Обучение младших школьников с интеллектуальной недостаточностью планированию работы на занятиях по аппликации из бумаги
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Обучение младших школьников с интеллектуальной недостаточностью планированию работы на занятиях по аппликации из бумаги»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2021
45.00 BYN
Обучение младших школьников с интеллектуальной недостаточностью планированию работы на занятиях по аппликации из бумаги
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Уроки по аппликации.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Особенности мотивации учебно-трудовой деятельности
1.2 Особенности развития общетрудовых умений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.3 Особенности двигательных трудовых умений учащихся с интеллектуальной недостаточностью
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ РАБОТУ УЧАЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Планирование трудовой деятельности и его особенности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
2.2 Методика обучения планированию предстоящей работы учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках трудового обучения в 1 – 5 классах
2.3 Фрагменты уроков трудового обучения и наглядные материалы к ним, отражающие последовательность обучения планированию предстоящей деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью (Раздел «Работа с бумагой и картоном»)
2.4 Научно-методическое обоснование разработанных фрагментов уроков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: одной из самых острых и актуальных проблем современности является социальная и трудовая адаптация детей с особыми образовательными потребностями. В последние годы в условиях сохраняющейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция возникновения подобных проблем интеграции детей в общество.
Из-за перцептивных трудностей у учащихся с нарушениями интеллекта наблюдаются значительные когнитивные дефициты и позднее формирование представлений о внешних свойствах предметов: цвете, форме, величине и размерах, которые составляют основу сенсорного развития. Кроме того, многие дети этой категории имеют значительные нарушения двигательной координации и недоразвитые мышцы пальцев и кистей рук. Занятия аппликацией, способствующие сенсорному развитию, помогают исправить эти недостатки и включают в себя специальные упражнения, способствующие развитию осознанных и точных движений.
Результаты исследования показывают, что дети с нарушениями интеллекта с трудом справляются с основными (технологическими операциями), необходимыми для выполнения аппликации. Технологический процесс при работе с детьми с нарушениями интеллекта имеет отличительные особенности, к которым относится: низкий уровень сложности учебного материала, медленный темп освоения деятельности и т.д.
Правильная коррекция, если не компенсация, недостатков, связанных с развитием и социальной ситуацией ребенка, позволяет развить социальные и трудовые умения, необходимые для успешной интеграции в социальную жизнь, а не полагаться на помощь. При обучении и воспитании детей с нарушениями интеллекта школы ставят перед собой задачу дать возможность этой части трудоспособного населения стать самостоятельными и сформировать у них разнообразные жизненные умения, способствующие их последующей социальной адаптации и интеграции в общество.
Техника аппликации обладает огромным педагогическим и образовательным потенциалом. В процессе художественно-творческой деятельности ребенок приобретает некоторые графические умения (используются такие средства как карандаш, линейка), учится анализировать явления и предметы окружающего мира, пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой и аккуратно приклеивать детали.
Занятия аппликации помогают развить воображение, концентрацию внимания, зрительную память, зрение, чувство формы, восприятие пространственных понятий, цвета и его трансформации; развить любовь к прекрасному, аккуратность, точность; развить терпение, настойчивость и желание довести работу до конца [1, с.22].
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Особенности мотивации учебно-трудовой деятельности
Деятельность человека всегда регулируется не только объективно, но и субъективно мотивацией, целеполаганием, волей и т.д. Эффективность образовательного процесса во многом зависит от того, какие цели ставят перед собой учащиеся, как формируются их потребности и мотивы. Воспитание у учащихся желания учиться и формирование позитивного отношения к работе должно занимать одно из важнейших мест в работе каждого учителя и педагогического коллектива в целом [2, с.12].
Слово «мотив» означает «двигаться» и выражает направление человеческой деятельности. В психологии слово «мотивация» относится к воспринимаемой человеком мотивации к определенной деятельности. Говоря о мотивации к обучению, мы имеем в виду осознанную мотивацию ученика к обучению, его желание, стремление овладеть знаниями и то, как он воспринимает деятельность. Мотивация – это причина для принятия определенного отношения к обучению. Мотивация связана с набором наиболее важных целей, которые человек ставит перед собой в жизни.
Особенно важно изучать мотивацию учащихся с нарушениями интеллекта. Младшие школьники с нарушениями интеллекта положительно относятся к урокам трудового обучения. Основная причина этого заключается в том, что поделки, сделанные вручную, дают им чувство удовлетворения. Однако положительное отношение к урокам труда не означает, что у этих детей полностью сформирована мотивация к учебной и трудовой деятельности.
Хорошо известно, что дети с умеренной или даже более тяжелой умственной отсталостью нуждаются в постоянной стимуляции своей деятельности из-за низкой интеллектуальной активности. Без поощрения взрослых они не могут развить интерес не только к изготовлению, но и к самим предметам. Поэтому в практической работе на занятиях по лепке, с бумагой и картоном, с нитками, природными материалами и другими поделками лучше всего выбирать изделия, которые ранее знакомы детям или которые легко привлекают их внимание в контексте игры или развлечения. Этим советам необходимо следовать на уроках и индивидуальных занятиях, независимо от условий (школа, центры коррекционного и реабилитационного образования, дом) [20, с.58].
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ РАБОТУ УЧАЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Планирование трудовой деятельности и его особенности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
С психологической точки зрения, планирование – это процесс, направленный на выбор путей, средств, методов и последовательности действий для достижения воображаемой цели. С.Н. Архангельский выделяет три основных этапа планирования: ориентировочный, организационный и исполнительный. Индикативное планирование связано с принятием решения о достижимости запланированных целей, организационное планирование - с продумыванием и организацией условий, в которых будут осуществляться запланированные действия, а исполнительное планирование – с составлением плана всех конкретных действий и определением их последовательности.
Некоторые психологи классифицируют планы на следующие три типа: стратегические, которые относятся к общему плану решения задачи; тактические, которые относятся к плану решения конкретной задачи, включенной в общую задачу; и оперативные, которые относятся к непосредственному планированию хода выполнения задачи. Каждый из этих видов планирования требует определенного уровня мастерства. Так, стратегическое планирование невозможно без четкого понимания целей деятельности и умения выбирать соответствующие методы их реализации; тактическое планирование связано с умением разбивать деятельность на отдельные этапы и рационально и экономно использовать материалы и время; оперативное планирование связано с умением критически оценивать свои действия и исправлять ошибки и неточности, а также с необходимостью перестраивать предварительное планирование в ходе деятельности [21, с.39].
Как показали обсервационные и психологические исследования, без необходимого руководства со стороны учителя ученики с нарушениями интеллекта приступают к выполнению предложенных заданий, не проанализировав должным образом их условия и требования, не выбрав вдумчиво методы и последовательность действий.
Исследованиями А.Р. Лурии и его коллег, Б.И. Пинского, Г.М. Дульнева и его коллег установлено, что во многих случаях учащиеся с нарушениями интеллекта игнорируют инструкции и содержащиеся в них требования и тем самым отклоняются от выполнения поставленной задачи [22, с.111].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что мотив представляет собой определенное побуждение к действию, или «опредмеченную потребность». Мотивация в свою очередь представляет собой осознанное побуждение к выполнению той или иной деятельности. Мотивация к трудовой деятельности представляет собой определенное побуждение к выполнению той или иной деятельности и направляет на достижение определенной цели или результата.
Формирование общетрудовых уменийу детей с интеллектуальной недостаточностью представляет собой длительный и целенаправленный процесс формирования самостоятельности и активности данной категории детей.
Двигательные трудовые движения направлены на формирование определенного трудового потенциала у детей с интеллектуальной недостаточностью и определяются как необходимое условие их психологического и эмоционального развития. Процесс планирования представляет собой необходимый элемент развития деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Данный процесс направлен на выделение основных форм и методов, необходимых для дальнейшего развития деятельности.
Планирование предстоящей работы представляет собой важное направление в рамках формирования и развития трудового занятия. Данные особенности отражают определенную результативность в рамках достижения того или иного эффекта планируемой деятельности.
Нами были выделены основные фрагменты занятий, отвечающие за особенности планирования предстоящей деятельности учащихся. Нами были выявлены основные этапы занятия, в рамках которого происходило формирование и планирование определенной практической деятельности при формировании аппликации.
Есть необходимость в том, чтобы определить основные особенности и направления планирования собственной деятельности детьми с интеллектуальной недостаточностью на уроках трудового обучения. Данные аспекты указывают на то, что большинство детей испытывают трудности еще на этапе планирования предстоящей деятельности.
Необходимы специальные коррекционные методы обучения, чтобы научить учащихся с нарушениями интеллекта действовать в соответствии с четкими целями и методами их достижения. Не осознавая своей задачи и среды, в которой они действуют, учащиеся с нарушениями интеллекта предоставлены сами себе и не руководствуются желанием достичь соответствующих результатов в своей деятельности, а просто выполняют действия, которые соответствуют задаче и среде, но не учитывают их требования и конкретные обстоятельства. В ходе работы, проводимой под руководством и управлением учителя, происходят значительные сдвиги в психологическом развитии учащихся, в развитии их познавательных, учебных и социальных интересов и потребностей.
1. Акименко, И.П. Темп работы учащихся вспомогательной школы в трудовых процессах и педагогические пути его повышения: автореф. дис. … канд. пед. наук: / И.П. Акименко. – М.: Мос. гос. пед. ун–т, 2016. – 23 с.
2. Бондарь, В.И. Влияние характера обучения на формирование двигательных трудовых умений учащихся младших классов вспомогательной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук: / В.И. Бондарь; Мос. гос. пед. ун–т, – Москва, 1971. – 25 с.
3. Васенков, Г.В. Формирование профессиональных умений переплетного дела у учащихся вспомогательной школы / Г.В. Васенков // Дефектология. – 1995. – №3. – С. 15–19.
4. Васенков, Г.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся / Г.В. Васенков // Дефектология. – 1998. – №4. – С. 40–45.
5. Витнева, Т.Н. Характер взаимосвязи речевого и моторного развития умственно отсталых школьников / Т.Н. Витнева // Проблемы речевого поведения: Материалы всероссийской конференции. – Самара, СамГПУ 1998 – С. 143–147.
6. Волосовец, Т.В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и профессиональное образование инвалидов / Т.В. Волосовец // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. – №4. – С. 4–9.
7. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе./ Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа–пресс, 1994. – 416 с.
8. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 400 с.
9. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. / Под ред. Г.М. Дульнева. – М.: Педагогика, 1969. – 215 с.
10. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школе / Под ред. Г.М. Дульнева. – М.: Просвещение, 1965. – 135 с.
11. Дефектологический словарь под. ред. А.И. Дьячков – М.: – 1970. – 503 с
12. Жекотов, Ю.В. Развитие двигательных возможностей у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида /Ю.В. Жекотов // Дефектология – 1998. – №4 С. 31–37.
13. Коркунов, В.В. Трудовое воспитание во вспомогательной школе /В.В. Коркунов // Методические рекомендации. – Свердловск, 1989. – 29 с.
14. Лапшин, В.А. Основы дефектологии./ В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов – М.: Просвещение, 1991, – 143 с.
15. Мирский, С.Л. Методика профессионально–трудового обучения во вспомогательной школе / С.Л. Мирский. – М.: Просвещение, 1988, – 224 с.
16. Мирский, С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда / С.Л. Мирский. – М.: Просвещение, 1992, – 124 с.
17. Мирский, С.Л. Индивидуальный поход к учащимся вспомогательной школы в трудовой обучении / С.Л. Мирский – М.: Просвещение, 1990, – 154 с.
18. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Психология. – М.: Просвещение: Владос, 1995,–576 с.
19. Павлова, Н.П. Трудовое обучение в 1–3 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1988, – 176 с. 43. Педагогика. / Под ред. И.А. Каирова. – М.: Просвещение, 1948, – 462 с.
20. Пинский, Б.И. Формирование двигательных уменийучащихся вспомогательной школы / Б.И. Пинский – М.: Педагогика, 1977, – 128 с.
21. Пинский, Б.И. Коррекционно–воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы / Б.И. Пинский – М.: Педагогика, 1985, –128 с.
22. Пинский, Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы / Б.И. Пинский – М.: Просвещение, 1969, – 152 с.
23. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн – М.: Просвещение, 1986, – 192 с.
24. Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах 8 вида, учебные программы. / Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Издательство НЦ АС, 2001.–320 с. 44
25. Шинкаренко, В.А. Методика трудового обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: учеб.–метод. пособие /В.А. Шинкаренко. – Минск: Изд. центр БГУ. – Минск, 2013. – 104 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Уроки по аппликации.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты