Особенности реабилитации людей с инвалидностью в условиях дома-интерната
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности реабилитации людей с инвалидностью в условиях дома-интерната»
по дисциплине: «Социальная педагогика»
2021
45.00 BYN
Особенности реабилитации людей с инвалидностью в условиях дома-интерната
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная педагогика
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДОМА-ИНТЕРНАТА
1.1 Психологическая характеристика людей с инвалидностью, проживающих в домах-интернатах
1.2 Cодержание реабилитации людей с инвалидностью в условиях дома-интерната
1.3 Социокультурная реабилитация людей с инвалидностью в условиях дома-интерната
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ
2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИСЛЕДОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДОМА-ИНТЕРНАТА
2.1 Описание эмпирических исследований
2.2 Анализ полученных результатов
2.3 Рекомендации по проведению социокультурной реабилитации людей с инвалидностью в условиях дома-интерната
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема инвалидности довольно длительный период изучалась только как медицинская проблема, так как под инвалидностью понималось нарушение функционального состояния здоровья, и она была связана с восприятием ценности человека возможности трудиться и не быть в качестве иждивенца для близких родственников или государства. Данный подход ставил инвалидов как отдельную социальную группу, в которой была отличительная особенность – это невозможность самостоятельной жизни человека без поддержки или присмотра со стороны специалистов или близких родственников.
За последние годы произошли серьезные изменения, которые повлияли на новое восприятие населения проблемы инвалидности. Развитие современного общества не будет полноценным, если среди населения не будет главным принципом – это принцип гуманности по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому постепенно приходит осознание того, что необходимо придерживаться социальной модели развития современного общества. На сегодняшний день люди с инвалидностью рассматриваются как полноправные граждане страны, где делается акцент именно не на физических или ментальных проблемах, а именно на социальной возможности решения имеющихся у них трудностей. Так же введению инвалидов в общество способствует государственная политика, которая существует на данный момент в нашей стране, так как она полностью изменила свое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
В современной научной литературе проблема социокультурной реабилитации рассматривается в нескольких направлениях: игротерапия, танцтерапия, арт-терапия, музыкотерапия, библиотерапия и др. Противоречие заключается в несоответствии между имеющимся малым количеством учреждений социального обслуживания населения, однотипности разработанных программ и внушительном количестве нуждающихся в социокультурной реабилитации людей с инвалидностью.
Социокультурная реабилитация раскрыта в трудах Е.И. Холостовой, Н.Ф. Дементьевой, Г.Ф. Нестерова, С.М. Безух, А.Н. Волкова, В.Г. Калоерова, А.Г. Селезнев, Л.П. Середенко, И.Ю. Ветровой, И.В. Воробьевой, В.Р. Гильмутдиновой и др.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДОМА-ИНТЕРНАТА
1.1 Психологическая характеристика людей с инвалидностью, проживающих в домах-интернатах
Цивилизованность общества определяется тем, как оно относится к своим беспомощным членам (старикам, детям, инвалидам).
На протяжении письменной истории человечества были неоднократные попытки отрицания абсолютной морали, отказ от моральных и нравственных ценностей. Последствия таких решений хорошо известны.
«… во вселенной, где планеты вращаются вокруг светил, а луны вокруг планет, где только сила всегда покоряет слабость, заставляя ее быть послушным рабом или сокрушая ее, там не может быть особых законов для человека… я должен освободить мир от его зависимости от его исторического прошлого… сильный должен победить слабого». Цитата принадлежит Гитлеру [4].
Также показателен пример Спарты, где увечных младенцев сбрасывали со скалы. Таким образом, искореняя все нестандартное, оригинальное и, по сути, само развитие общества. Общественный прогресс тесно связан с реализацией всех аспектов человека, как биосоциального существа.
Важнейшим из них является развитие гуманности человечества. В первобытном обществе отношение к человеку с инвалидностью было негативным, ведь основной ценностью была способность к труду. С этой позиции человек с ограничением в здоровье воспринимался как обуза, ущербный человек, не способный приносить пользу. На протяжении времен отношение если и менялось, то не значительно. Иногда их считали наделенными чем-то божественным и более терпимо относились, но в основном общество обрекало таких людей на отчуждение и вымирание. Лишь в Древней Руси были созданы общинные формы помощи для искалеченных сородичей. Петр 1 создавал госпитали для больных и увечных воинов, а также специальные лечебницы для умалишенных. После революции в Советское время упор делался на здоровую нацию и многих инвалидов расселяли по санаториям и специальным домам инвалидов. Но при этом были заложены основы социальной защиты: производились специальные машины с ручным управлением «инвалидки». Большое внимание уделялось физической культуре здоровых людей, а адаптивная физическая культура не получила своего развития [12].
2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИСЛЕДОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДОМА-ИНТЕРНАТА
2.1 Описание эмпирических исследований
База исследования:
Социокультурная реабилитация людей с инвалидностью в условиях дома-интерната осуществляется специалистом по социальной работе согласно плану работы специалиста по социальной работе. Согласно плану работы основными задачи деятельности специалиста по социальной работе с людьми с инвалидностью в условиях дома-интерната являются:
– определение характера и объемов необходимой социальной помощи и общедоступных социальных услуг;
– организация работы по предоставлению социальных услуг проживающим дома – интерната;
– информирование об условиях и порядке оказания социальных услуг и имеющихся льготах;
– оформление документов при поступлении и выбытии из дома – интерната;
– сотрудничество с органами внутренних дел, здравоохранения, социального обслуживания, учреждениями образования, культуры, общественными организациями, органами опеки и попечительства по вопросам компетенции специалиста по социальной работе.
Согласно плану работы специалист по социальной работе с людьми с инвалидностью в условиях дома-интерната проводит следующие мероприятия:
– посещение и участие в производственных совещаниях;
– осуществление контроля деятельностью инструкторов по трудовой терапии;
– подготовка и предоставление необходимой информации по запросу вышестоящих органов;
– работа с нормативной документацией;
– работа с документацией проживающих в доме-интернате.
В данном доме-интернате согласно плану культ организатор проводит следующие социокультурные мероприятия:
– работа в библиотеке;
– подшивка газет;
– беседа с бывшими работниками и уточнение информации для создания книг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведённого теоретического анализа литературы по теме исследования было установлено, что у людей пожилого возраста с инвалидностью снижается психическая гибкость, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, падает активность и общий тонус, появляется чувство слабости и общего недомогания, замедляются психические процессы, ухудшаются память и внимание, уменьшается способность радоваться и эмоционально реагировать на события жизни, появляется своеобразный старческий консерватизм. Эти изменения психики, выраженные в большей или меньшей степени, сопровождают процесс старения практически у каждого человека. Инвалидность только усугубляет их, делает острее, выраженнее. Пожилые люди с инвалидностью в домах интернатах нуждаются в новых сферах и направлениях деятельности по социальной реабилитации.
Второй задачей работы было проанализировать организацию и содержание реабилитации людей с инвалидностью в условиях дома-интерната. Под социокультурной реабилитацией в данном работе мы понимали процесс целенаправленной деятельности с индивидом по восстановлению утраченных или не полученных в ходе социализации навыков и умений выполнении социальных функций, отношений и ролей. Процесс социальной реабилитации является процессом взаимодействия личности и общества, который включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. Социальная реабилитация инвалидов в условиях дома-интерната будет успешной при наличии определенных условий. В настоящее время большое значение приобретает разработка эффективных технологий, методик и форм социализации человека с ограниченными возможностями на всех этапах его развития. В последнее время разрабатывается большое количество инновационных подходов к воспитанию и социальной поддержки инвалидов, проживающих в домах-интернатах. Социальная реабилитация в домах-интернатах для инвалидов включает в себя направления адаптации, социализации и развития индивидуальных способностей личности.
1. Альбегова, А.Ф. Молодые инвалиды как социальная группа и объект социальной работы / А.Ф. Альбегова, И.С. Корешкова. Социальная и гуманитарные знания. – 2017. –Т. 3. – № 1. – С. 50–54.
2. Албегова, И. Ф. Социальная работа с молодыми инвалидами: основные направления, формы, методы и технологии / И. Ф. Албегова, И. С. Корешкова. Вестник социально-политических наук. – Ярославль, 2016. – № 15 (15). – С. 23–26.
3. Арешин, А. А. Социальная адаптация молодых инвалидов на основе дистанционных технологий / А. А. Арешин. Точки над Ё. – 2012. – № 3 (4). – С. 43–46.
4. Аспекты многопрофильной реабилитации инвалидов в процессе профессиональной подготовки специалистов по физической реабилитации / В. Г. Калоерова, А. Г. Селезнев, Л. П. Середенко [и др.]. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – Харьков, 2007. – № 5. – С. 209–213.
5. Баталова, А. Н. Использование потенциала молодого человека с ограниченными возможностями в процессе социального управления / А. Н. Баталова. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – Тольятти, 2011. – № 1. – С. 165–169.
6. Бахуташвили, Т. В., Тюря, К. Ю. Проблемы социальной адаптации молодых инвалидов // Educatio. – 2015. – № 3 (10) – 8. – С. 28–29.
7. Бурнацев, А. Т. Современные проблемы социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / А. Т. Бурнацев. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 11-6. – С. 29–31.
8. Вертынская, Л. А. Психологическое благополучие лиц с ограниченными возможностями в передвижении / Л.А. Вертынская. Журнал практического психолога. – 2010. – № 5. – С. 59-70.
9. Ветрова, И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов / И.Ю. Ветрова. – М.: Дело, 2000. – 256 с.
10. Воробьева, И.В. Роль культурно-досуговой деятельности в процессе социализации лиц с ограниченными возможностями (на примере общества глухих) / Профессиональная подготовка специалистов социальной и образовательной сфер в условиях трансформации современного общества: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. / Витебск, 2005.
11. Гришко, Н.А. Молодые инвалиды как представители специфической категории в процессе политической социализации / Н.А. Гришко. Человек: преступление и наказание. – 2012. – № 1. – С. 138–141.
12. Гильмутдинова, В. Р. Социальная реабилитация молодых инвалидов / В. Р. Гильмутдинова, М. В. Брянцева, А. В. Брянцева. Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Курск, 2016. – С. 57–61.
13. Дворянчикова, И.А. Семья инвалида в социальной структуре общества: автореф. канд. социолог. наук: 22.00.04 / И.А. Дворянчикова; Самарский гос. ун-т. – Самара, 2003. – 206 с.
14. Добряков, И.В. Психология семьи и больной ребенок: учеб. пособие: Хрестоматия / И.В. Добряков, О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2007. – 400 с.
15. Исмаилова, Х.А. Проблема социализации молодых инвалидов в образовательных учреждениях / Х.А. Исмаилова. Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 11.
16. Карельская, Л.П. Социальная интеграция молодых людей с инвалидностью / Л.П. Карельская. Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота. − 2015. − № 12. − С. 84−86.
17. Кичерова, М.Н. Социальная реабилитация инвалидов в современных условиях / М.Н. Кичерова. Вестник СамГУ. − 2007. − № 5/1 (55). −С. 132−142.
18. Козак, Е. И. Социальная реабилитация детей-инвалидов в Беларуси: состояние, проблемы, перспективы / Е. И. Козак. Сацыяльна-педагагічная работа. – 2008. – № 1. – с. 36-38.
19. Пантюк, И.В. Теоретические основы социальной работы / И.В. Пантюк. – Минск: Амалфея. – 2010. – 338 с.
20. Смычек, В. Б. Реабилитация больных и инвалидов / В.Б. Смычѐк. – М.: Медиц. литература, 2009. – 542 с.
21. Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие / Н.Ф. Басов [и др.]; под ред. Н.Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2012. – 400 с.
22. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 432с.
23. Холостова, Е. И. Зарубежный опыт социальной работы: учеб. пособие / Е.И. Холостова, А.Н. Дашкина, И.В. Малофеев. — М.: «Дашков и К», 2013. — 368 с.
24. Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие / Е.И. Холостова. – М.: «Дашков и К», 2006. – 240 с.
25. Чалдаева, Д.А. Зарубежный опыт социальной реабилитации инвалидов./ Д.А. Чалдаева, И.Г. Нигматьянова. Вестник Казанского технологического университета. – 2010. – №3. – с. 20-30.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты