни.
Несмотря на отсутствие такого указания в норме закона, стоит признать, что установление данного признака позволяет отграничить убийство от иных случаев лишения жизни. В качестве примера можно привести причинение смерти в случае необходимой обороны лица, что признается при соблюдении условий правомерности, закрепленных законодательно, допустимым по закону поведением и не влечет уголовной ответственности.
Стоит обратить внимание формулировку, использованную законодателем при описании нормы: он говорит о том, что убийством является лишение жизни. В отличие от нашего законодателя, к примеру, законодатель России (ст. 105 УК РФ) говорит о причинении смерти.
Мы пришли к выводу о том, что позиция нашего законодателя является более правильной, поскольку фактически действия виновного направлены именно на прекращение процессов, сопровождающих жизнь, тогда как наступление смерти – это уже следствие.
В источниках также указывается на то, что определение убийства должно быть дополнено указанием на то, что по ст. 139 УК наказывается именно убийство частного лица, которое выступает основным объектом посягательства, в отличие от случаев убийства государственных или иных деятелей, чья жизнь охраняется иными нормами. В результате исследователи предлагают дополнить дефиницию указанием на лишение жизни именно частного лица.
Особенности такого объекта, как жизнь, и его отличие от объекта «здоровье», дают основания для выделения составов посягательств на здоровье в отдельную главу. Указанная позиция уже озвучивалась в литературе, ее стоит поддержать.
В связи с этим, в работе предложено составы посягательств на жизнь и на здоровье разделить по разным главам УК, выделив отдельную гл. 19.1 «Преступления против здоровья».
1 Максименко, Н.А. Мнимые архаизмы уголовного права «Русской Правды» / Н.А. Максименко // Вестник Европы. – 1905. Март-апрель. – С. 127-128.
2 Семеновский, Д. Речь о характере уголовного законодательства известнейших древних народов и отечественного - русского, произнесенная в торжественном собрании Ярославского Демидовского лицея 15 января 1845 года / Д. Семеновский. – М., 1845. – 118 с.
3 Кабурнеев, Э.В. Развитие законодательства об ответственности за убийство / Э.В. Кабурнеев // Журнал права. – 2017. – № 8. – С. 99-106.
4 О распространении действия Уголовного кодекса РСФСР на территории ССР Белоруссии : постановление ЦИК ССР Белоруссии, 24 июня 1922 г. // Собр. узаконений и распоряжений Рабоче-крестьян. правительства Социалист. Совет. Респ. Белоруссии. – 1922. – Отд. 1. – № 5. – Ст. 80.
5 Постановление ВЦИК от 11.11.1922 «Об изменениях и дополнениях Уголовного кодекса РСФСР» // СУ РСФСР. – 1922. – № 72-73. – Ст. 906.
6 Красиков, А.Н. Ответственность за убийство по уголовному праву / А.Н. Красиков. – Саратов, 2019. – 124 с.
7 Садовский, В.Н. Основание общей теории систем / В.Н. Садовский. – М., 1974. – 280 с.
8 Попов, А.Н. Преступления против личности при смягчающих обстоятельствах / А.Н. Попов. – М., 2018. – 465 с.
9 Гаухман, Л.Д., Журавлев, М.П. Законотворческие проблемы Уголовного кодекса / Л.Д. Гаухман, М.П. Журавлев // Уголовное право. – 2015. – № 1. – С. 40-43.
10 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ : принят Государственной Думой 24 мая 1996 года : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года [Электронный ресурс] // СПС «Консультант». – М., 2021.
11 Коробеев А.И. Уголовное право: Курс лекций. Т. 3. Преступления против личности / А.И. Коробеев. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2020. – 504 с.
12 Авдеев, В.А., Авдеева, О.А. Охрана здоровья человека: вопросы законодательной техники и правоприменения / В.А. Авдеев, О.А. Авдеева // Судебный вестник. – 2015. – № 10. – С. 18-22.
13 Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 201.
14 Пять смертных приговоров вынесли в Беларуси в 2017 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belnovosti.by/proisshestviya/pyat-smertnyh-prigovomvvynesli-v-belarusi-v-2017-godu.
15 Стешич, Е. С. Ответственность за убийство в государствах общей и континентальной правовых семей / Е. С. Стешич // Общество и право. – 2019. – № 1. – С. 104-109.
16 Уголовный кодекс Швеции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// constitutions.ru/?p=5705.
17 Уголовный кодекс Грузии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://matsne. gov.ge/ru/document/download/16426/134/ru/pdf.
18 Уголовный кодекс Республики Польша [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1246817&subID=100110056,100110057.
19 Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына и др. – М.: Статут, 2015. – 688 с.
20 Расторопов, С.В. Преступления против жизни по УК Австрии: доктрина и судебная практика / С.В. Расторопов // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2016. – № 3. – С. 19-23.
21 Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник / под ред. В.Ю. Малаховой. – М.: Эксмо, 2017. – 553 с.
22 Романов, А.К. Квалификация преступлений, совершаемых бездействием / А.К. Романов // Законность. – 2016. – № 5. – С. 38-41.
23 Приговор В. областного суда от 20 февраля 2018 г. по делу № 2-15/2017 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс. Беларусь». – Минск, 2021.
24 Приговор Г. областного суда от 23 января 2018 г. по делу № 22-1960/2017 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс. Беларусь». – Минск, 2021.
25 Постановление Президиума М. городского суда от 27.04.2012 по делу № 44у-144/12 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс. Беларусь». – Минск, 2021.
26 Чирков, А. Проблемы определения субъекта преступлений коррупционной направленности / А. Чирков // Уголовное право. – 2018. – № 5. – С. 112-113.
27 Приговор М. областного суда от 20 декабря 2017 г. по делу № 2-14/2017 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс. Беларусь». – Минск, 2021.
28 Приговор Г. областного суда от 19 февраля 2018 г. по делу № 1-838/2017 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс. Беларусь». – Минск, 2021.
29 Яни, П. Сложные вопросы субъективной стороны преступления / П. Яни // Юстиция. – 2020. – № 12. – С. 47-49.
30 Приговор М. областного суда от 13 февраля 2018 г. по делу № 2-12/2017 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс. Беларусь». – Минск, 2021.
31 О применении судами уголовного законодательства по делам о хищениях имущества : постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 21 декабря 2001 г. № 15 [Электронный ресурс] // Верховный Суд Республики Беларусь. – Минск, 2021.
32 Постановление Президиума Г. городского суда от 28.08.2013 № 44у-119/13 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс. Беларусь». – Минск, 2021.
33 Уголовное право. Особенная часть / В.П. Ревин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юстицинформ, 2020. – 716 с.
34 Словарь русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой. – М., 1957. – Т. 1. – 696 с.