Проблема самопознания героя в романе Дж. Джойса Портрет художника в юности
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Проблема самопознания героя в романе Дж. Джойса Портрет художника в юности»
по дисциплине: «Зарубежная литература (английский язык)»
2021
45.00 BYN
Проблема самопознания героя в романе Дж. Джойса Портрет художника в юности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Зарубежная литература (английский язык)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Особенности английской литературы XX века
1.1 Английский романа первой половины XX века
1.2 Проблема самопознания и формирования личности в произведениях английских писателей XX века
1.3 Творческий путь Дж. Джойса в контексте модернистской традиции
ГЛАВА 2. Проблема самопознания в романе «Портрет художника в юности»
2.1 Своеобразие проблематики романа
2.2 Мифологические аллюзии в романе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Ирландский писатель модернистской школы потока сознания – Джеймс Джойс, используя психологический подход в написании своих художественных текстов, открывает новую технику письма. Техника письма Джойса заключалась в том, что художественная форма текста превалировала над содержанием. А само содержание сжимается до минимальных единиц, кодируется и изменяется. Данную технику автор использовал не только в рассматриваемом романе «Портрет художника в юности», но и в «Улиссе», «Поминки по Финнегану».
В рамках своего творчества, Джеймс Джойс использовал не только технику «потока сознания», но и мифологические и исторические аллюзии, стилизацию, монтаж, фрагментарность, комические приемы. В авторском художественном тексте читатель видит стиль, манеру и языковую игру, которые отражают постепенное взросление героя.
В романе «Портрет художника в юности» читатель видит взросление личности Стивена Дедала и его поиски самого себя в обществе. Такой поиск передает внутренняя речь героя – одна из ведущих форм художественного сознания XX века.
Актуальность данной работы заключается в проблеме поиска самого себя и взросления человека, которые поднимает Джойс в своем романе. Писатель обогатил не только английскую/ирландскую культуры, но и мировую культуру.
Предмет исследования – проблема самопознания главного героя в романе Джеймса Джойса «Портрет художника в юности».
Объект исследования – роман Джеймса Джойса «Портрет художника в юности».
Цель исследования – раскрыть проблему самопознания главного героя в романе Джеймса Джойса «Портрет художника в юности».
ГЛАВА 1. Особенности английской литературы XX века
1.1 Английский романа первой половины XX века
Английская литература XX в. разделяется на два основных периода: 1) 1910-1945; 2) 1945-1990 гг. Такое разделение позволяет представить литературный процесс того времени более подробно со всеми событиями, мироощущениями и чувствами писателей, творивших свои великие произведения.
С другой стороны, этот век оставил большой отпечаток в истории всего человечества: война, кровь, смерть, насилие, лицемерие, катастрофа, кризис сознания и т.д. Однако не весь век был наполнен такими пессимистическим видением. Первые десятилетия XX в. считаются радостными и оптимистическими за счет эффективного развития науки и техники, романтических идеалов и веру в будущее человечества. Такая вера не была омрачена грядущими событиями. Люди смогли совершить для себя первые открытия: в квантовой теории, появились первые самолеты и оружие, генетическое и биологическое экспериментальное исследование [13, c.11].
Что же происходит с разумом человека? К сожалению, человеческий разум не выдерживает стольких бурных открытий и приходит к тотальному безумию и уничтожению. Научные и технологические открытия оборачиваются против самих людей. Если самолеты создавались с целью полетов в отдаленные места, то теперь их цель – уничтожение городов и людей, проживающих в них. Первая мировая война изменила понимание о человечности и человеческом сознании. Постепенное изменение сознание человека привела к многим потерям (материальным и духовным).
Такая трагичная судьба человечества оказала негативное влияние на мироощущение каждого, в особенности на творческих людей. Деятели культуры, художники, писатели и искусствоведы тонко почувствовали трагизм своего времени. Философы не остаются в стороне. Для них возникает новая проблема – развитие цивилизации и будущего в столь тяжелое время. Кто-то видел будущее в конце, а кто-то в оптимизме. Одними из ведущих философов этого времени выступают Анри Бергсон и Фридрих Ницше, которые предложили свой подход [13, c.12].
ГЛАВА 2. Проблема самопознания в романе «Портрет художника в юности»
2.1 Своеобразие проблематики романа
Портрет художника в юности − это история о становлении личности Стивена Дедала с детства до самой юности. Главный герой учиться в иезуитской школе для мальчиков, по воле его семьи, в колледже Клонгоус Вуд. Молодому Стивену трудно общаться с другими людьми. Он никогда не участвует в играх с другими детьми, потому что старшие мальчики всегда насмехаются над ним и относятся к нему как к постороннему или незнакомцу, поэтому его всегда всех раздражает.
Стивен понимает сложившеюся ситуацию, но остается изолированным от других и "изгнанником" для самого себя. Когда он становится юношей, то отправляется в поездку с отцом. Стоит отметить, что его отец был корконианцем, родом из университетского города. Однако Стивен не может понять чувств своего отца. Герой считает, что он старше своего отца, хотя и моложе. Поэтому Стивен ищет способ убежать от конфликта с окружающими и с самим с собой. Через некоторое время герой посещает священника, отца Арнолла, который много говорит об Аде. Описание Ада пугает Стивена. Внутренний страх подталкивает героя исповедаться священнику. Несмотря на короткое время, его вера в католичество, его религию, снова начинает угасать. Когда он покидает свою семью, Стивен продолжает учебу в университете. Глубокое изучение литературы – это способ познать мир и найти свое место в нем. Наконец, Стивен познает себя и понимает, что он должен отказаться от навязанных ему идей другими. В результате чего, он оставляет все свои начинания и продолжает путь, который он выбрал для себя, покинув Ирландию ради великого творчества.
В самом начале повествования, мы можем увидеть детство Стивена, его размышления о своем имени и значение собственной идентичности. По следующему отрывку это ярко видно: “Stephen Dedalus Class of Elements Clongowes Wood College Sallins County Kildare Ireland Europe The World The Universe” [20, p.12]. Когда герой пишет на форзаце книги свое имя и местоположение, он пытается найти связь между своим именем и местом, в котором он физически находится. Его одноклассники также неуважительно написали на противоположной странице следующее: «Stephen Dedalus is my name, Ireland is my nation. Clongowes is my dwelling place And heaven my expectation» [20, p.13].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После проведенного исследования мы пришли к выводу, что литература XX в. крайне многообразна и охватывает множество направлений. Основная цель литературы эпохи модернизма – поиск нового через многочисленные эксперименты. Английский роман реализует себя в двух направлениях: реализм и модернизм. В качестве реализма появляется «окопная поэзия» Р. Олдингтона. Роман в рамках психологической школы задействует имажистов и приверженцев «потока сознания».
В рамках психологической школы выделяются следующие авторы: Д. Джойс, В. Вулф, Г. Лоуренс. Изучив творческую биографию Джеймса Джойса, мы пришли к выводу, что писатель был первым, кто ярко использовал технику потока сознания. Автор создал свою особую манеру письма, опираясь не только на внутренний монолог, но и на прием монтажа, фрагментарности и мифологических элементов. Наиболее ярко все приемы читаются в романе «Улисс», который считается визитной карточкой автора. В рамках данного романа, Джойс смог воплотить древнегреческий миф в современном контексте. В исследуемом нами романе «Портрет художника в юности» это тоже читается.
Один из основных выводов проделанного исследования – проблема осознания своей личности (Стивена Дедала). На протяжении всего повествования Стивен мы наблюдаем за становлением героем, его воспитанием как личности. В конце концов, он решает просто улететь далеко, подобно Икару. В этом читается биографическая ситуация самого Джойса, когда тот был изгнанником в родной Ирландии.
Благодаря мифологическим аллюзиям, Джеймс Джойс не просто конструирует и структурирует художественный мир, но и вводит мифологему в сознание своего персонажа. Мифологема движет, помогает и подталкивает к действию героя. По праву можно сказать, что Стивен Дедал – это современный Икар, который бродит по улицам Дублина.
1. Анастасьев, Н. Обновление традиции. Реализм ХХ века в противоборстве с модернизмом ∕ Н. Анастасьев. – М., 1984.
2. Гарин, И. Век Джойса / И. Гарин. − М: ТЕРРА-Книжный клуб, 2002. − С. 58-70
3. Зарубежная литература ХХ века: учеб. для вузов ∕ Л.Г. Андреев [и др.]; под ред. Л.Г. Андреева. – 2-е изд. – М.: Высш. шк.; Изд. центр Академия, 2000. – 360 с.
4. Зарубежная литература. ХХ век: учеб. для студ. / под ред. Н.П. Михальской. – М.: Дрофа, 2003. – С. 3–12
5. Ивашева, В.В. Литература Великобритании ХХ века / В.В. Ивашева. − М., 1984. − С.28-58
6. Киреев, Р. Джойс: герои и прототипы / Р. Киреев // Литература: прилож. к газете «Первое сентября». – 2001. – № 25. – С. 25–28
7. Лосев, А.Ф. Поток сознания и язык // А.Ф. Лосев Знак. − Символ. Миф. − М., 1982.
8. Набоков, В. Лекции по зарубежной литературе / В. Набоков. − М.: Изд-во "Независимая Газета", 2000. – 263 с.
9. Томашевский Б.В. Теория литературы / Б.В. Томашевский. − Поэтика. − М.: Аспект-Пресс, 1999. − 334 с.
10. Урнов, Д.М. Дж. Джойс и современный модернизм // Современные проблемы реализма и модернизма. − М., 1964.
11. Хоружий, С. Как читать "Улисса" // Иностранная литература. − М., 2002. − № 1. – 287 с.
12. Хоружий, С.С. Человек и искусство в мире Джеймса Джойса: философия и литература / С.С. Хоружий // Вопросы литературы. – 1993. – № 8. – С. 46–57.
13. Шабловская, И.В. История зарубежной литературы (ХХ век, первая половина) / И.В. Шабловская. – Минск: Изд. центр Экономпресс, 1998. – С. 11– 44
14. Эко, У. Поэтики Джойса / У. Эко. − СПб.: Симпозиум, 2003. − 496 с.
15. Элиот, Т.С. "Улисс", порядок и миф / Т.С. Элиот. − Иностранная литература, 1988. − № 12. − С.227-228
16. Brandabur, E. A Scrupulous Meanness: A Study of Joyce’s Early Work / E. Brandabur. − Chicago: University of Illinois Press, 1971. – P. 159-174
17. Farrell, J. “Joyce and His First Self Portrait” / J. Farrell. − The New York Times Book Review, 1944. – P. 6 -16
18. Freud, S. Beyond the Pleasure Principle / S. Freud. − London: The Hogarth Press Limited, 1955.
19. Freud, S. Interpretation of Dream / S. Freud. − Trans. Brill A A. Macmillan. New York. − Print.,3rd edition, 1913.
20. Joyce, J. A Portrait of the Artist as a Young Man / J. Joyce. − New York: Signet Classic, 1991. – 301 p.
21. Straut, G. Letters of James Joyce / G. Straut. − Vol. 1, 1957.
22. Oedipus complex: [source] / Encyclopedia Britannica. – Access: https://www.britannica.com/science/Oedipus-complex
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты