Разработка и продвижение лечебно-оздоровительного тура в Гродненской области
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Разработка и продвижение лечебно-оздоровительного тура в Гродненской области»
по дисциплине: «Маркетинг в туризме»
2021
45.00 BYN
Разработка и продвижение лечебно-оздоровительного тура в Гродненской области
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Маркетинг в туризме
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Программа обзорной экскурсии по Волковысскому району.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Технологическая карта экскурсии По Волковысскому району.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Программа обзорной экскурсии «По городу Мосты».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Технологическая карта экскурсии «по городу Мосты».
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Вербальная модель тура «Отдых и детокс».
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 График загрузки туристического предприятия группами туристов на сентябрь 2021 г.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
1.1. Характеристика лечебно-оздоровительного туризма
1.2. Особенности организации лечебно-оздоровительных туров
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИЛА ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Характеристика лечебно-оздоровительного туризма в Гродненской области
2.2. Основные ресурсы для разработки лечебно-оздоровительного тура в Гродненской области
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ТУРА
3.1. Проектирование лечебно-оздоровительного тура
3.2. Калькуляция стоимости тура
ГЛАВА 4 РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ТУРА
4.1. Целевая сегментация и формирование сбытовой сети
4.2. Рекомендации по продвижению на рынок лечебно-оздоровительного тура
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена ростом заболеваемости в последние годы и удорожанием цен на медицинские, лечебно-оздоровительные и рекреационные ресурсы. Исходя из данных огромного количества исследований и социологических опросов доля лечебно-оздоровительного туризма в объеме всего туристского потока составляет 12-20%. По данным международного конгресса по медицинскому туризму (Global Wellness Tourism Congress - GWTC), на рынке медицинского туризма наблюдается высокий темп роста. В 2019 году медицинский туризм составил 4,8% мирового ВВП. Согласно докладу, представленному на данном конгрессе данный сектор туризма, увеличится еще на 9,9% в течение последних 5 лет. Данный показатель является почти в два раза выше, чем по всей туристской отрасли в целом.
Республика Беларусь является популярным регионом для поддержания здоровья, т.к. обладает благоприятным климатом. В состав территории Республики Беларусь входят огромные лесные массивы, озера и реки, которые являются важным фактором оздоровления организма человека, оказывая положительное влияние на нервную и дыхательную системы. Благодаря источникам минеральных вод (88 скважин), месторождениям лечебных грязей (61 грязелечебница) Беларусь является прекрасным местом для лечения целого списка различных заболеваний.
Республика Беларусь имеет огромное количество санаторно-курортных организаций различного профиля лечения, как внутри страны, так и за ее пределами. Основными направлениями лечения в санаториях являются: заболевания сердечно-сосудистой системы и органов кровообращения, заболевания желудочно-кишечного тракта, нервной системы и гинекологические заболевания, заболевания органов дыхания, опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы. Помимо огромного комплекса процедур, которые могут предложить белорусские санатории, на организм человека благотворно влияет и климат, т.к. в большинстве своем санатории расположены в сосновых борах среди оздоравливающе действующего воздуха.
ГЛАВА 1 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
1.1 Характеристика лечебно-оздоровительного туризма в Беларуси
Современной особенностью лечебно-оздоровительного туризма Республики Беларусь является формирование особой модели развития, где активное внедрение рыночных элементов и наращивание экспортного потенциала отрасли сочетается со стремлением сохранения социальной направленности. Материальным базисом развития лечебно-оздоровительного туризма выступает санаторно-курортное хозяйство страны.
Функционирующий коечный фонд здравниц позволяет ежегодно обеспечивать санаторно-курортным лечением и оздоровлением около 1 млн. 300 тыс. человек. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается свыше 480 санаторно-курортных и оздоровительных организаций на 47 тыс. мест, в том числе 76 санаториев (21 тыс. мест), из них 7 детских санаториев (1,9 тыс. мест), 12 детских реабилитационно-оздоровительных центров (4,2 тыс. мест) [2].
Большинство санаториев – малые и средние здравницы с коечным фондом около 250 мест. В общем количестве предприятий лечебно-оздоровительного туризма Беларуси санаторно-курортные организации занимают лишь 1/5, но на них приходится 62% круглогодового коечного фонда и 61% обслуженных лиц (2017 г.). Именно санатории предоставляют наиболее широкий спектр как лечебных, так и оздоровительных услуг, характеризуются диверсифицированной структурой предложения. Необходимо отметить, что в период активного реформирования санаторно-курортного хозяйства Республики Беларусь в 2000-е гг. сокращалась емкость коечного фонда учреждений отрасли после закрытия или перепрофилирования неконкурентоспособных предприятий.
Благодаря успешной реорганизации отрасли показатели объемов обслуживания за последующий период значительно возросли (с 625 тыс. чел. в 2005 г. до 775 тыс. чел. в 2017 г.) [2]. Пиковые показатели характерны для 2014 г. (847 тыс. чел), иллюстрирующие как рост внутреннего потока, так и увеличение доли отдыхающих из стран СНГ, в первую очередь россиян. Динамика ряда показателей последних 3-х лет свидетельствует о стагнации в отрасли.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИЛА ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Характеристика лечебно-оздоровительного туризма в Гродненской области
Гродненская область – жемчужина Белоруссии, где можно прекрасно отдохнуть, набраться сил и жизненной энергии, получить неиссякаемый позитивный заряд и окунуться в настоящую красоту природы. Бурю эмоций от окружающей атмосферы гостеприимства, наслаждение от экскурсий, вкусную и полезную пищу, психологический баланс – все это предлагают санатории Гродненской области.
Большой выбор санаториев позволяет организовать семейный, а также детский отдых в Гродненской области на любой бюджет. Каждый пансионат или санаторий специализируется на профилактических, реабилитационных, а также лечебных услугах. Выбрав один из них, можно оздоровиться, восстановить работу сосудистой или дыхательной системы, пищеварительной или эндокринной системы, сердца или опорно-двигательного аппарата и других органов. Многие многопрофильные санатории рады предложить своим гостям целебную минеральную воду с природных источников, которые бьют из земли на их территории.
Все санатории, лечебницы, здравницы, пансионаты находятся вдали от производственных объектов, автомагистралей, городского шума, что позволяет максимально окружить себя природой [13].
Территории санаториев являются экологически чистыми, часть из них окружена сосновыми лесами, полями, находится вблизи водоемов, живописных рек и водохранилищ.
Инфраструктура обеспечивает активный и пассивный отдых на любой вкус.
Из любого выбранного места отдыха можно заказать экскурсии по самым красивым, памятным, архитектурным местам региона.
При желании пройти лечение в Гродненской области, многие санатории предлагают комплексный подход, включающий диагностику, составление индивидуального курса, контроль эффективности лечения и рекомендации после прохождения лечения.
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ТУРА
3.1 Проектирование лечебно-оздоровительного тура
Программу тура «Побег из города» можно представить следующим образом.
День 1.
• 8:00 — встреча туристов на железнодорожном вокзале в Гродно, трансфер в а.г. Волпа (около 62 км).
• 9:20 — прибытие в санаторий «Энергетик» и заселение в номера.
• Далее по программе питание по расписанию санатория, первичные консультации у врача и назначения.
• Отдых.
День 2–4. Отдых и лечение в санатории.
День 5.
• 9:00–9:30 — завтрак в санатории. Выезд на Меловые карьеры с заездом в Волковыск.
• 10:30–14:15 — обзорная экскурсия по Волковыску. Более подробная программа экскурсии размещена в Приложении 1.
• 14:15–16:15 — свободное время в городе.
• 16:30 — сбор группы на стоянке железнодорожного вокзала. Отъезд в а.г. Волпа.
• 17:10 — прибытие в санаторий.
• По прибытию — питание по расписанию санатория. Отдых.
День 6–7. Отдых и лечение в санатории.
День 8.
• 9:00–9:30 — завтрак в санатории. Выезд в г. Мосты.
• 11:00–12:10 — прибытие в город Мосты. Обзорная экскурсия. Подробная программа экскурсии по г. Мосты размещена в Приложении 2.
• 15:00 — прибытие в санаторий.
• По прибытию — питание по расписанию санатория. Отдых.
День 9. Отдых и лечение в санатории.
ГЛАВА 4 РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ТУРА
4.1 Целевая сегментация и формирование сбытовой сети
Любая туристическая компания понимает, что ее предложение не могут в одинаковой степени привлекать любых потребителей, так как у всех них разные вкусы, привычки, образ жизни, запросы и так далее. Именно по этой причине компании следует сосредоточить свое внимание на определенном сегменте рынка, чтобы наиболее полно удовлетворить его потребности.
Чтобы не распыляться и не тратить ресурсы организации попусту, необходимо взять во внимание концепцию целевого маркетинга, который включает в себя четыре этапа:
• сегментирование рынка;
• выбор целевых сегментов рынка;
• позиционирование товара или услуги на рынке;
• разработка комплекса маркетинга для каждого сегмента.
В первую очередь необходимо разделить туристический рынок на части, опираясь на ряд критериев. Затем — сфокусироваться на создании такого продукта, который пользовался наибольшим спросом у потенциальных клиентов, установить цену и стимулировать спрос [29].
Сегментирование рынка — это разделение рынка на части, которые характеризуются едиными требованиями потребителей. Это делается для того, чтобы в дальнейшем при создании продукта наиболее полно охватить запросы клиентов [14].
Ранее мы рассматривали портрет потенциального покупателя лечебно-оздоровительных туров: это человек среднего и старшего возраста (от 30 до 60 лет), с высшим или средним образованием. Далее в зависимости от индивидуальных потребностей каждого клиента компания может подобрать подходящее учреждение по профилю лечения: заболевания опорно-двигательного аппарата, проблемы органов дыхания, общее оздоровление и отдых и так далее.
Ассортимент предложений компании должен также ранжироваться по датам, классности размещения, цене и географическому принципу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время, как и тысячи лет назад, следуя примеру богов и древних римлян, миллионы людей отравляются в путешествие за здоровьем. Курорты, спа, велнесс – центры, санатории можно найти в любом регионе. Организму необходимо помогать восстанавливать свои силы, и многие правильно сегодня полагаются на целительные силы, созданные самой природой.
Санаторно-курортное лечение и отдых пользуются в Беларуси вполне заслуженной популярностью. Длительными наблюдениями врачами за отдыхающими доказаны их результативность и положительное воздействие на здоровье. Состояние отдыхающих после посещения санаториев стабильно идет на улучшение. Однако лечиться в санатории хотя бы раз в год желательно не только больным. Это превосходная профилактика любых расстройств и заболеваний и для здоровых людей.
Таким образом, курортное лечение это и эффективная реабилитация и профилактика. Климат большинства курортов мягок и привычен для большинства жителей нашей страны и не требует акклиматизации. Курортное лечение основано на естественных природных факторах. Это особенно актуально для больных хроническими заболеваниями, а также когда на отдых и лечение едут с маленькими детьми.
Однако следует помнить, что перед поездкой в санаторий следует посоветоваться с лечащим врачом. Курортное лечение показано только в стадии ремиссии. Также врач должен рекомендовать санаторий и время года.
Таким образом, лечебно-оздоровительный туризм, который в первую очередь представлен санаторно-курортным и профилакторным лечением, спортивно-оздоровительным отдыхом всех возрастных групп населения, имеет в Гродненской области большой потенциал. Высокий платежеспособный спрос населения, финансовые возможности многих предприятий и социальные дотации из бюджета области некоторым категориям граждан, а также выгодное географическое положение многих санаториям Гродненской области для потенциальных потребителей позволяют расширять и улучшать возможности развития туризма в регионе.
1. Васильева, З. А. Финансовый менеджмент. Методические указания к курсовой работе: учебно-методическое пособие / З. А. Васильева, О. В. Говорина. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. – 24 с.
2. Ветитнев А.М. Управление развитием рынка лечебно-оздоровительными услугами: монография / А.М. Ветитнев, А.А. Киселева, А.П. Контроских. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 158 с.
3. Верниковская, О. Белорусский туризм: тенденции и перспективы / О. Верниковская // Директор. — 2015. — № 10. — С. 10–13.
4. Генеральная схема размещения зон и объектов оздоровления, туризма и отдыха Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы и на период до 2030 года. – Минск: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 15.12.2016 № 1031 – 34 с.
5. Гречишкина Е. А. Развитие лечебно-оздоровительного туризма в Республике Беларусь / Е. А. Гречишкина // Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы: сборник трудов XI международной научно-практической конференции, г. Пинск, 27 апреля 2018 г. / Министерство образования Республики Беларусь [и др.]; редкол.: К.К. Шебеко [и др.]. – Пинск: ПолесГУ, 2018. – С. 213-215.
6. Гудковских М.В. Методика комплексной оценки туристско-рекреационного потенциала // Географический вестник=Geographical bulletin. 2017. №1(40). С. 102–116.
7. Дудин, М. Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие / М.Н. Дудин, Н.В. Лесняков. – 2-е изд., М.: Кнорус, 2014. – 253 с.
8. Егоренков, Л.И. Введение в технологию туризма/ Л.И. Егоренков. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 304 с.
9. Ермакова Ж.А., Полякова И.Л. Оценка влияния развития туристско-рекреационных комплексов на социально-экономическое положение территории // Вестник СамГУ. – 2014. - №6 (117). . – С. 105-112.
10. Киселева Л.С. Индексы здоровья наций: сравнительный анализ и характеристика / Л.С. Киселева, Д.Е. Ершова // Теоретические и прикладные исследования социально-экономических систем в условиях интеграции России в мировую экономику: материалы III Международной заочной научно-практической конференции. Ответственные редакторы: Лиман И.А., Гильтман М.А., 2014. С.115- 121.
11. Кузьмич, А.В. Природные и социально-экономические предпосылки развития рекреации и туризма в Республике Беларусь / А.В. Кузьмич // География: проблемы преподавания. — 2015. — № 2. — С. 56–60.
12. Лебедева И.С. Развитие санаторно-курортной отрасли как компонента социально-экономического развития / И.С. Лебедева, Т.А. Шильцова, Н.В. Климовских // Новые технологии. 2014. № 1. С. 90-99.
13. Локотко, А. И. Историко-культурные регионы Беларуси / А. И. Локотко. – Минск: ЕГУ, 2002. – 226 с.
14. Лечебно-оздоровительный туризм в Беларуси / О. Н. Батян [и др.] ; Белорусский государственный экономический университет // Медицинские знания. — 2013. — № 3. — С. 26—30.
15. Макарченко М.А., Рамадонова М.М., Сатторов Ф.Э. Спрос и мотивация на туристическом рынке / М.А. Марченко, М.М. Рамадонова, Ф.Э. Сатторов // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент», № 1, 2016. – 143 с.
16. Овчаров А.О. Экономика туризма / Овчаров А.О. - М:Инфра-М, 2016 - 253 с.
17. Писаревский, Е.Л. Основы туризма/ Е.Л. Писаревский. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 384 с.
18. Решетникова А.Н. Территориальная организация туризма и рекреации в столичном регионе Республики Беларусь / В.М. Зайцев, А.Н. Решетникова, И.К. Трифонова // Журнал Белорусского государственного университета. География. Геология = Journal of the Belarusian State University. Geography and Geology. - 2017. - № 1. - с. 109-120.
19. Решетников Д. Современные особенности развития и территориальной организации санаторно -курортного хозяйства Беларуси / Д. Решетников, А. Траскевич // Труды факультета международных отношений: научный сборник. – 2011. – Вып. II. – С. 102 -113.
20. Решетников Д., Решетникова А. Санаторно-курортное хозяйство Беларуси // Наука и инновации. Научно-практический журнал.- 2013. - № 7 - с.24-28.
21. Технологии управления саморегулирования в сфере туризма: Монография/ В.И. Кружалин, Н.В. Шабалина, Е.В. Аигина и др. – М.: Диалог культур, 2014. – 328 с. – С.164.
22. Траскевич А.Г. Анализ конкурентоспособности санаторно-курортного сегмента туристической индустрии Беларуси /А.Г.Траскевич //Международные обзоры: клиническая практика и здоровье. Санаторно-курортное лечение и оздоровление в Беларуси – 2017. -№4. – с.75-102.
23. Траскевич А. Г. Проблемные тенденции соотношения внутренних и въездных туристских потоков лечебно - оздоровительного туризма в Беларуси / А. Г. Траскевич // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 19-20 мая 2016 г.: в 2 т. / Белорус. гос. экон. ун -т ; редкол.: В.Н. Шимов (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2016. – Т. 1. – C. 346 -347.
24. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь: стат.сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2017. – 83 с.
25. Туризм в Беларуси: учеб. пособие / Л. М. Гайдукевич [и др.]. – Минск: БГУ, 2001. – 131 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Программа обзорной экскурсии по Волковысскому району.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Технологическая карта экскурсии По Волковысскому району.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Программа обзорной экскурсии «По городу Мосты».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Технологическая карта экскурсии «по городу Мосты».
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Вербальная модель тура «Отдых и детокс».
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 График загрузки туристического предприятия группами туристов на сентябрь 2021 г.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты