ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УГОНОВ
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ОБ УГОНАХ
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ УГОНОВ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ И ПОСЛЕДУЮЩЕМ ЭТАПАХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь каждый собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом.
Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда.
Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц [7, ст. 44].
Как показывают материалы судебной статистики, за первое полугодие 2021 года, судами рассмотрено 6 525 дел с вынесением приговора за преступления против собственности, что составляет 1/3 от всех регистрируемых в Республике Беларусь преступлений [20].
Под угоном принято понимать неправомерное завладение транспортным средством или маломерным судном или поездка на нем без цели хищения и без наличия соответствующих прав на данное транспортное средство [13, с.91].
Обязательным признаком завладения является его неправомерность ‒ отсутствие у лица, как действительного, так и предполагаемого права на использование транспортного средства для осуществления поездки.
Угон окончен с момента отъезда транспортного средства с места его нахождения на любое расстояние. Угон имеет место лишь тогда, когда виновный действует без цели хищения транспортного средства, то есть без обращения его в свою пользу.
ГЛАВА 1 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УГОНОВ
Автотранспорт как средство передвижения и перевозки грузов получил широкое распространение только с развитием отечественного автомобилестроения в 60-е годы XX века. Поскольку автомобиль стал доступным средством для широких масс населения, увеличились и различные преступные посягательства на средства автотранспорта [9, с. 41].
Анализ преступности Республики Беларусь свидетельствует о том, что за последние годы в её структуре стабильно доминирующее положение занимают корыстные преступления против собственности граждан [20]. Одним из распространенных преступных посягательств является неправомерное завладение транспортным средством или маломерным водным судном.
Угон транспортного средства или маломерного водного судна является незаконным завладением данного средства передвижения без цели хищения [11, с.33].
Основным признаком преступления является отсутствие возможности собственнику пользоваться правом владеть и использовать свое имущество, в данном случае транспортным средством. Квалификационная композиция также включает дополнительный (необязательный) объект безопасность дорожного движения, здоровье потерпевшего. Общественная опасность и тяжесть этого преступления определяются не только важностью основных и дополнительных возможностей, но и тем, что угонщики не всегда профессионально управляют транспортным средством, индивидуальные характеристики которого неизвестны или необычны, а также потому, что они часто имеют целью избежать преследования или задержания, и это часто приводит к несчастным случаям.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ОБ УГОНАХ
Возбуждение уголовного дела в соответствии с Уголовно-процессуальным Кодексом Республики Беларусь, является одной из важнейших стадий публичного обвинения, имеющей особое значение для последующего производства; от правильности и своевременности действий на этой стадии зависит эффективность решения задач всего уголовного судопроизводства.
Принятие законных и обоснованных решений на начальном этапе работы расследования преступлений во многом зависит от качества предварительной проверки материалов, своевременности и эффективности оперативно-розыскной деятельности, срочных следственных действий.
Предварительная проверка первичных материалов об угонах автомобилей проводится до возбуждения уголовного дела в случае необходимости проведения такой проверки.
На начальном этапе расследования предварительную проверку материалов о преступлении следует рассматривать как автономную стадию.
В судебной литературе первоначальные действия следователя, необходимые для возбуждения дела, характеризуются как действия, на которых целесообразно начать проверять общие версии преступления, выдвинутые следователями на основании данных, имеющихся на момент уголовного дела, разъяснение фактов, подлежащих расследованию, своевременный сбор и обобщение доказательств, идентификация, поиск и содержание под стражей лица, подозреваемого в совершении преступления [12, c. 343].
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ УГОНОВ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ И ПОСЛЕДУЮЩЕМ ЭТАПАХ
Эффективное расследование краж и угонов автотранспортных средств невозможно осуществить без широкого и комплексного использования специальных знаний. Зачастую вопросы, стоящие перед следователем, могут быть решены только путем проведения комплексных исследований. Это требует от следователя и дознавателя знания специфики направлений экспертно-криминалистической деятельности и возможностей проведения различных видов экспертиз [11, c. 33].
Большое разнообразие следственных ситуаций, которые возникают в ходе предварительного расследования краж и угонов автотранспорта, требует от следователя осмысленной деятельности по организации использования специальных знаний. При этом обязательными составляющими такой деятельности являются качественный первичный сбор следовой информации; точная последовательность и комплексность проводимых исследований и экспертиз; осмысленное следование методическим рекомендациям, предназначенным для расследования соответствующих преступлений; безусловное выполнение всех требований процессуального законодательства и иных нормативных документов, регламентирующих использование специальных знаний в уголовном судопроизводстве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практически ежедневно сводки новостей пестрят статистикой об угонах автомобилей. Совершаются такие преступления и несовершеннолетними, и молодежью. Причем, перелистывая уголовные дела, можно увидеть, что ими угоняются не только автомобили.
Статистика свидетельствует, что такие преступления, как правило, совершаются лицами мужского пола. Часто угоны совершаются в группе, в том числе, с несовершеннолетними или в их присутствии (когда желание покататься на транспортном средстве возникает у всех).
В соответствии со ст. 214 УК РБ, состав рассматриваемого преступления относиться к менее тяжким преступлениям.
Родовым, видовым, непосредственным объектом угона транспортного средства или маломерного водного судна являются отношения собственности как система общественных отношений, причем особенностью непосредственного объекта преступления является то, что оно посягает лишь на право пользования транспортным средством или маломерным водным судном. В качестве дополнительного не обязательного объекта этого преступления может выступать здоровье человека. В качестве дополнительного объекта также рассматривают безопасность движения и эксплуатации транспортных средств и маломерных водных судов.
Предметом угона транспортного средства или маломерного водного судна являются транспортные средства и маломерные водные суда. В соответствии с примечанием к статье 317 УК, отсылка к которому делается в примечании к статье 214 УК, под транспортным средством понимаются механическое транспортное средство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования, а также самоходная машина.
1. Бугаев П. Розыск угнанного транспорта по горячим следам/ П. Бугаев // Профессионал (РФ). 2005 . - № 4. - С. 12-13.
2. Версии и планирование расследования : Межвуз. сб. науч. тр. / М-во выси и сред. спец, образования РСФСР. Сверял, юрид. ин-т им. Р. А. Руденко ; [Редкол.: И. Ф. Герасимов, Л. Я. Драпкин (отв. ред.) и др.]. - Свердловск : СЮИ. 1985. – 142 с.
3. Гончаренко, М.Ф. Взаимодействие работников уголовного розыска, следствия, ГАИ и других служб ОВД при раскрытии краж и угонов автомашин / М.Ф. Гончаренко, М.А. Пашкеев Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для органов внутренних дел Республики Беларусь : междунар.науч.- практ.конф., Минск, 23 янв. 2009 г.: тезисы докл. - Минск, 2009. - С. 101-102.
4. Зуев, С.В. Особенности осмотра места происшествия при угонах транспортных средств на стадии возбуждения уголовного дела/ С.В. Зуев // Право и образование. - 2007.- №5.- С. 132-137.
5. Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь: принят Палатой представителей 29 мая 2002 г.: одобр. Советом Респ. 6 июня 2002 г.: в ред. от 10 янв. 2015 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
6. Колесников, Р. В., О состояниях и особенностях угонов и хищений транспортных средств Р.В. Колесников Вестник Воронежского института МВД России. - 2010.- № Г - С. 90-96.
7. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
8. Корма, В. Правовые и криминалистические аспекты методики расследования угона и кражи транспортных средств // Закон и жизнь. - Кишинев. - 2005. - № 10. – С. 10-16.
9. Корма. В.Д. Проблемные вопросы уголовно-правовой и криминалистической характеристик угона и кражи транспортных средств // Российский следователь. - 2005.- № 12.- С. 41-46.
10. Крамаренко, В. 11. К вопросу о криминалистически значимой информации о личности преступника и жертвы по делам о кражах и угонах автотранспортных средств / Крамаренко В. П. // 004:34 Информационные технологии в обществе и правовой сфере : сборник научных статей. - Калининград, 2013. - Вып. 1. — С. 89—99.
11. Кульмашев. Ф. X. Расследование угонов автомототранспортных средств: Учеб, пособие / Ф. X. Кульмашев ; М-во внутр. дел СССР, Высшая следственная школа. – Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1987. – 33 с.
12. Лузгин, И. И. Криминалистика : студентов специальности 1-24 01 02 "Правоведение" / И. И. Лузгин ; Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования "Полоцкий государственный университет" : Ч. 4 : в 2 кн., кн. 2 : Криминалистическая методика расследования и предупреждения отдельных видов Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2009. - 343 с.
13. Мартынюк, А.И. К вопросу о понятии угона транспортных средств/ А.И. Мартынюк// Юридический журнал. - 2007.- №1.- С. 91-94.
14. Пацкевич, А.П. Информационно-криминалистическое расследования преступлений в сфере криминального автомобильного бизнеса // 343 Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров…: Сб. матер .научно-практ. конф. - Мн., 2002. - С.221-222.
15. О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата. Закон Республики Беларусь от 05.05.2010 г. №116-3 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2021.
16. Пацкевич, А.П. Повышение эффективности использования криминалистических средств и приемов в борьбе с преступными посягательствами на автомототранспорт / А.Л. Пацкевич, С.Н. Стороженко // 343 Проблемы борьбы// 343 Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров ОВД РБ : Сб. матер. научно-практ. конф. - Мн., 2003. - С.89-90.
17. Понайоти, Д.Н. Задачи использования навигационного оборудования в раскрытии и расследовании преступлений, связанных с использованием автомобильного транспорта / Д.Н. Понайоти, А.А. Курин // 343 Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями : Материалы 5-й междунар. научн. - практ. конф. - Барнаул, 2007. - С.91-92.
18. Проблемы раскрытия и расследования преступлений, совершенные организованными группами : Сб. научн. тр. / М-во внутр. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД ; [ Под ред. Н.И. Николайчика, Н.И. Порубова]. – Мн. : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2000. – 165 с.
19. Сретенцев, А.Н. Некоторые особенности криминалистической характеристики преступлений, связанных с изменением индикационного номера транспортного паспорта / А.Н. Сретенцев // Наука и практика. – 2013. - №1. – С.96-98.
20. Статистические данные Верховного Суда Республики Беларусь. Сайт Верховного Суда Республик Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// court.gov.by/.
21. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. от 18 июля 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.