Личностные особенности старшеклассников, активных пользователей социальных сетей
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Личностные особенности старшеклассников, активных пользователей социальных сетей»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Личностные особенности старшеклассников, активных пользователей социальных сетей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа, ГУО (д. Скоки)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов исследования по пятифакторному личностному опроснику (Р.МакКрае, П. Коста)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов исследования по методике многофакторного личностного опросника 16PF (Р. Кеттелла)
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
1.1 Понятие личности и личностных качеств в психологии
1.2 Развитие личности в раннем юношеском возрасте
1.3 Влияние социальных сетей на развитие личности в раннем юношеском возрасте
1.3.1 Психологическая характеристика пользователей социальны сетей
1.3.2 Факторы возникновения зависимости от социальных сетей в раннем юношеском возрасте
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Интернет – это большое технологическое достижение современного мира. Всемирная сеть – это современный механизм распространения информации, объединения и взаимодействия людей независимо от расстояния, временных, государственных и многих других границ. Все большее распространение в сети имеет объединение людей посредством социальных сетей приобретает среди подростков.
Используя социальную платформу, ученик присоединяется к разным сообществам, ищет новые знакомства, свободно получает доступ к новостям, смотрит фото и видео и участвует в обсуждениях. Общение в социальных сетях имеет несколько характеристик, которые создают условия для различных самопроявлений в сети.
Создание «личности в сети» дает старшекласснику возможность вырваться из реальности, убежать из своего тела; возможность максимального саморазвития, вплоть до неузнаваемого самоизменения, является одной из наиболее распространенных причин развития аддиктивного поведения. Поэтому вопросы предотвращения зависимости школьников от социальных сетей в сфере психолого-педагогических исследований становятся все более актуальными.
Цель исследования: изучить личностные особенности старшеклассников, активных пользователей социальных сетей.
Объект исследования – личностные особенности старшеклассников.
Предмет исследования – личностные особенности старшеклассников, активных пользователей социальных сетей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие личности и личностных качеств в психологической литературе.
2. Рассмотреть особенности развития личности в раннем юношеском возрасте.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
1.1 Понятие личности и личностных качеств в психологии
Категория «личность» в психологии и организационной психологии занимает одно из ключевых мест и носит фундаментальный характер. Зарубежные психологи по-разному рассматривают понятие сущность личности.
В рамках поведенческого направления (Дж. Уотсон и др.) рассматривается через набор поведенческих реакций, характерных для конкретного индивида. Ученые считают, что «личность – это организованная и относительно устойчивая система навыков, умений, приспособленных к жизненным ситуациям. Изменение ситуаций ведет к формированию новых навыков» [15, с. 15].
В контексте гуманистического направления признается уникальность каждой личности, акцентируется внимание на ее развитии. В качестве важнейшего личностного качества, которое характерно личности, здесь выделяется потребность в самоактуализации. По мнению А. Маслоу, потребности людей являются важнейшими факторами, побуждающими их к активности, к выбору определенного направления в поведении и деятельности. Гармоничное развитие личности невозможно без удовлетворения природной потребности личности в самоактуализации, которая находится на вершине устремлений личности [17].
Психоаналитическая теория личности (З. Фрейд) признает, что «личность – это замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияние, но в то же время противостоящая ему. Источником жизни являются подсознательные влечения, например, к сексуальным и другим удовольствиям, а также к смерти и др. Смысл жизни людей виделся в удовлетворении этих изначальных биологических влечений» [15, с. 19].
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
Согласно цели нашего эмпирического исследования изучались личностные особенности старшеклассников, активных пользователей социальных сетей.
Исследование проходило в несколько этапов:
I этап: определение плана исследования, подбор методик, адекватных целям и задачам исследования, формирование выборки.
II этап: сбор эмпирических данных (проведение тестирования со старшеклассниками с помощью специализированных методик);
III этап: интерпретация и анализ полученных результатов, подтверждение/опровержение гипотезы исследования; обобщение результатов исследования.
В исследовании принимали участие 30 старшеклассников, активно использующих социальные сети.
Исследование проходило на базе ГУО «Средняя школа д. Скоки»
Для изучения личностных особенностей старшеклассников, активных пользователей социальных сетей, был использован следующий диагностический инструментарий: анкета «Активность личности в виртуальной социальной сети» (Е.И. Косивченко), методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла. Диагностический инструментарий был подобран исходя из цели исследования.
1. Анкета «Активность личности в виртуальной социальной сети» (Е.И. Косивченко);
Цель – исследование степени интенсивности виртуальной коммуникации посредством виртуальных социальных сетей Интернета и качества их активности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие личности рассматривается с разных позиций. Под личностью мы подразумеваем человека с рядом уникальных функций, обладающего набором особенностей, собственным сознательным и избирательным поведением. Личные качества – это черты (черты, атрибуты и состояния), приобретенные человеком, которые определяют стиль его поведения.
Основными особенностями развития личности в юношеском возрасте являются: 1) развитие самосознания, в том числе, нравственного самосознания; 2) формирование мировоззрения; 3) развитие активной жизненной позиции, самоопределения; 4) преобразование эмоциональной сферы личности. В юношеском возрасте человек впервые открывает свой внутренний мир, начинает проявлять глубокий интерес к субъективным переживаниям и к собственному «Я».
Виртуальную социальную сеть можно рассматривать как часть общей коммуникационной среды, порожденной Интернет-технологиями. Социальные сети поддерживаются благодаря связям между участниками двух типов: сильными и слабыми. Аналогом крепких уз являются дружба и семейные отношения. Слабые связи основаны на «информационном обмене» идеями, фактами и т. д.
На основе анализа литературных источников можно выделить две группы психологических факторов, вызывающих зависимости от социальных сетей: мотивационные факторы – удовлетворение уже имеющихся желаний и потребностей и поисковые факторы – желание получить новый опыт. Общение в социальных сетях дает возможность идентифицировать себя, выстраивать собственное взаимодействие с другими пользователями и группами по желанию, что может формировать зависимость от социальных сетей.
Для изучения личностных особенностей старшеклассников, активных пользователей социальных сетей, был использован следующий диагностический инструментарий: анкета «Активность личности в виртуальной социальной сети» (Е.И. Косивченко), методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла.
1. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К.А. Альбуханова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. – 224 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2016. – 282 с.
3. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений / В.Г. Асеев. – М.: Институт психологии РАН, 2003. – 223с.
4. Беличева С. А. Зависимость от виртуальной реальности: мифы и реальность / С. А. Беличева // Сборник конференций НИЦ «Социосфера». – 2019. – № 5. – С. 132-140.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
6. Брынин Г. Э. Интернет-зависимость учащейся молодежи Алтайского края: сущность и диагностика / Г. Э. Брынин // Известия Алтайского государственного университета, 2020. – № 2. – С. 9-13.
7. Ванина О. Е. Факторы, влияющие на проявление зависимости от социальных сетей в подростковом возрасте / О. Е. Ванина // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». – 2020. – № 7. – С. 187-198.
8. Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете. – 2019. – № 10. – С. 11-40.
9. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А. В. Гоголева. – Воронеж: МОДЭК, 2013. – 240 с.
10. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба [Текст] / И.В. Дубровина. – М., 2017. – 186 с.
11. Егорова, Т. Е. Становление психологической культуры: теория, эксперимент, практика / Т. Е. Егорова // Ученые записки кафедры теоретической и экспериментальной психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета. Вып. 2 / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург, 2018. – С. 99-152.
12. Завалишина О. В. Моделирование педагогической поддержки подростков, склонных к проявлению интернет-зависимости / О. В. Завалишина // Научный журнал КубГАУ. – 2019. –№ 70. – С. 601-606.
13. Карпинский К.В. Жизнедеятельность как форма активности субъекта жизни / К.В. Карпинский // Методология и история психологии. – 2020. – Вып. 1. – С. 184-202.
14. Карпинский К.В. Жизненный путь личности как проблема психологии / К.В. Карпинский // Актуальные проблемы современной психологии: сб. нау ч. ст. – Гродно : ГрГУ, 2018. – С. 150-167.
15. Лебедев, А.В. Личность и ее свойства / А.В. Лебедев. - СПб.: СПбГУНиПТ, 2011. - 212 с.
16. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 2005. – 304 с.
17. Маслоу, А. Мотивация и личность / Пер. А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 2009. – 523 с.
18. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений / Ред. А.А. Бодаллева. – Воронеж: Модэк, 2005. – С. 48–55.
19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с.
20. Орзак М. А. Психиатры: социальные сети искажают восприятие реальности / М. А. Орзак // Психология отношений. – 2018. – Вып. 1. – c. 32-37
21. Петровский А.В. К пониманию личности в психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://voppsy.ru/issues/1981/812/812040.htm
22. Полицинский, Е.В. Личностные качества при построении успешной профессиональной карьеры / Е.В. Полицинский // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9 (часть 2) – С. 365-368.
23. Пономарев, А.В. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста: авторф. дис. доктора психол. наук / А.В. Пономарев. – Екатеринбург, 2019. – 65 с.
24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009. – 713 с.
25. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 219 с.
26. Сирота Е. Ю. Личностные особенности постоянных посетителей сайта www.vkontakte.ru / Е. Ю. Сирота // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2017. – № 3. С. –115-118.
27. Социология массовой коммуникации: учеб. пособие / О. Г. Филатова. – М.: Гардарики, 2006. – 303 с.
28. Фрейд З. Конфликт как постоянный элемент душевной жизни человека // Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2008. – С. 57-59.
29. Фромм, Э. Человек для себя. Иметь или быть? / Э. Фромм. – Минск: Изд-во «В.П. Ильин», 2007. – 416 с.
30. Хорни Х. Интерпретация интерперсональных проблем // Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2008. – С. 60-61.
31. Хорни Х. Наши внутренние конфликты // Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2008. – С. 59-60.
32. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2009. –560 с.
33. Эриксон, Э. Новый взгляд на конфликты // Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2008. – С. 62-63.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов исследования по пятифакторному личностному опроснику (Р.МакКрае, П. Коста)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов исследования по методике многофакторного личностного опросника 16PF (Р. Кеттелла)
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты