ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
1.1 Современные информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку
1.2 Дидактические свойства вики-технологии в обучении иноязычной письменной речи
1.3 Содержание обучения письменной речи учащихся старших классов на базе вики-технологии
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВЫМ УМЕНИЯМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА БАЗЕ ВИКИ-ТЕХНОЛОГИИ
2.1 Моделирование процесса развития письменно-речевых умений на базе вики-технологии
2.2 Комплекс упражнений по обучению письменно-речевым умениям английского языка учащихся старших классов на базе вики-технологии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Нашу жизнь на данном этапе сложно представить без использования таких технологий, как социальные сети и блоги. Информационные технологии активно внедряются в учебный процесс, преподаватель использует возможности Интернета для организации деятельности учеников. Эта современная сетевая технология получила название Веб 2.0. Один из самых популярных сервисов Веб 2.0 – это вики-сервисы.
Wiki-технологии – это тип сервиса Web 2.0, который позволяет одному человеку или группе людей, находящихся на расстоянии друг от друга, работать над созданием единого документа, вносить в него изменения, а также дополнять его.
«Вики» переводится как быстрый, это значит, что доступ к информации учащимся происходит очень быстро. Самым популярным коллективным источником информации на данное время является «Википедия», каждый человек, зарегистрированный на данной платформе, может внести коррективы и дописать информацию в любой статье. Данная платформа является прекрасной базой для работы преподавателя с учениками [4].
Процесс обучения на базе вики-технологии заключается во взаимодействии преподавателя и учащегося в ИК среде вики-сайта, во время которого предполагается выполнение разных видов иноязычной речевой деятельности, включающих разные типы и виды упражнений. Данные упражнения активизируют письменно-речевые умения учащихся, а также умения самостоятельной и коллективной работы, что в последствии помогает сформировать полноценную личность. А также формирует навыки правильной работы с компьютером и в сети.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
1.1 Современные информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку
Использование новых информационных технологий в обучении - один из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих применять различные формы работы и делать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
В современной науке существует множество различных подходов к определению термина информационно-коммуникационные технологии. В соответствии с одним из них информационно-коммуникационные технологии, (ИКТ) представляют собой набор инструментов и методов преобразования информационных данных с целью получения новой информации высокого качества (информационного продукта) [10].
Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.
Ученые считают, что каждый метод обучения обогащен интеграцией информационных технологий. Но если в процессе обучения информатике средства ИКТ выступают и как предмет изучения, и как средство обучения, то в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин они являются лишь средством обучения. Дадим определение термину «средства ИКТ».
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВЫМ УМЕНИЯМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА БАЗЕ ВИКИ-ТЕХНОЛОГИИ
2.1 Моделирование процесса развития письменно-речевых умений на базе вики-технологии
Внедрение ИКТ и открытых образовательных ресурсов в преподавание языков в школах говорит об актуальности и необходимости развития письменных и устных навыков учащихся. В этой главе мы рассмотрим моделирование развития навыков письменной и устной речи на основе вики-технологий.
К сожалению, модели использования вики-технологий для развития письма и речи не получили особого развития, особенно когда речь идет о навыках письма. Аудирование и говорение являются популярными видами деятельности в отличии от письма [13, c.46].
Не смотря на это, учащиеся должны полноценно освоить учебную программу и одинаково осуществлять все виды речевой деятельности. Поэтому следует предложить новую модель развития иноязычных письменно-речевых умений, которая будет основана на ИКТ, а именно на вики-технологии. Данная модель нашла широкий отклик в методике и в педагогике.
Моделирование помогает предсказать события в системе, т.е. педагог может предсказать определенный ход педагогического процесса в конкретных условиях. Загвязинский утверждает, «что моделирование имеет два пространства: материальное (слова, текст) т.е. наличие реальных процессов, и идеального (схема), являющегося результатом объекта, процесса». [10, с.66].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги можно сказать, что ИКТ в языковом обучении является достаточно важной и интересной проблемой в развитии письменно-речевых умений. В данной курсовой работе мы рассматривали вики-технологии, вики-технологии – это технологии сервиса Веб 2.0, который позволяет одному человеку или группе людей, находящихся на расстоянии друг от друга, работать над созданием единого документа. Работая над данным документом нужно помнить про определенные дидактические характеристики:
- публичность;
- нелинейность;
- коллективный доступ;
- мультимедийность;
- гипертекстовая организация;
- асинхронность.
Преподаватель должен помнить и учитывать все вышеперечисленные дидактические свойства ВИКИ-технологии при разработке методик развития умений и навыков обучающихся на основе данной Интернет-технологии, а именно вики-технологии.
Для разработки комплексам урока нам понадобилась подробная информация о структуре и содержании урока, а также о моделировании вики-технологий для развития умений письменно-речевой деятельности.
При составлении плана урока, нужно помнить о последовательности урока, основанного на вики-технологии:
Этап I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (включающий в себя 3 шага);
Этап II. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ (включающий в себя 3 шага).
1. Войтко, С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка /Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный доступ] Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/415914 /.
2. Загвязинский,В.И. Опосредованное влияние методологии на практику / В.И. Загвязинский . - Сов.педагогика, 1999. - 66 с.
3. Коптюг, Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка /Н.М. Каптюг. - Иностранные языки в школе, 2000. – 59 с.
4. Никулин, С.К. Техническое творчество в системе дополнительного образования детей :учеб.-метод. Пособие / С.К. Никулин. – М.: Мир, 2003. – 151 с.
5. Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю/ Е.Д.Патаркин. – Москва: Интуит, 2007. – 64 с.
6. Полубиченко, Л.В. Формирование единства иноязычной образовательной среды в российском классическом университете/ Л.В. Полубиченко. – Вестник МГУ, 2014.
7. Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 406 с.
8. Сергеева, М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку / М.Э. Сергеева. – Педагог, 2005. – 166 с.
9. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/Г. К. Селевко. – М.: Научное образование, 1998.
10. Сысоев, П.В. Вики-технология в обучении иностранному языку/ П.В. Сысоев, 2013. – 152 с.
11. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учб. пособие / Д.П. Тевс. – Барнаул: БГПУ, 2006.
12. Харламенко,И.В. Модель обучения письменноречевым умениям иностранного языка студентов неязыковых вузов на базе вики-технологии (английский язык): дисс…канд.наук: 22.12.20/И.В. Харламенко, – Москва, 2020. – 22 с.
13. Ушакова, С.В. Компьютер на уроках английского языка // С.В. Ушакова, 1997. – 40-44 с.
14. Ядровская,М.В. Модели в педагогике// М.В. Ядровская. –Вестник Томского государственного университета, 2013. – 139 с.