Особенности организации воспитательной и психологической работы с осужденными за сексуально-насильственные преступления
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности организации воспитательной и психологической работы с осужденными за сексуально-насильственные преступления»
по дисциплине: «Психология и педагогика»
2021
45.00 BYN
Особенности организации воспитательной и психологической работы с осужденными за сексуально-насильственные преступления
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология и педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ ЗА СЕКСУАЛЬНО-НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
1.1 Социально-психологические особенности осужденных за сексуально-насильственные преступления
1.2 Воспитательная работа с осужденными за сексуально-насильственные преступления
1.3 Психологическая работа с осужденными за сексуально-насильственные преступления
2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ЗА СЕКСУАЛЬНО-НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
2.1 Особенности воспитательной и психологической работы с осужденными за сексуально-насильственные преступления
2.2 Психолого-педагогические технологии исправления осужденных за сексуально-насильственные преступления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Изучение психологических особенностей лиц, совершающих сексуальные преступления, кажется особенно актуальной проблемой. Во-первых, с изменением отношения общества к этой проблеме возникает необходимость нового понимания, учитывая менталитет общества и конкретные социальные задачи. Во-вторых, в современном обществе объективно назрела необходимость изучения психологических характеристик, осужденных за сексуальные преступления. В-третьих, для эффективного решения проблем психологической практики существует теоретическая и эмпирическая потребность в понимании и раскрытии механизмов влияния бессознательных характеристик индивида на его преступное поведение. В-четвертых, осужденные за сексуально-насильственные преступления составляют особую, наиболее уязвимую группу, поскольку подвергаются различного рода физическому и психическому насилию. В связи с этим данная группа требует постоянного изучения и четкой организации систематического психологического контроля.
Объект исследования: работа с осужденными, а предмет – воспитательная и психологическая работа с осужденными за сексуально-насильственные преступления.
Цель курсовой работы: определить особенности организации воспитательной и психологической работы с осужденными за сексуально-насильственные преступления. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать социально-психологические особенности осужденных за сексуально-насильственные преступления.
2. Осуществить анализ воспитательной работы с осужденными за сексуально-насильственные преступления.
3. Выявить направления психологической работы с осужденными за сексуально-насильственные преступления.
1 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ ЗА СЕКСУАЛЬНО-НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
1.1 Социально-психологические особенности осужденных за сексуально-насильственные преступления
Обзор большого количества современных исследований по этому вопросу включает в себя рассмотрение социальных и правовых характеристик преступника, а также рассмотрение его социального и семейного статуса и других социально-психологических характеристик. При этом причины формирования и психологические особенности личности насильника остаются недостаточно изученными.
Для нового взгляда на эмпирическое рассмотрение психологических особенностей лиц, совершающих сексуальные преступления, необходимо использовать гуманструктурную модель личности Г. Амона. Под структурой личности он понимает «комплексно дифференцированные структурные образования с разделением первичных нейрофизиологических и биологических функций человека; центральные бессознательные функции, такие как агрессия, страх, сексуальность, креативность, нарциссизм т.н.; вторичные сознательные функции, которые определяют содержание способностей и навыков человека» [18, с. 112].
Основная концепция личности Г. Амона – это Я-личность, которое обеспечивает целостность личности и тесно связано с другими центральными функциями, деятельность которых является посредником. Структура центральных Я-функций, в значительной степени обусловленная характером идентичности, в свою очередь гарантирует ее сохранение и развитие. Таким образом, процесс развития психологических качеств личности насильника может быть понят в рамках этой модели как процесс преобразования.
2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ЗА СЕКСУАЛЬНО-НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
2.1 Особенности воспитательной и психологической работы с осужденными за сексуально-насильственные преступления
Целями психологической коррекции лиц, осужденных к лишению свободы, являются:
1) осведомленность осужденного и признание его поведения отклоняющимся от образца;
2) осознание взаимосвязи между преступлением и фантазиями и его импульсивностью;
3) контроль себя в ситуациях повышенного риска;
4) развитие сочувствия к чувствам жертвы и последствиям для жертвы;
5) начало поиска альтернатив сексуальным фантазиям и их адекватная реализация;
6) возможность разработать стратегии по предотвращению рецидива;
Для наиболее продуктивной психологической коррекции по отношению к осужденному необходимо знать мотивы, установки и факторы, способствующие совершению им того или иного поступка (поскольку у каждого вида преступника есть свои причины совершения преступления и, соответственно, свои особенности, позволяющие определить вид психологической работы в отношении конкретного осужденного) [3, с. 13-14].
Первостепенное значение во влиянии на внутренний мир осужденного имеют условия, связанные с его ближайшим социальным окружением – с той общностью, в которую он включен. При отбывании наказаний, предусматривающих содержание осужденных в исправительных учреждениях, социокультурную среду для каждого из них представляют сотрудники учреждения, работники предприятий и организаций, в которых трудятся осужденные, а также другие осужденные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Социально-психологические особенности осужденных за сексуально-насильственные преступления: стремление жить сегодняшним днем, деструктивная склонность к разрушению контактов и отношений, деструктивные поступки вплоть до неожиданных порывов насилия, тенденцией к вербальному выражению гнева и ярости, разрушительным действиям или фантазиям, стремление к силовому решению проблем, склонность к обесцениванию людей и др. Воспитательная работа с осужденными за сексуально-насильственные преступления представлена следующими направлениями деятельности: нравственное и духовное, правовое, трудовое, физическое, санитарно-гигиеническое и эстетическое, которые направлены на формирование определенных качеств личности, способствующих успешной реализации всех средств исправления. В свою очередь психологическая работа с осужденными за сексуально-насильственные преступления включает следующие особенности: оказание помощи осужденному в процессе его адаптации к условиям пребывания в учреждении, проведение с нарушителями установленного порядка отбывания наказания воспитательных мероприятий, организация и проведение мероприятий с лицами, состоящими на профилактическом учете, склонными к нарушению режима отбывания наказания, предупреждение межличностных конфликтов и других негативных проявлений в среде осужденных.
1. Антонян, Ю.М. Изнасилования: причины и предупреждение: пособие / Ю.М. Антонян, В.П. Голубев, Ю.Н. Кудряков. – М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1990. – 192 с.
2. Антонян, Ю.М. Об истоках формирования личности преступника / Ю.М. Антонян // Личность преступника и вопросы исправления и перевоспитания осуждённых. Сборник научных трудов ВНИИ МВД. – М., 1990. – С. 76.
3. Антонян, Ю.М. Потребности и межличностные позиции виновных в совершении изнасилования / Ю.М. Антонян, А.В. Астрашабов, В.В. Кулинич // Личность преступника и исполнение уголовных наказаний. Сборник научных трудов ВНИИ МВД. – М., 1991. – С. 9-18.
4. Антонян, Ю.М. Сексуальная преступность / Ю.М. Антонян // Насильственная преступность в России. РАН, ИНИОН и др. Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом. – М., 2001. – С. 24-25.
5. Антонян, Ю.М. Экспертное исследование сексуального поведения по конкретным уголовным делам / Ю.М. Антонян, А.А. Ткаченко, Б.В. Шостакович // Криминологические проблемы преступного поведения. Сборник научных трудов ВНИИ МВД. – М., 1991. – С. 34-41.
6. Астрашабов, А.В. Социальнопсихологический подход к изучению причин изнасилований / А.В. Астрашабов, В.В. Кулинич // Личность преступника и вопросы исправления и перевоспитания осуждённых. Сборник научных трудов ВНИИ МВД. – М., 1990. – С. 32-39.
7. Верещагин, В.А. Особенности личности и поведения лиц, совершающих изнасилования / В.А. Верещагин // Личность преступника и вопросы исправления и перевоспитания осуждённых. Сборник научных трудов ВНИИ МВД. – М., 1990. – С. 22-32.
8. Горшкова, Е.Н. Серийные сексуальные убийства среди лиц нетрадиционной ориентации. Тезисы научнопрактической конференции «Насилие. Личность. Общество». – М., 2000. – С. 93-94.
9. Гульдан, В.В. Личность сексуального преступника с психическими аномалиями (ВНИИО и СП им В. П. Сербского) / В.В. Гульдан // Личность преступников и индивидуальное воздействие на них. Сборник научных трудов ВНИИ МВД. – М., 1989. – С. 17-28.
10. Дмитриева, Т.Б. Личность серийных насильников / Т.Б. Дмитриева, М.И. Могачёв, Б.В. Шостакович // Механизмы человеческой агрессии. Сборник научных трудов ВНИИ МВД. – М., 2000. – С. 37-55.
11. Исправительная (пенитенциарная) педагогика: учебник для слушателей и курсантов учеб. заведений МВД РФ / М.П. Стурова, С.И. Кузьмин, А.И. Зубков и др.; под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. – Рязань: РВШ МВД РСФСР, 1993. – 397 с.
12. Кадыров, Р.В. Психологические особенности осуждённых, совершивших преступления сексуального характера / Р.В. Кадыров // Социосфера. – 2010. –№ 4. – С. 104-112.
13. Литвишков, В.М. Пенитенциарная педагогика. Курс лекций / В.М. Литвишков, А.В. Митькина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 400 с.
14. Миронов, Д.В. Серийные убийства по сексуальным мотивам: некоторые психологические компоненты профиля личности преступника / Д.В. Миронов // Следователь. – 1998. – № 3. – С. 51-52.
15. Могачёв, М.И. Криминологичесние особенности многоэпизодных изнасилований / М.И. Могачёв // Российский следователь. – 1999. – № 5. – С. 12-15.
16. Могачёв, М.И. Серийные изнасилования как форма насильственного поведения. Тезисы научнопрактической конференции «Насилие. Личность. Общество». – М.: ВНИИ МВД, 2000. – С. 94.
17. Пастушеня, А.Н. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы / А.Н. Пастушеня // Научно- практический комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменко; под общ. ред. В.М. Хомича. – Минск: ГУИСТ БГУ, 2012. – 696 с.
18. Пастушеня, А.Н. Исправительная психология: учебное пособие / А.Н. Пастушеня. – Минск: Академия МВД, 2019. – 271 с.
19. Стуканов, В.Г. Исправительная психология: учебное пособие / В.Г. Стуканов. – Минск: Академия МВД, 2013. – 395 с.
20. Стурова, М.П. Пенитенциарная педагогика. Курс лекций / М.П. Стурова, Н.А. Тюгаева. – Рязань: Академия ФСИН России, 2010. – 424 с.
21. Фурманов, И.А. Агрессивность осужденных за насильственные преступления сексуального характера и ненасильственные преступления как предиктор насильственных аттитюдов в отношении женщин / Психология, педагогика и социология в правоохранительной деятельности: сб. науч. трудов. Вып. 2. – Минск: Академия МВД, 2020. – 207 с.
22. Шарков, А.В. Уголовно-исполнительное право: учебник / А.В. Шарков. – Минск: Тесей, 2008. – 384 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты