Установки к сексу у представителей творческих профессий с различным самоотношением
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Установки к сексу у представителей творческих профессий с различным самоотношением»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Установки к сексу у представителей творческих профессий с различным самоотношением
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УСТАНОВОК К СЕКСУ И ИХ ВИДЫ
2. САМООТНОШЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ УСТАНОВОК К СЕКСУ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Сексуальные установки тесно связаны с понятием социальных установок, являющихся одним из механизмов регуляции поведения человека. Они помогают уяснить, почему именно люди поступают тем или иным образом в определенных ситуациях. Социальные установки человека определяют его существование в макросистеме «в обществе, в определенной культуре и на микроуровне – в конкретной социальной группе, на уровне межличностного взаимодействия. Причем, с одной стороны, сами установки формируются под воздействием социума, с другой – они влияют на социум, определяя отношение к нему людей.
Исторические изменения в социальных установках хорошо видны по нашим реакциям на развивающуюся сексуальность. Большая часть подростков, как и взрослых, рассматривает себя с позиций культурных норм своего времени. Поэтому характер и качество сексуальных отношений изменяются в зависимости от времени. Решающую роль в формировании сексуальных установок играет социальная среда.
Социальная и культурная значимость сексуальных отношений в социологии впервые была представлена О. Контом, Э. Дюркгеймом, которые обратили внимание на нормы и девиации сексуального поведения. Особенности формирования и воспроизводства сексуального поведения и сексуальной культуры в классовом обществе, в конкретных общественно-экономических формациях, были показаны в ранних произведениях К. Маркса. Были предприняты попытки осмысления сексуальности и сексуальной сферы межличностных и межгрупповых отношений в контексте институционализации семьи и религии (Ф. Энгельс и М. Вебер).
Российские мыслители также неоднократно обращались к исследованию природы сексуальности, проявления любви как одного из важнейших человеческих чувств, специфике формирования и воспроизводства отечественной сексуальной культуры (Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, С.Л. Франка). В это же время стали проводиться первые социологические опросы сексуального поведения, прежде всего, среди различных групп молодежи (М.С. Бараш, И.Г. Гельман, М.А. Членов). Революционные идеи, касающиеся сексуальной культуры, отношений между полами, перспектив существования институтов брака и семьи, высказывались в работах известных политических деятелей начального этапа советского периода отечественной истории А.М. Коллонтай, Н.К. Крупской, К. Цеткин и др.
Однако до настоящего времени недостаточно изучены аспекты сексуальных установок людей, представителей различных профессий. Необходимость представленного исследования определяется возрастающими потребностями в изучении сексуальной сферы нашего общества, выяснении различий в сексуальных установках представителей творческих профессий с различным самоотношением, которые на данный момент являются недостаточно изученными.
1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УСТАНОВОК К СЕКСУ И ИХ ВИДЫ
Сексуальные установки тесно связаны с понятием социальных установок, являющихся одним из механизмов регуляции поведения человека. Они помогают уяснить, почему именно люди поступают тем или иным образом в определенных ситуациях. Социальные установки человека определяют его существование в макросистеме «в обществе, в определенной культуре и на микроуровне – в конкретной социальной группе, на уровне межличностного взаимодействия. Причем, с одной стороны, сами установки формируются под воздействием социума, с другой – они влияют на социум, определяя отношение к нему людей [10, с. 178].
Решающую роль в формировании сексуальных установок играет социальная среда. Представления о сексуальности претерпевали существенные изменения в разные периоды истории в связи с переменами в обществе. В отличие от восточной культуры, в которой издавна существовала традиция положительного и даже эпикурейского отношения к сексуальности, культура Запада была пронизана негативным восприятием сексуальности, что связано прежде всего с социальными, моральными и религиозными принципами. Недоверие к сексуальности, лежащее в основе западной культуры, породило ряд глубоко враждебных установок по отношению к сексу [1, с. 71].
Объективно изучать установки людей непросто, особенно если дело касается сексуальных предпочтений. Люди часто испытывают смущение, а порой и испуг, когда их просят поделиться подробностями, касающимися их сексуальных установок или форм поведения. В особенности такое часто происходит по отношению к исследователю сексуальности, который для них абсолютно чужой человек.
Известно, что отношение человека к сексу никогда не бывает совершенно однозначным, а зависит от множества факторов, связанных как с формированием, так и с выражением индивидуальных представлений. Например, не существует никакого определенного набора представлений, наглядно описывающего сексуальные установки североамериканцев. Однако исследователи обнаружили ряд сходных черт в сексуальных установках различных групп населения, что позволило подразделить общество на три основные категории в зависимости от понимания роли, которую играет секс в жизни человека. К «традиционной», или «рекреационной» (ориентированной на воспроизведение потомства), категории относятся те люди, которые полагают, что изначальная цель сексуальной активности — размножение. Люди, принадлежащие к данной категории, единодушно не одобряют секс вне брака, равно как и сексуальные действия между людьми одного пола, хотя их установки по поводу таких вопросов, как порнография и аборты, заметно расходятся [8].
2. САМООТНОШЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
В современной психологии не существует единого подхода к пониманию и определению феномена самоотношения, несмотря на активное его изучение зарубежными и отечественными исследователями. Анализ работ по проблеме самоотношения позволяет говорить о многообразии категорий, которые используются для его описания, среди которых «самооценка», «глобальная самооценка», «самоуверенность», «отношение к себе» «самопринятие», «самоценность», «самоуважение», «эмоционально-ценностное отношение к себе» [2, с.150].
Термин «самоотношение» впервые ввел в научный оборот как специальное понятие грузинский психолог Н.И. Сарджвеладзе в 1974 году, понимая ее как подкласс социальной установки. Ученый полагал, что понятие самоотношения отражает широкий диапазон феноменов личности, среди которых: самосознание, самопознание, самооценка, эмоциональное к себе отношение, самоконтроль, саморегуляция [27, с. 213].
Однако, о феномене самоотношения до Н.И. Сарджвеладзе писал американский психолог Уильям Джеймс в конце XIX века, употребляя термин «глобальная самооценка».
В работе «Личность и ее взаимодействие с социальной средой» Н.И. Сарджвеладзе в структуре самоотношения как центра личности выделяет три компонента:
– когнитивный компонент, включающий самооценку;
– эмоциональный компонент, содержащий эмоциональное отношение к себе;
– конативный компонент, включающий готовность к действиям к самому себе.
Компоненты самоотноотношения согласованы между собой. По мнению автора, следует различать понятия «самоотношение» и «эмоционально-ценностное отношение к себе», которые рассматриваются некоторыми исследователями в качестве синонимов. Понятие эмоционально-ценностного отношения принято употреблять в трехкомпонентной структуре самоотношения как компонент, обладающим своим функциональным значением [27, с. 215].
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Профессиональная деятельность является одновременно преобразующей и управляющей. Для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности специалиста выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм [28, с. 128].
Содержание профессиональной компетентности специалиста той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности специалиста, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика – это, по существу, свод обобщенных требований к специалисту на уровне его теоретического и практического опыта. Содержание профессионального образования как целое может быть рассмотрено поэтому как единство знаний и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к профессиональной действительности. Взаимосвязь этих компонентов не противоречит их линейности, когда предшествующие элементы могут до определенного предела существовать отдельно от последующих, но последующие невозможны без предшествующих [24].
Творчество как деятельность специфично. Здесь в отличие от игры есть цель, продукт, но такой, который не задан жестко и однозначно. Характерна в большей или меньшей степени неопределенность конечного (и конечности) продукта творческой деятельности. Известно, что для творческого человека зачастую более значим, привлекателен сам процесс творчества, нежели конечный продукт [18, с. 1239].
Творческая деятельность специалиста осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в процессе профессиональной деятельности ситуациям и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми специалист уже имел дело ранее. На своей первой стадии творческий процесс представляет собой установление новых связей и комбинаций известных ранее понятий и явлений и может быть реализован на основе специальной методики. Оптимальные пути его осуществления возможно определить посредством алгоритма или при помощи эвристической системы правил, следуя которым легче найти решение. Предписания к профессиональной деятельности, нормы этой деятельности – необходимое научно обоснованное руководство для специалиста. Выполнение этих предписании (если они принимаются именно как руководство, а не как догма) открывает специалисту простор для подлинно творческой работы [18].
4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ УСТАНОВОК К СЕКСУ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
Физическое «Я» является одной из важнейших и неотъемлемых подструктур Я-концепции, самосознания человека. Притом самосознание вообще и осознание своего отношения к телу является диалогичным: имеет субъектную и объектную стороны (М.М.Бахтин, В.В. Столин и др.). При этом оба аспекта реализуются посредством проявления субъектом когнитивной активности, проявления эмоциональных реакций, поведенческой системы действий, направленных на самого себя, в первую очередь [5, с. 28].
Согласно Н.И.Сарджвеладзе когнитивная сторона субъект-объектного самоотношения характеризуется тем, что личность занимает относительно себя позицию внешнего наблюдателя, как бы дистанцируется от себя. «Я» выступает средством достижения внешней цели, самость имеет инструментальную, а не терминальную ценность. При субъект – субъектном самоотношении когнитивные процессы, связанные с ним, осуществляются с позиции внутреннего наблюдателя. Относительно «Я» преимущественно ставится вопрос «Кто Я?» [20, с. 67].
Эмоциональный аспект самоотношения характеризуется с позиции внешнего наблюдателя, рассматривающего самого себя и свое тело, как средство достижения значимой цели. При этом можно отметить, что возникновение положительных эмоций связано с увеличением уровня собственной эффективности по достижению поставленных целей; неудовлетворенность, наоборот, с его уменьшением. Субъектное отношение к своему «образу тела» основывается на определенном уровне самопринятия, а также на осознанном стремлении индивида «быть самим собой» [20, с. 68].
Отношение к собственному телу является неотъемлемой частью «Яобраза», оно также подразделяется как на объектное, так и субъектное. Объектное отношение к телу формируется с позиции внешнего наблюдателя. Тело должно иметь определенную ценность для индивида быть в хорошем состоянии для достижения каких-либо целей [23, с. 22].
При объектном отношении тело оценивается с позиции его восприятия другими людьми. При этом воспринимается оно также и как объект, которым можно управлять. Эмоции, которые человек испытывает по отношению к своему телу, могут быть обоих полюсов: как положительные, так и отрицательные [35].
Отношение к своему тело непосредственно связано с установками человека к сексу. Осознание чувства себя, переживание собственного ощущения телесности становится возможным, в том случае, если индивид может полностью довериться своим физическим ощущениям, ориентироваться на свой внутренний опыт «здесь и теперь» [33, с. 47].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гендерные представления и сексуальные установки – это феномены внутреннего мира человека, уникальная система личностных смыслов, выраженная в том, как впечатления от тела и внешней среды упорядочиваются и концептуализируются с целью достижения половых ролей, гендерного поведения.
Как структурное образование, самоотношение включает в себя такие компоненты, как ценностно-мотивационный, рефлекторно-оценочный, аффективно-сенсорный, когнитивно-информационный и деятельностно-поведенческий. Она отражает эмоциональное, оценочное и ценностное отношение к себе и формируется в процессе взаимодействия и рефлексии с другими людьми, саморегуляции, самовыражения и самореализации на основе самооценки.
На основе теоретического анализа различных взглядов ученых, изучающих природу самоотношения, мы выделили основное определение самоотношения – это отношение человека к самому себе, собственному «Я».
Творчество в профессиональной деятельности нельзя сводить только к решению профессиональных задач, так как в творческой деятельности в единстве проявляются когнитивный, аффективно-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Однако решение специально подобранных задач, направленных на развитие тех или иных структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, предполагающий преодоление препятствий, установка, стереотипизация; преодоление выбора, классификация и оценка и т.д.), является важнейшим условием развития творческого потенциала специалиста.
Отношение к собственному телу напрямую связано с отношением к сексу. Если человек способен полностью довериться своим телесным ощущениям и принять свой внутренний опыт «здесь и сейчас» как руководство к действию, осознание самосознания и переживание собственных телесных ощущений становится возможным [34].
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2010. – С. 338.
2. Андронова, О.Е. Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии / О.Е. Андронова // Вестник Томского гос. ун–та. – 2007. – № 305. – С. 149–151.
3. Белугина, Е.В. Внешний облик как культурно–исторический феномен / Е.В. Белугина // Российский психологический журнал. – 2008. – № 3 – С. 58–65.
4. Бернс, Р. Что такое Я–концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах–М, 2003. – С. 333–393.
5. Бубнова, И. С. Основные подходы к проблеме психокоррекции формирований «Я-концепции» // Ежегодник Российского психологического общества : Материалы 3 Всероссийского съезда психологов (25-28 июня, 2003 г.). – Спб., 2003. – Т. 1. – №2. – С. 28-33.
6. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 448 c.
7. Каган, В.Е. Воспитателю о сексологии: Педагогика / В.Е. Каган. – Москва, 1991.
8. Келли, Г. Основы современной сексологии / Г. Келли. – СПб: Питер, 2000. – С. 13.
9. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М.: Академия, 2004. – 335 с.
10. Кон, И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон. – М. : Смысл, 1988. – С. 176– 215.
11. Кочеткова, Т.Н. Специфика видов самоотношения личности в зависимости от выраженности эмоциональных и когнитивных компонентов: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Т.Н. Кочеткова. – Хабаровск, 2007. – 18 с.
12. Крукс, Р. Сексуальность / Р. Крукс, К. Баур. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-ПРЕСС, 2005. – С. 38.
13. Кукулите, Т.Г. Основные подходы к изучению самоотношения личности в зарубежной психологии / Т.Г. Кукулите // Ученые записки Санкт–Петербургского университета технологий управления и экономики. – 2011. – №1 (31). – С.127–132.
14. Леви, Т.С. Психология телесности в ракурсе личностного развития // Психология телесности между душой и телом : сборник статей / ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. – М., 2006. – №2. – С.410-433.
15. Леонтьев, А. Н. Мотивы, эмоции, личность / А. Н. Леонтьев // Психология личности. Тексты. – М.: Академия, 1982. – С. 71 – 81.
16. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 314 с.
17. Леонтьев, Д.А. Самая обыкновенная парапсихология / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. – 2005. – №1. – Т.16. – 341 с.
18. Лукманова, Р.Х. О трансформации понимания творчества в философии / Р.Х. Лукманова, А.И. Столетов // Вестник Башкирского университета. – 2013. Т. 18. № 4. – С. 1237-1243.
19. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева. – М. : Знание, 2004. – 356 с.
20. Пантелеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально- оценочная система / С. Р. Пантелеев. – М., 1991. – 119с.
21. Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально–оценочная система / С.Р. Пантилеев. – М.: МГУ, 2001. – 110 с.
22. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – М.: Изд–во Моск. ун–та, 2008. – 187 с.
23. Петрулите, А. Р. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре Образа «Я» у студентов: дис... канд. психол. наук / СПб., 1984. – 68с.
24. Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: Материалы научной конференции, посвященной памяти // В. Н. Дружинина. 19–20 сентября 2005 г. М., 2005.
25. Сакс, Леви 2002.Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002.
26. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова // Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2005. – С. 350.
27. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе. – Тбилиси: Мецниереба, 2009. – 382 с.
28. Столетов, А.И. Творчество как основание личности / А.И. Столетов. – Уфа: БашГАУ, 2005. – 228 с.
29. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Издательство Московского Университета, 2003. – 284 с.
30. Хватова, М.В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности / М.В. Хватова // Гаудеамус. – 2015. – № 1(25). – С. 9–17.
31. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 2007. – 142 с.
32. Юнг, К.Г. Отношения между Я и бессознательным / К.Г. Юнг. – М.: 2005. – 378 с.
33. Alexander, F., Fresh T.M., Pollak G.H. Psychosomatic specifity. University of Chicago Press, –1968. – 218р.
34. Barnes G. E., Malamuth N. M., Check J. V. Personality and sexuality // Personality and Individual Differences. 1984. № 5. Р. 159–172.
35. Dunbar, F. Psychosomatic Diagnosis. – N.Y., 1993. – 822p
36. Fisher, S. Body experience in fantasy and behavior. – N.Y., 1970. – 319р.
37. Gettelman, T., Thompson, J. Actual differences and stereotypical perceptions in body image and eating disturbance: A comparison of male and female heterosexual and homosexual samples / T. Gettelman, J. Thompson // Sex Roles. –1993. – № 29. – Р.545-562.
38. Gowen,L.K., Feldman, S.S., Diaz,R., Yisrael, D.S.A Comparison of the Sexual Behaviors and Attitudes of Adolescent Girls With Older Vs. Similar-Aged Boyfriends / L.K. Gowen, S.S. Feldman, R. Diaz, D.S. Yisrael//Journal of Youth and Adolescence. – 2004. – № 33. – Р. 162-177.
39. Hendrick, S., Hendrick, C. Multidimensionality of sexual attitudes / S. Hendrick, C. Hendrick // The Journal of Sex Research. –1987. – № 23. – Р.502-526.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты