ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРЕЙСКОГО НАСЛЕДИЯ
1.1 Еврейское культурное наследие
1.2 Использование потенциала еврейского наследия в туризме, его охрана и продвижение
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ «МИНСК-ЕВРЕЙСКИЙ»
2.1 Объекты еврейского наследия на территории г. Минска
2.2 Технологическая карта экскурсии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что несмотря на прочный след многовекового существования еврейских общин на территории Беларуси - местные достопримечательности, относящиеся к истории и культуре евреев, остаются в значительной степени непризнанными как ценность европейского и местного наследия. На сегодняшний день является актуальным их описание и разработка инструментов, которые можно успешно использовать в развитии туризма и на благо развития данных мест.
Евреи жили в Беларуси на протяжении долгих веков. Данные о том, когда же появились первые евреи на территории Беларуси, разнятся. В одних источниках указывается, что евреи появились в Великом княжестве Литовском в XIV веке. С другой стороны, самые древние еврейские могилы датируются концом XIII века. Представить современную Беларусь без еврейского наследия, впрочем, как и Израиль без белорусского, очень сложно. До начала Второй мировой войны около 1 миллиона жителей Беларуси (а это целых 15% от тогдашнего населения) составляли евреи. Найти белорусский город или местечко без синагоги в конце XIX века было невозможным. Но пертурбации XX века практически уничтожили на корню удивительную культуру белорусских евреев.
Вторая мировая война унесла жизни каждого третьего жителя Беларуси, коренным образом изменив сложившийся за века национально-этнический состав населения страны. Были уничтожены такие привычные для белорусов понятия, как еврейские местечки, и введены в обиход страшные слова «гетто» и «лагеря смерти».
В разных уголках Беларуси созданы символичные мемориальные комплексы, установлены монументы, посвященные событиям самой трагической и кровопролитной войны на этой многострадальной земле.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРЕЙСКОГО НАСЛЕДИЯ
1.1 Еврейское культурное наследие
Сохранение и изучение еврейского культурного наследия представляет на сегодняшний день проблему как академического, так и общественного интереса и обеспокоенности. К сожалению, из обширной материальной культуры евреев многое было разрушено или пришло в упадок в XX в.
Иудейская культура является одной из древнейших в мире. Её глубинные истоки в значительной степени питают и христианскую цивилизацию, возникшую на фундаменте еврейского религиозного наследия. Тысячелетняя история повлияла на формирование традиционной культуры иудейских общин и еврейского искусства, развитие которого происходило в процессе исторического взаимодействия принципов культурнонациональной идентичности и сложного кросскультурного диалога с другими народами и цивилизациями [20].
Феномен культуры, как системы порождения, сохранения и воспроизводства социального опыта, включает в себя такие аспекты, как язык, вероисповедание, образование, художественное творчество и прочие формальные и неформальные институты, которые формируют ценности, нормы, принципы, обычаи, представления, способствующие социализации личности, развитию еѐ идентичности, сопричастности этносу. Культура, как правило, возникает в привязке к территории проживания, «кормящему ландшафту», в который «вписывается этнос, и с потерей такой территории культура теряется или ассимилируется. Но исторический опыт данных этносов показывает возможность сохранения культуры в рассеянии.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ «МИНСК-ЕВРЕЙСКИЙ»
2.1 Объекты еврейского наследия на территории г. Минска
Впервые на белорусских землях евреи появились в конце 14 ст. Уже в 16 ст. на территорию Беларуси евреи стали переселяться массово – причем не только бедняки, но и зажиточные и даже очень богатые представители этого одного из древнейших на нашей планете народов (В 1649 еврейская община Менска имела 21 участок земли, 10 торговых лавок, синагогу с тремя домами, баню, кладбище).
В итоге к концу 19 ст. их на территории пяти белорусских губерний (Виленской, Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской) проживало более 1 200 000 человек, и они были второй по численности (после русских) национальной группой местного населения, проживающей в подавляющем большинстве ы городах и местечках [1].
В годы ВОВ, по разным данным, от 600 тысяч до 1 млн. белорусских евреев было уничтожено фашистами. Более чем в 4 раза еврейское население Беларуси сократилось после распада СССР в результате их массового выезда в Израиль и другие западные страны.
Наиболее значимыми местами евреев на территории Минска являются следующие:
- ул. Володарского, 5 – Главная Хоральная синагога (1906). Являлась синагогой г. Минска до 1921 г. с 1921-1941,1948 - в здании действовал еврейский театр. Ныне Национальный драматический театр Республики Беларусь.
- ул. Богдановича, 9а (Троицкое предместье)- Синагога мещан «Китаевская» (1874). Являлась центральным молитвенным местом для евреев-мещан г. Минска. Ныне Дом природы.
- ул. Витебская, 10 – Еврейская школа (1888). Являлась центральной ешивой для подготовки раввинов в г. Минске на 160 человек. Закрыта в 1921 г. Ныне ресторан «Раковский бровар».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проблемами изучения еврейского культурного наследия занимались многочисленные исследователи. Разнообразие культурного наследия евреев нашло отражение в музыке, архитектуре, предметы отражающие культуру евреев сегодня находятся в многочисленных музеях в разных странах мира.
Приоритетное направление использования еврейского культурного наследия в туризме связано с еврейской культурой, историей и религией. На сегодняшний день получает развитие ностальгический туризм, ежегодно значительное количество туристов из Израиля посещают Республику Беларусь. Также в настоящее время в Республике Беларусь, осуществляют свою деятельность общественные организации, деятельность которых направлена на охрану и продвижение еврейского культурного наследия.
Таким образом, данные о том, когда же появились первые евреи на территории Беларуси, разнятся. В одних источниках указывается, что евреи появились в Великом княжестве Литовском в XIV веке. С другой стороны, самые древние еврейские могилы датируются концом XIII века. Минское гетто было одним из самых крупных в Европе и занимало второе место по количеству узников в СССР после Львовского гетто. На нескольких улицах, которые сейчас находятся в самом центре Минска, содержалось около 100 тысяч человек.
Некоторые исследователи полагают, что в Минске было три гетто. Уже сразу после оккупации белорусской столицы был дан приказ всему еврейскому населению переселиться в специально огороженный район. Все не-еврейское население должно было выехать с той территории. Большое Минское гетто находилось в границах Юбилейной площади, улиц Сухой, Коллекторной.
1. Архивные документы Республики Беларусь - сокровищница социальной памяти государства: справочник / сост. Т. И. Седляревич. - Минск: НАРБ, 2005. - 144 с.
2. Батяев, В. Ф. Евреи / В. Ф. Батяев // Кто живет в Беларуси / А. Вл. Гурко [и др.]; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы. – Минск :Беларус. навука, 2012. – С. 402–453.
3. Вольпе, М.Л. Еврейские традиции [Текст]: энциклопедия для детей и взрослых / М.Л. Вольпе. – М.: АСТ; М.: Зебра Е, 2008. - 144 с.
4. Гельстон, И. Синагога – ядро пространственной структуры еврейского местечка / И. Гельстон // «Штетл» як феномен єврейськоїісторії:матеріаликонференції (Київ, 30 серпня – 3 вересня, 1998 р.). – К., Інститутюдаїки, 1999. – С. 232–239.
5. Еленская, Е., Розенблат, Е. Ошмяны // Холокост на территории СССР: Энциклопедия / гл. ред. И.А. Альтман. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН): Научно-просветительный Центр «Холокост», 2009. – С. 713-715.
6. Изучение туристического потенциала Республики Беларусь для последующего формирования экспортоориентированного туристического продукта (на основе материально-культурного наследия еврейского населения) / В. И. Лебедева [и др.] // НИРС БГЭУ : сборник научных статей. Вып. 4 / М-во образования Респ. Беларусь, УО "Белорусский гос. экон. ун-т" ; [редкол.: Г.А. Короленок (пред.) и др.]. - Минск : РИВШ, 2014. - С. 274-279.
7. Иоффе, Э. Г. Страницы истории евреев Беларуси: краткий научно-популярный очерк/ Э. Г. Иоффе. - Минск: «АРТИ-ФЕКС», 1996. - 294 с.
8. История и культура на стыке эпох и цивилизаций: историко-культурное наследие как ресурс и результат развития общества/ Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 250-летию М.К. Огинского. - Минск, 25-26 сентября 2015 г. – 240 с.
9. Кандель, Ф. Очерки времен и событий : Из истории российских евреев (Часть первая : до второй пол. XVIII в.) / Ф. Кандель. – Иерусалим :Тарбут, 1988. – 198 с.
10. Краткая еврейская энциклопедия : в 10 т. / Под ред. ИцхакаОрена (Надель). – Иерусалим : Общ-во по исследованию еврейских общин ; Центр по исследованию и документации восточно-европейского еврейства ; Еврейский университет в Иерусалиме. – 1975–2001. – 1146 с.
11. Кусков, А. С. Туристское ресурсоведение / А. С. Кусков. – М. :Издательскийцентр «Академия», 2008. – 208 с.
12. Куцмани, Б. Духовная, культурная и политическая жизнь евреев Галиции при австрийской власти (1772– 1918) / Б. Куцмани // Материалы девятой ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике. Вып. 10. – М. :Сэфер, 2002. – Ч. 1. – С. 177–191.
13. Проблемы современной экономики: глобальный, национальный и региональный контекст : сб. науч. ст. В 2 ч. Ч. 2 / ГрГУ им. Я. Купалы ;редкол.: М. Е. Карпицкая (гл. ред.), С. Е. Витун (зам. гл. ред.) [и др.]. –Гродно :ГрГУ, 2015. – 357 с.
14. Розенберг, А. Я. Очерки по еврейской истории городов и местечек Беларуси / А. Я. Розенберг. – Минск : А. Н. Вараксин, 2011. – 375 с.
15. Росман, М. Главы из истории и культуры евреев Восточной Европы. Тель-Авив: Изд. Открытого университета, 1995. Ч. 3–4. 330 с. 5. Слепович Д. Типология феномена клезмер в Восточной Европе / М. Росман// Вести Белорусской академии музыки. - 2002. Вып. 2.- С. 53–58.
16. Сайт белорусской еврейской общины [Электронный ресурс]/ Союз белорусских еврейских общественных объединений и общин. - Режим доступа: http://www. Ьeljews.org/articlesl21.html.
17. Станоўчыя практыкі захавання папулярызацыі габрэйскай спадчыны: дапаможнік на аснове польскага і беларускага досведу: [Зборнік артыкулаў навукова-практычнай канферэнцыі, г. Брэст, 20–21 жніўня 2011 г.] / Падрэд. А. Бяляўскай, А. Максімоўскай, А. Сідаровіч. – Варшава: Музей гісторыіпольскіхгабрэяў, 2012. – 270 с.
18. Телушкин, И. Энциклопедия еврейской культуры. Книга 1. От Библии до Холокоста [Текст] / И. Телушкин. – Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2009. – 813 с.
19. Шнирельман, В. А. Еврейские музеи: культурный императив и вызовы современности / В. А. Шнирельман // Наследие веков. – 2015. – № 3. – С. 26-38.
20. Электронная еврейская энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.eleven.co.il/article/12119. – Дата доступа: 08.10.21
21. Этнокультурное развитие Беларуси в ХIХ – начале ХХI в./ ред. Т.А. Новогродский[и др.] – Минск: Издательский центр БГУ, 2011. – 295 с.