Преодоление зависимостей у учащихся средних классов в образовательном процессе
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Преодоление зависимостей у учащихся средних классов в образовательном процессе»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Преодоление зависимостей у учащихся средних классов в образовательном процессе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ
1.1 Общая характеристика зависимого поведения
1.2 Типы зависимостей
1.3 Профилактика и коррекция зависимого поведения у учащихся средних классов
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА СКЛОННОСТИ К ЗАВИСИМОСТЯМ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты исследования склонности к разным зависимостям у учащихся
2.3 Памятка для педагогов «Профилактика и преодоление зависимостей у учащихся»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией к увеличению числа детей, имеющих отклонения в поведении. Переход от детства во взрослую жизнь сопровождается повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, аффективностью, а также повышенной критичностью по отношению к старшим. Дети склонны легко усваивать негативные тенденции, проявляющие в группе сверстников: агрессивное и рискованное поведение, употребление психоактивных веществ, хулиганство, увлеченность компьютерными играми и т.д.
Социальная ситуация современности создает многообразие форм аддиктивного поведения учащихся. Становятся значимыми зависимости, предполагающие общение: гемблинг, Интернет-зависимость, зависимость от общения в социальных сетях.
Современными психологами (А.Г. Войкунский [5], P.M. Грановская [7], Ю.М. Евстигнеева [10] и др.) отмечается, что в настоящее время увеличивается количество детей, увлекающихся Интернетом. Компьютеризация и доступность информационных технологией влечет за собой увеличение числа учащихся, зависимых от компьютерных игр и Интернета. По причинам доступности компьютеров и моды на них компьютерная зависимость получает широкое распространение и в нашей стране.
Как отмечала В. Лебедько, «различного рода зависимости окружают нас со всех сторон, мы не считаем эти зависимости патологическими, в отличии, например, от героиновой, ведь они - вроде бы не приносят вреда организму, мало того - мы просто не осознаем сам факт этих зависимостей» [17]. Если учитывать, что одним из важнейших свойств нервной системы является формирование и закрепление привычек, можно точно утверждать, что процесс рассудочного управления привычками есть управление своим поведением. Ведь любые вредные привычки, наносящие ущерб здоровью организма, со временем начинают восприниматься как нормальное явление, как что-то нужное и приятное. Тогда весь смысл управления своим поведением заключается в том, чтобы вовремя распознать предпосылки к образованию ненужной привычки, устранить ее, чтобы не попасть в ее сети.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ
1.1 Общая характеристика зависимого поведения
Под зависимостью в общем смысле слова можно понимать некоторую навязчивую потребность, которая не входит в круг базовых потребностей, обеспечивающих нашу жизнедеятельность и порождает негативные последствия для человека – носителя зависимости и его окружения. То есть зависимость – это не всякая потребность, а лишь та, которая отрицательно влияет на жизнь и деятельность человека, его физическое и психическое здоровье. Зависимость – это нездоровое влечение. Зависимость может возникнуть практически в любой сфере жизнедеятельности человека, именно по этой причине проблема зависимости носит такой важный и острый характер, а поэтому требует незамедлительного решения [25, с. 6].
Стоит упомянуть о зависимости людей друг от друга: зависимость от родителей, супруга, детей, друзей и т.д. Вспомним и относительно новую зависимость от Интернета и технических средств связи. Все эти виды зависимости встречаются довольно часто и иногда не причиняют существенного вреда. Но существуют зависимости, вред которых очевиден – алкогольная и наркотическая. Алкогольная и наркотическая зависимость – это пагубная потребность в постоянном употреблении химических веществ, воздействующих на организм в целом и на нервную систему, психику в частности. Такие вещества изменяют состояние человека, дают временное ощущение эйфории, активизируют или наоборот расслабляют человека, меняют его восприятие реальности. Оборотной стороной приятного эффекта таких веществ является, так называемая ломка – болезненное состояние организма и психики человека, которое является неизменным спутником алкогольной и наркотической зависимости [26, с. 143].
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА СКЛОННОСТИ К ЗАВИСИМОСТЯМ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ
2.1 Организация исследования
Исследование проводилось среди подростков 13-15 лет (7-8 классы), учащихся база исследования.
Исследовательская группа состояла из 46 подростков (33 человека – учащиеся 8-х классов, 13 – учащиеся 7 классов).
Целью работы является оценка уровня субъективных характеристик склонности к зависимостям у подростков.
Задачи:
- анализ литературы по исследуемой проблематике;
- оценка субъективных характеристик отношения к зависимостям;
- анализ склонности к отклоняющемуся и зависимому поведению у подростков;
Исследование проводилось по следующим методикам (ПРИЛОЖЕНИЕ А, Б):
1. Методика для определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел).
Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности(склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под зависимостью в общем смысле слова можно понимать некоторую навязчивую потребность, которая не входит в круг базовых потребностей, обеспечивающих нашу жизнедеятельность и порождает негативные последствия для человека – носителя зависимости и его окружения.
зависимое поведение представляет собой один из типов девиантного поведения, в котором формируется стремление к уходу от реальности посредством искусственного изменения своего психического состояния при помощи приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Причин его возникновения достаточно много. Большую роль в появлении аддикций играет неадекватное воспитание ребенка в семье, степень его психологического комфорта, индивидуально — типические особенности человека, а также разного рода социальные факторы. Важно отметить, что в мотивационной сфере зависимой личности преобладает стремление к уходу от реальных проблем, неумение преодолевать трудности, склонность к поиску эмоциональных переживаний, риску.
Зависимости
можно разделить на осознаваемые и неосознаваемые
По объекту и характеру проявлений зависимости делят на химические и
эмоциональные.
В медицинской практике традиционно выделяют физическую и
психическую зависимость.
Особая роль в деле профилактики зависимого поведения принадлежит учреждениям общего среднего образования.
В условиях учреждений общего среднего образования реализуется первичная профилактика зависимого поведения.
1. Войскунский, А.Г. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А.Г. Войкунский // Психологический журнал. – 2004. – № 1. – С. 90–100.
2. Грановская, P.M. Дети и компьютеры / P.M. Грановская, М.С. Гринева, Д.В. Третьяков // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2001. – № 1. – С. 40–45.
3. Евстигнеева, Ю. М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.13 / Ю. М. Евстигнеева. – М. : МГПУ, 2003. – 20 с.
4. Лебедько В., Баранник О. Механизмы человеческих зависимостей и стратегии освобождения от них М.: МГУ, 2005. 56 с.
5. Хломов, К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития / К.Д. Хломов // Психологическая наука и образование. – 2014. – №1. – C.1-9
6. Шоттенлоэр, Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. Пер. с нем./ СПб.: Издательство Пирожкова, 2001. – 256 с.
7. Егоров, А.Ю. Любовные и сексуальные аддикции / А.Ю. Егоров. – Москва: Просвещение, 2014. – 245 с.
8. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – Москва: Прайм – Еврознак, 2003. – 672 с.
9. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – Москва: Прайм – Еврознак, 2012. – 475 с.
10. Кошкин, К. В. Аддикции отношений / К.В. Кошкин. – Москва: Академия, 2013. – 258 с.
11. Белогуров, С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Книга для всех. / С.Б. Белогуров. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 254 с.
12. Дмитриева, Н. В. Аддиктология: настольная книга / Н.В. Дмитриева, Ц.П. Короленко. – Москва: Академия, 2012. – 231 с.
13. Бульдина, Ю.В. Особенности самосознания аддиктивной личности: Дипломная работа / Ю.В. Бульдина. – Ярославль: ЯрГУ, 2005. – 100 с.
14. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 2012. - №2. – С. 8-15.
15. Короленко, Ц.П. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. – Новосибирск: Наука. – 2009.
16. Лисицын, Ю.Л. Когда привычка приводит к болезни / Ю.Л. Лисицын, О.С. Радбиль, Ю.М. Комаров. – М., 2006.
17. Пятницкая, И.Н. Наркомании / И.Н. Пятницкая. – М.: Медицина, 2004.
18. Александров, А.А. Современная психотерапия: Курс лекций / А.А. Александров. – СПб., 2007.
19. Григорьев, Г.И. Профилактика аддиктивного поведения: опыт медико-психологического исследования и богословские основания: учебное пособие / Г.И. Григорьев, В.А. Кулганов, Ю.А. Парфенов. – Санкт-Петербург: РХТА, 2016. – 428 с.
20. Егоров, А.Ю. Возрастная наркология / А.Ю. Егоров. – Санкт-Петербург: Дидактика Плюс; М.: Институт общегуманных исследований, 2002.
21. Методические рекомендации по профилактике употребления наркотических, токсических веществ, спайса - Минск: РИВШ, 2014. - 35 с.
22. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами и борьба с ним. - Женева, 1993. ВОЗ
23. Трубицына, Л. В. Предупреждение зависимостей у детей и подростков / Л. В. Трубицына. - Москва: Генезис, 2007. - 144 с.
24. Гаврилина, Л.К. Профилактика зависимого поведения. Учебное пособие / Л.К. Гаврилина, В.Б. Пружинская; под ред. Л.К. Гаврилиной. - Сыктывкар, 2002. - 132 с.
25. Брянцева, Е.В. Особенность профилактики аддиктивного поведения среди учащихся общеобразовательных школ в современных условиях / Е.В. Брянцева/ // Психология XXI века: сборник материалов V Международной научно-практической конференции молодых ученых. - 2009. - С. 261-267.
26. Ярославцева, Н.А. Аддиктивное поведение подростков и его профилактика в образовательной среде / Н.А. Ярославцева, М.Б. Зубков, А.С. Ярославцев // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 7. - С. 27.
27. Костенко, Г.А. Аддиктивное поведение как аспект девиации поведения / Г.А. Костенко // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. - 2015. - № 1 (21). - С. 133-137.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты