Гендерные различия в графических маркерах депрессивных состояний (тревожности) у студентов в период адаптации к учебной деятельности в учреждениях высшего образования
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Гендерные различия в графических маркерах депрессивных состояний (тревожности) у студентов в период адаптации к учебной деятельности в учреждениях высшего образования»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Гендерные различия в графических маркерах депрессивных состояний (тревожности) у студентов в период адаптации к учебной деятельности в учреждениях высшего образования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, УО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводные таблицы данных по результатам диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты статистической обработки данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ГРАФИЧЕСКИХ МАРКЕРОВ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ (ТРЕВОЖНОСТИ) У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Депрессивное состояние и особенности его проявления
1.2 Графические маркеры депрессивных состояний (тревожности)
1.3 Особенности эмоционального состояния студентов в период адаптации к учебной деятельности в учреждениях высшего образования
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ГРАФИЧЕСКИХ МАРКЕРАХ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ (ТРЕВОЖНОСТИ) У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Процедура и методы исследования
2.2 Результаты исследования гендерных различий в графических маркерах депрессивных состояний (тревожности) у студентов в период адаптации к учебной деятельности в учреждениях высшего образования
2.3 Рекомендации по снижению уровня тревожности у студентов в период адаптации к учебной деятельности в учреждениях высшего образования
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Адаптация студентов является на современном этапе развития высшей школы одной из наиболее значимых проблем. Потому что от того, как они будут подготовлены на первом этапе, зависит уровень их дальнейшей профессиональной подготовки и деятельности. На момент обучения молодые люди находятся в состоянии социально-психологической перестройки, переживают период становления себя как самостоятельной личности, и все это сопровождается высокими нагрузками. Поэтому в последнее десятилетие заметно возрос интерес к изучению аффективной патологии у студентов в период адаптации к учебной деятельности. В известной степени это можно связать с необходимостью учета эмоциональных перегрузок и расширением возможностей их дифференциации. Среди аффективных расстройств ведущее место отводится депрессивным состояниям, изучению различных аспектов которых посвящено огромное количество работ. Одна из основных причин этого кроется в значительной распространенности, многообразии проявлений и вариантов течения этого расстройства. Особенно важным является изучение депрессии у студентов, так как кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в потребностях, мотивации и поступках молодых людей, что не может не затрагивать психоэмоциональное и психофизическое здоровье человека. Особенно ярко эти изменения выражены у юношей и девушек, обучающихся в учебных заведениях страны.
Одним из маркеров депрессивных состояний является тревожность. Тревожность является одной из причин снижения адаптивных возможностей человека и нередко служит причиной возникновения стрессовых состояний. Результаты различных исследований подтверждают данные о том, что высокая тревожность оказывает дезорганизующее влияние на результативность деятельности человека, в том числе и интеллектуальной. В этой связи изучение тревожности у студентов в период адаптации к учебной деятельности приобретает особую значимость и актуальность.
Изучением графических маркеров депрессии, в частности, тревожности, и ее проявления в процессе учебной деятельности занимались О.П. Вертоградова, А. Бек, Э. Блейлер, Ф. Блум, А.М. Вейн, и др. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами. В отечественной психологической литературе можно выделить несколько подходов к пониманию тревожности. Некоторые исследователи [9], [11] рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающих в трудных, угрожающих, необходимых условиях. Н. К. Корсакова указывает что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, и предчувствием грозящей опасности [11].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ГРАФИЧЕСКИХ МАРКЕРОВ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ (ТРЕВОЖНОСТИ) У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Депрессивное состояние и особенности его проявления
Депрессивное состояние – это психическое состояние, характеризующееся негативным эмоциональным фоном, изменениями мотивационной сферы, когнитивных функций и общей пассивностью поведения. Во время депрессивного состояния человек испытывает, как правило, тяжелые, негативные эмоции и переживания, а именно: подавленность, тоску, отчаяние. Различаются функциональные состояния депрессии возможные у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования, и патологическая депрессия, являющаяся одним из основных психиатрических синдромов. Использование в данной работе термина «депрессивное состояние» опирается на психологическую составляющую данного понятия. Термин «депрессивное состояние» относится к классу психических состояний, обладая необходимыми для этого психологическими характеристиками. Психическое состояние – это понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статичного момента [10, с. 15].
Депрессивное состояние включает в себя две составляющие:
- субъективное переживание отрицательного аффекта;
- симптомы выражения отрицательного аффекта в поведении, жестах, мимике, некоторых сдвигах во внутренней среде человеческого организма. При рассмотрении депрессии как заболевания, учитывается также и третий компонент – патогенетические механизмы, которые лежат в основе депрессивного заболевания, одно из проявлений которого – эмоциональные нарушения [14, с. 66].
Депрессия имеет свойство реализоваться в неразрывном единстве психических и соматических изменений, имеющих определенную динамику на разных этапах развития депрессивных состояний. А также, в ряде случаев нарушения в соматической сфере организма могут опережать психопатологическую симптоматику или же выступать на главный план в клинической картине депрессии. С точки зрения психологии, соматические изменения и расстройства организма возникают вследствие психических нарушений, одним из которых может быть депрессия. Депрессия как функциональное расстройство возникает в следствии определенных психических изменений.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ГРАФИЧЕСКИХ МАРКЕРАХ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ (ТРЕВОЖНОСТИ) У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Процедура и методы исследования
Цель исследования: выявить гендерные различия в графических маркерах депрессивных состояний (тревожности) у студентов в период адаптации к учебной деятельности в вузе.
Задачи эмпирического исследования:
1) выявить показатели тревожности у юношей и девушек, студентов первых курсов;
2) выявить гендерные различия в графических маркерах депрессивных состояний (тревожности) у студентов в период адаптации к учебной деятельности в учреждении высшего образования;
3) разработать рекомендации по снижению уровня тревожности у студентов в период адаптации к учебной деятельности в учреждениях высшего образования.
Гипотеза исследования: существуют гендерные различия в проявлении тревожности у студентов в период адаптации к учебной деятельности в вузе, в частности, у девушек показатель тревожности будет выше, по сравнению с юношами.
База исследования: учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени М.Танка».
Описание выборочной совокупности: выборку составили 40 испытуемых, из них 20 юношей и 20 девушек, которые являются студентами первого курса.
Методы эмпирического исследования:
1. Тестирование.
2. Методы количественной и описательной статистики.
3. Методы статистической обработки данных, которые направлены на подтверждение различий в уровне признака (критерий Манна-Уитни).
Психодиагностические методики:
1. Шкала самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина (STAI) [15].
Цель методики: выявление уровня ситуативной и личностной тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности). Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. В нашей стране употребляется в модификации Ю.Л. Ханина, которая им же была адаптирована.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данного исследования было изучение гендерных различий в графических маркерах депрессивных состояний (тревожности) у студентов в период адаптации к учебной деятельности в вузе. Исходя из проанализированной литературы, можно сделать вывод о том, что Депрессивное состояние – это психическое состояние, характеризующееся негативным эмоциональным фоном, изменениями мотивационной сферы, когнитивных функций и общей пассивностью поведения. Наиболее типичные признаки можно выразить депрессивной триадой: сниженное настроение, психическая заторможенность, двигательная заторможенность.
Симптомы депрессивного состояния обширны и затрагивают как эмоциональный фон, так и телесные проявления. В качестве одного из значимых маркеров депрессивного состояния выступает тревожность. Тревожность определяется как склонность человека переживать тревогу, которая характеризуется низким уровнем формирования данной реакции. Повышенная тревожность в ее хроническом проявлении является опасным явлением, ведь это не эпизодический процесс, а системное психическое нарушение. Таким людям присуща неуверенность в себе, в своих силах и личностных качествах и полная неудовлетворенность личной жизнью.
Получение образования в высших учебных заведениях можно отнести к специфическому виду деятельности, связанному с высоким уровнем психических и физических нагрузок. Безусловно, это не может не отразиться на психоэмоциональном и психофизическом состоянии студентов. Это может проявляться в повышенном беспокойстве за результаты учебной деятельности, особенно в преддверии сессии. Чрезмерное повышение уровня тревожности и ее хронический характер оказывается неблагоприятным фактором, который может являться признаком дезадаптации студента. В этой связи научный интерес приобретает изучение маркеров депрессии, в частности, тревожности, у студентов в период адаптации к обучению в вузе, а также установление гендерных различий данного состояния.
В ходе эмпирического исследования было выявлено, что большинство юношей и девушек имеют умеренный уровень ситуативной и личностной тревожности. У отдельных испытуемых был выявлен высокий уровень ситуативной и личностной тревожности. Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. У незначительной части испытуемых был выявлен низкий уровень ситуативной и личностной тревожности.
1. Андреева, Д. А. О понятии адаптации: Исследование адаптации студентов к условиям обучения в вуз / Д. А. Андреева. – М. : Человек и общество, 2006. – 86 с.
2. Бендас, Т. В. Гендерная психология: учебное пособие / Т. В. Бендас. – СПб. : Питер, 2006. – 431 с.
3. Веретенников, В. Л. Коррекция психофизического состояния студентов на основе интегрального показателя адаптированности к обучению в вузе / В. Л. Веретенников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 10 (80). – С. 37 – 51.
4. Грибкова, О. В. Взаимосвязь личностной тревожности и интеллекта у студентов младших курсов гуманитарных специальностей / О. В. Грибкова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2012. – №1. – С. 3–8.
5. Давыдова, С. Е. Особенности формирования и коррекции тревожности в юношеском возрасте / С. Е. Давыдова, Т. Ю. Хабарова // Молодой ученый. – 2016. – № 3. – С. 259-261.
6. Долгова, В. И. Развитие критериальной базы изучения социально-психологической адаптации личности / В. И. Долгова, Е. А. Василенко // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5. – С. 30–34.
7. Ильин, Е. П. Пол и гендер / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2010. – 688 с.
8. Казантинова, Г. М. Психологические аспекты учебного труда студентов: современные технологии формирования активной жизненной позиции студентов как средство реализации государственной молодежной политики / Г. М. Казантиновп // Матер. Междунар. науч.-практ. конф. – 2009. – № 2. – С. 44 – 55.
9. Кияшко, Д. Ю. Тревожность в юношеском возрасте: внутриличностные детерминанты / Д. Ю. Кияшко // Материалы XXI Регион. науч.-практ. конференции преподавателей, науч. сотрудников и аспирантов, Витебск, 11-12 февраля 2016 г. : в 2 т. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2016. – Т. 2. – С. 23-24.
10. Ковалев, Ю. В. Депрессия, клинический аспект: пособие для студентов вузов / Ю. В. Ковалев, О. Н. Золотухина. – М. : Медицинская книга, 2001. – 144 с.
11. Корсакова, Н. К. Связь тревожности и продуктивности познавательной деятельности / Н. К. Корсакова, И. А. Володарская // Психология в вузе. – 2010. – № 4. – С. 84–94.
12. Кузнецова, Г.В. Адаптация первокурсников к вузовской среде [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskienauki/library/2013/03/25/adaptatsiya-pervokursnikov-k-vuzovskoy-srede
13. Кузьмишкин, А. А. Адаптации студентов первого курса в вузе / А. А. Кузьмишин [и др.] // Молодой ученый. – 2014. – №3. – С. 933-935.
14. Лоуэн, А. Депрессия и тело: учебное пособие / А. Лоуэн. – М. : Просвещение, 2002. – 384 с.
15. Методы практической психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг / Под ред. Ю. М. Жукова. – М. : Аспект Пресс, 2014. – 256 с.
16. Раевская, Е. А. Особенности эмоциональных состояний студентов-первокурсников в контексте непрерывности образования / Е. А. Раевская [электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. – 2019. – Вып. 4 (28). – Режим доступа: 10.15393/j5.art.2019.5148
17. Раевская, Е. А. Особенности динамики процесса адаптации студентов-первокурсников в университете: первая сессия [электронный ресурс] / Е. А. Раевская // Непрерывное образование: XXI век. − 2016.‒ Вып. 3 (15). ‒ Режим доступа: 10.15393/j5.art.2016.3205
18. Реан, А. А. Психология адаптации личности / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. – СПб. : «ПРАЙМЕВРОЗНАК», 2006. – 480 с.
19. Смулевич, А. Б. Депрессии в общей медицине: рук. для врачей / А. Б. Смулевич. – М. : Медицинское информационное агентство, 2001. – 256 с.
20. Утюж, А. С. Анализ состояния тревожности у студентов медицинского университета / А. С. Утюж, А. В. Юмашев, И. В. Нефедова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3–6. – С. 89–92.
21. Miller, A.K. Depression, regulatory focus, and motivation / A.K. Miller, K.D. Markman // Personality and Individual Differences. – 2007. – Vol. 43. № 3. – P. 427 – 436.
22. Tahmassian, K. Relationship between self-efficacy and symptoms of anxiety, depression, worry and social avoidance in a normal sample of students / K. Tahmassian, N. Jalali Moghadam // Iran J Psychiatry Behav Sci. – 2011. – № 5 (2). – P. 91 – 98.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводные таблицы данных по результатам диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты статистической обработки данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты