Административно-правовой статус иностранных граждан в Республике Беларусь
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Административно-правовой статус иностранных граждан в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Административное право»
2021
45.00 BYN
Административно-правовой статус иностранных граждан в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Административное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие иностранных граждан в Республике Беларусь
1.2 Правовой статус иностранных граждан в Республике Беларусь
ГЛАВА 2 ВЪЕЗД, ВЫЕЗД И ТРАНЗИТНЫЙ ПРОЕЗД (ТРАНЗИТ) ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Республики Беларусь
2.2 Выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь
2.3 Транзитный проезд иностранцев и лиц без гражданства через территорию Республики Беларусь
ГЛАВА 3 РЕЖИМЫ ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Временное пребывание иностранных граждан в Республике Беларусь
3.2 Временное проживание иностранных граждан в Республике Беларусь
3.3 Разрешение на постоянное проживание и вид на жительство в республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Если рассматривать понятия такие как «гражданство», «суверенитет» и «государство» то можно прийти к выводу, что все они между собой схожи и взаимосвязаны отчасти. Наличие гражданства Республики Беларусь является отличительной чертой своих граждан от иностранных граждан. Каждое государство суверенно, а это значит, что государство обязано решать вопросы, которые связаны с гражданством.
Правовое положение иностранцев формируется на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства (страны места жительства) лиц, а также права страны его пребывания. Незначительным выступает понимание правового статуса иностранца как совокупности прав, которые предоставляются иностранным гражданам, а также обязанностей, которые возлагаются на иностранцев в стране пребывания. В международном частном праве отражены моменты, касающиеся прав и обязанностей, которые затрагивают гражданские, семейные, а также трудовые отношения, осложнённые иностранным элементом.
Существует потребность в уделении внимания сфере, которая регулирует статус иностранных граждан в Республике Беларусь. Вопросы регламентации положения иностранных граждан в Республике Беларусь особо актуальны и интересны. По данной причине выбранная тема является актуальной и требует разработки.
Объектом исследования выступают общественные отношения, направленные на исследование административно-правового статуса иностранных граждан.
Предмет исследования – это нормы права, регламентирующие порядок въезда, выезда, проживания и пребывания иностранцев в Республике Беларусь, а также учебные пособия и статьи в периодических изданиях по теме исследования.
Целью исследования выступает комплексное изучение административно-правового статуса иностранцев в Республике Беларусь.
Задачи исследования таковы:
– изучить понятие иностранных граждан по законодательству Республики Беларусь,
- установить особенности правового статуса иностранных граждан в Республике Беларусь,
- определить порядок въезда и выезда и транзитного проезда (транзита) иностранных граждан через территорию Республики Беларусь,
- выявить режимы пребывания иностранных граждан в Республике Беларусь.
В данной работе были использованы следующие методы: общенаучные (анализ, синтез), специальные (формально-юридический – анализ норм права), частные (конкретно-исторический, сравнительный анализ), диалектические метод научного познания, логический, сравнительно-правовой.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников (24 наименования).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 ПОНЯТИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В Беларуси проживают не только граждане нашей страны, но также и иностранные граждане.
Изучение правового статуса иностранных граждан в Республике Беларусь невозможно без установления юридической трактовки, кто такой «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства», так как они играют важную роль для того, чтобы установить правовой статус этих лиц, а также установить сферу прав и обязанностей таких лиц, которые находятся на территории государства Республики Беларусь и осуществляющих здесь предпринимательскую деятельность, либо же просто проживающих на территории нашей страны без каких-то ограничений [1, c. 199].
Изучив правовую литературу и различные нормативно правовые акты, которые регламентируют вопросы о правовом статусе иностранных граждан, можно сделать вывод, что понятие «иностранный гражданин» нужно оценивать во взаимосвязи с понятиями «иностранец» и «лицо без гражданства». В Конституции Республики Беларусь нет такого понятия как «иностранец».
Необходимо отметить, что касательно термина «иностранец» в юридической литературе имеются различные точки зрения. Так, по мнению Е.А. Лукашевой, иностранец представляет собой лицо, которое обладает гражданством определённого конкретного государства, в свою очередь, которое не будет являться гражданином страны пребывания. По мнению Лукашевой, понятие – это любое лицо, не являющееся гражданином государства, в котором оно находится [2, с. 126].
По мнению автора Л.Н. Галенской, термин «иностранец» в НПА и в юридических источниках может быть использован в разных смыслах [3, с. 6]. В первом случае, иностранец рассматривается как лицо, которое не имеет гражданство данного государства. В Конвенции «О статусе апатридов» от 6 июня 1960 года указано о том, что «под термином «апатрид» подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу его закона» (ч. 1. ст. 1) [4]. В другом случае, определение «иностранец» может быть использовано в отношении принадлежности человека к гражданству какой-либо другой страны.
ГЛАВА 2 ВЪЕЗД, ВЫЕЗД И ТРАНЗИТНЫЙ ПРОЕЗД (ТРАНЗИТ) ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 ВЪЕЗД ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ТЕРРИТОРИЮ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В соответствии со статьёй 30 Конституции Республики Беларусь, лица, которые имеют гражданство Республики Беларусь наделены правом въезда на территорию собственной страны [10]. Данное право неотъемлемо.
Иностранные граждане наделены правом въезда в Республику Беларусь и выезда из ее исключительно по действительным паспортам или документам, которые их заменяют, при наличии визы, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.
Иностранные граждане без вида на жительство при въезде на территорию Республики Беларусь, а также выезде и транзитном проезде обязаны иметь при себе и предоставлять визу, если иное не устанавливается законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь [6].
В случае, если у иностранца имеется действительный вид на жительство, то такие иностранцы, когда въезжают и выезжают, а также во время транзитного проезда через Беларусь должны иметь при себе и предоставлять документ для выезда за рубеж.
Также для иностранных граждан и предусмотрен безвизовый проезд. Безвизовый проезд предусмотрен для граждан, которые не имеют действительный вид на жительство. Данное положение будет актуально, если Президент Республики Беларусь определить данное положение безвизового въезда.
Виза – это разрешение, с помощью которого иностранный гражданин имеет право законным путём пересечь границу другого государства. Срок пребывания в иной стране установлен в данном разрешение (визе). Такое разрешение должно быть оформлено в соответствии с законодательными актами и Визовыми правилами Республики Беларусь [15].
Визы могут быть выданы иностранцам дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями, МИД, органами внутренних дел, пограничными службами Республики Беларусь, если иное не определено законодательными актами Республики Беларусь. Виды виз и порядок выдачи определяются Советом Министров Республики Беларусь.
ГЛАВА 3 РЕЖИМЫ ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 ВРЕМЕННОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Объём прав и обязанностей иностранных граждан в Республике Беларусь закреплены правовым режимом. Есть несколько статусов пребывания иностранных граждан в Республике Беларусь, к ним относятся: временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание. Исходя из этого иностранных граждан, которые находятся на территории нашей страны можно разделить на:
- постоянно проживающих,
- временно пребывающих,
- временно проживающих [21, с. 64].
Временно пребывающие иностранные граждане – это те иностранные граждане, которые прибыли в Республику Беларусь на срок не более, чем 90 суток на основании визы или в не требующем получения визы порядке. У таких граждан нет разрешения на временное проживание или на постоянное проживание в Республике Беларусь[21, с. 64].
Регистрация временно прибывшего в страну иностранца фиксируется специальными органами регистрации сведений о месте и сроке его временного пребывания.
В статье 45 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» указаны иностранцы, которые временно пребывают в Республике Беларусь и не подлежат.
Иностранцы, прибывшие на территорию Республики Беларусь в течение пяти суток обязаны пройти регистрацию по месту своего временного пребывания.
При регистрации иностранный гражданин должен присутствовать лично. Но есть и случаи исключения, например, регистрация иностранца по ходатайству принимающей организации, а также когда регистрацию проходит иностранное лицо, не достигшее шестнадцатилетнего возраста.
У иностранцев, прибывших в Республику Беларусь с визой, должна быть сделана регистрация на период, который указан в их заявлении. Этот срок не должен составлять больше, чем срок действия визы. Те иностранцы, для которых предусмотрен безвизовый должны зарегистрироваться на срок, который установлен международным договором Республики. Если в международном договоре такого срока не будет, то тогда регистрация производится на срок, который указан в заявление, однако, этот срок не должен превышать 90 дней со дня въезда в страну.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования и соответствии с поставленными задачами, сделаем следующие выводы:
1. Иностранным лицом, является лицо, которое является гражданином Республики Беларусь и имеет доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) иного государства.
В свою очередь, лицо без гражданства – это лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и не имеет доказательств своей принадлежности к гражданству иного государства.
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства существенно отличается от аналогичного статуса граждан Республики Беларусь. Наделение иностранных граждан и лиц без гражданства определенными правами и обязанностями в этой области предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и свободами на территории нашей страны и выполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не установлено Конституцией, законами и международными договорами Республики Беларусь.
2. Въезд в Республику Беларусь, выезд с ее территории, а также осуществление транзита через ее территорию иностранцами, не имеющими действующего вида на жительство, осуществляется по документу о выезде за границу в случае визы, если иное не предусмотрено белорусским законодательством международными договорами Республики Беларусь.
В свою очередь, иностранцы, прибывшие в пункт пропуска через Государственную границу для выезда с территории страны, в случае отсутствия у них визы либо в случае, если срок действия визы истек, выезжают с территории страны по документу для выезда за границу после привлечения к административной ответственности за нарушение правил пребывания в Республике Беларусь, а также правил транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь согласно актам законодательства Республики Беларусь, если другое не предусмотрено белорусским законодательством международными договорами Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь может устанавливать порядок для безвизового въезда иностранных граждан в страну, которые не имеют действующего вида на жительство, а также их выезда за пределы страны и транзитного проезда.
1. Щепановский, К.О. Понятие «иностранный гражданин» в международном и национальном праве / К.О. Щепановский // Молодой ученый. – 2019. – № 52 (290). – С. 199-203.
2. Лукашев, Е.А. Права человека: учебник / Т.А. Васильева [и др.]; отв. ред. Е.А. Лукашева. – 3-е изд., перераб. – Москва: Норма: ИНФРА-М, 2015. – 511 с.
3. Галенская, Л.Н. Правовое положение иностранцев в СССР / Л.Н. Галенская. – Москва: Междунар. отношения, 1982. – 160 c.
4. Конвенция о статусе апатридов от 6 июня 1960 года: принята 28 сентября 1954 года Конференцией полномочных представителей, созванной в соответствии с резолюцией 526 А (XVII) Экономического и Социального Совета от 26 апреля 1954 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
5. Ищук, А.Е. Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства / А.Е. Ищук // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения Сборник материалов V Внутривузовского круглого стола. – Москва: ООО «Планета», 2019. – С. 57-61.
6. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 года, №105-З: принят Палатой представителей 11 декабря 2009 года: одобрен Советом Республики 17 декабря 2009 года: в ред. от 16 декабря 2019 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
7. Валюшко, Н.В. Правовая регламентация статуса иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь / Н.В. Валюшко // Вестн. Белорус. гос. экон. ун-та. – 2006. – № 3. – С. 81-85.
8. Всеобщая декларация прав человека: принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
9. Курак, А.И. основы конституционного права: курс лекций в 2 ч. / А.И. Курак. – 2-е изд., стер. – Минск: Академия упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – Ч. 1. – 265 с.
10. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2011. – 48 с.
11. Демичев, Д.М. Конституционное право. Краткий конспект лекций / Д.М. Демичев. − Минск: БГЭУ, 2015. − 182 с.
12. Кивель, В.Н. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. пособие / В.Н. Кивель. – Минск: Акад. упр. при Презид. Респ. Бел., 2007. – 263 с.
13. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 399 с.
14. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 года, № 278-З: принят Палатой представителей 3 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года: с изм. и доп. от 18 декабря 2019 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
15. Визовые правила Республики Беларусь: утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 15 июля 2010 года, № 1065: в ред. от 24 июня 2020 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
16. Сидоренко, О.В. Конституционное право: электронный учебно-методич. комплекс / О.В. Сидоренко. – Минск: УО «МИУ», 2015. – 348 с.
17. Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 год [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1902309.
18. Шафалович, А.А. Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзаменационные вопросы / А.А. Шафалович. – Минск: Амалфея, 2015. – 315 с.
19. Правила транзитного проезда (транзита) иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Республики Беларусь: утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2006 года, № 63: в ред. от 29 июня 2020 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
20. О Государственной границе Республики Беларусь: Закон Республики Беларусьот 21 июля 2008 года, № 419-З:принят Палатой представителей 27 июня 2008 года: одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года: в ред. от 10 декабря 2020 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
21. Ермолович, В.Ф. Административно-правовые режимы Республики Беларусь / под общ. ред. В.Ф. Ермоловича. – Минск: Акад. МВД, 2013. – 291 с.
22. Перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан: утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 года, № 200: в ред. от 16 марта 2021 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
23. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г., 91-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
24. Тихиня, В.Г. Правовой статус иностранцев в Республике Беларусь / В.Г. Тихиня. – Минск: Право и экономика, 2013. – 207 с.
25. Указ Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2013 г. № 430 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.09.2013, 1/14526)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты