ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день покер одна из самых популярных карточных игр, мало того, по числу участников он может составить конкуренцию таким видам игр, как теннис и гольф. Своим стремительным распространением покер во многом обязан развитию интернет-технологиям и появлению его онлайн версии. Легкий доступ к участию миллионам людей из всех стран мира обеспечил перенос игры в виртуальное пространство, разрешив сразу две фундаментальные проблемы: сложность кооперации игроков в реальной жизни и кризис легитимности, который испытывают азартные игры.
Азартные игры не являются произведением современности, их истоки восходят к античным временам. Об этом говорят мифы, легенды, рисунки на раскопках, a также сцены из Библии. Сам император Юлий Цeзарь увлеченно играл в кости, a его знаменитые слова, «Жребий брошен» поныне не потеряли актуальности. Изначально это были игры на деньги, ценные вещи, рабов-невольников, поэтому называли их отважными, и даже фатальными.
Разновидность азартных игр сегодня достаточно разнообразна. К самым популярным относятся: игральные кости, карточные игры: покер, баккара, бридж, рулетка, лотерея, тотализатор, игровые автоматы и т.д.
Социологические исследования показывают, что в современном мире все больше растет увлечение азартными играми среди различных слоев населения. Еще большего размаха это получило после появления в повседневной жизни игровых автоматов. Практически у каждого, кто обращается к такому способу проведения досуга, процесс прогрессирует в патологическую склонность к азартным играм. Данное явление является разновидностью нехимической аддикции и требует как социальной его коррекции, так и активного лечения. Аддиктивнoе поведение от азартных игр, - это способ изменения реальности, бегство от существующей действительности со всеми ее проблемами и вопросами в «мир игры» через изменение своего психического состояния.
Такая склонность становится проблемной именно тогда, когда способ ухода от реальности начинает доминировать в сознании, становится главной идеей жизни. Человек не только уходит от решения важных жизненных проблем, но и останавливается в своем духовном развитии.
Особой категорией являются азартные игры, которые, по мнению ученых имеют разрушительное воздействие не только для тех, кто ими увлекается, но и для ближайшего окружения. Исследования показывают, что у многих страсть к этому типу игр перерастает в сильную патологическую зависимость, из которой очень трудно выйти.
Существует мнение, что целью аддиктивных личностей является не поиск удовольствия, a бегство от боли и напряжения. Возможно бегство от переживаний и достижение наивысшего уровня психологического комфорта,
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ
1.1 Исследование личности в социальной психологии
Социальная психология достаточно молодая наука, сформировалась на грани психологии и социологии. Однако она является не взаимодействием двух методов исследования или механическим сближением этих систем, а самобытной наукой как по проблематике, так и по логике ее исследования.
Данный раздел психологической науки, изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей [2, с. 15].
Социальная психология - наука o взаимосвязи социального и психического, их взаимодействии, а также взаимовлиянии на уровне отдельного человека, общности; o социально-психологических явлениях, которые возникают в процессе социального взаимодействия и характеризуют индивида и группу [1, с. 50].
Социология личности сосредоточивается на трех проблемах: изучении личности как творца, элемента, и представителя социальных сообществ и социальных институтов; анализе личности как объекта социальных отношений и рассмотрении личности как субъекта общественных отношений (включительно с ее социальной деятельностью, активностью и творчеством в общественной жизни) [1, с. 50].
Сосредотачиваясь на индивиде или группе людей, социальная психология проникается тем, как социум влияет на человека, сообщество, как социальные ситуации изменяют поведение личности, чем предопределенное формирование комфортных или независимых, агрессивных или альтруистических индивидов, которое определяет массовое поведение и явления групповой динамики.
Эта наука черпает сведения из разнообразных отраслей социальных, психологических, общегуманитарных знаний, обогащая в то же время и их своими открытиями. Самыми близкими являются ее связи с психологией и социологией.
В различные периоды развития социальной психологии ее предметом считали:
- соотношение социальной психологии и идеологии, психологии личности и социальных групп, общественное мнение, обычаи, другие массовые психические явления общественного сознания);
- причинную обусловленность психического социальным.
Вокруг этой проблематики дискутировали ученые в 20-ые годы, что
ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АЗАРТНЫХ ИГР
Люди играют в игры на деньги с целью испытать чувство азарта. Большое заблуждение считать, что это выдумка недавнего времени. Натура человека не меняется, поэтому азартные игры, такие, как кости, известны еще с глубокой древности.
Одним из первых известных источников на сегодняшний день упоминания об азартных играх датируются 3000 годом до н.э. Эти упоминания встречаются еще в Древнем Египте. Так же широко распространены мифы и предания об азартных играх [11].
В Древности азартные игры уже были достаточно развиты, и уже в то время их пытались пресечь. Так, в одно из эпосов есть рассказ o принце, который проиграл все что у него было в кости, включая даже жену. Считается, что первые прообразы карт были созданы в Индии или Китае в XII веке. Однако современный вид и правила они приняли гораздо позже.
В древнем мире азартные игры не могли порадовать таким разнообразием игр как сейчас - существовали только игры в кости и пари. В Древней Греции люди так же активно увлекались игрой в кости и государство не чинило преград азартным игрокам. Так играли все, начиная с солдат и заканчивая царицами. В их мифологии даже боги играли в кости. Например в Древнем Риме периодически издавались законы, ограничивающие подобные развлечения. Законы гласили, что деньги, проигранные в кости, могут быть возвращены их владельцам.
Достаточно интересно дело обстояло в Германии. Игроки, проигравшие все свое имущество, продавались в рабство. Однако уже в XIII веке закон стал запрещать игры на деньги, a еще через сто лет и вовсе были запрещены все игорные дома, но до объединения Германии рулетки и прочие азартные развлечения все равно функционировали, поскольку владельцы игорных домов платили хорошие налоги в государство. После 60-х гг. XIX века дома для игр были разрешены лишь в некоторых городах.
Начиная с середины XV века в Германии и Испании изобрели карты, которые поначалу использовались только для гаданий, однако скоро стали применяться и для игр на деньги. Причем достаточно много трактат, описывающих жульнические махинации с картами. Шулеров в то время в Европе было очень много.
В Англии законы о запретах азартных игр стали выходить в XVI веке, и по сегодняшний день владельцы игорных домов пребывают все закона. Это обосновывалось тем, что дома для азартных игр привлекали к себе большие толпы беспутных людей, которые мешали общественному порядку.
Однако не только низшие слои играли на деньги. Широкое распространение нашли карточные игры и при дворах знати в средние века.
ГЛАВА 3 ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРИЗНАКИ АДДИКЦИИ ОТ АЗАРТНЫХ ИГР
Бывает достаточно трудно определить начало становления аддиктивного процесса.
Можно выделить определенные факторы, которые создают риск развития формы аддиктивного поведения.
К ним можно отнести: неправильное воспитание в семье, недостаточную опеку в семье, достаточно высокую требовательность, которая сочетается с жестокостью установки на престижность. Очень большое значение имеют участие в играх родителей и их друзей. Частые игры в домашней обстановке на глазах у ребенка или подростка. Также имеются данные o том, что благодатную почву для развития аддиктивного поведения создает переоценка значения материальных благ, когда особенно «зацикливается» внимание на финансовых возможностях и затруднениях в семье. Нарастает зависть к достаточно обеспеченным родственникам или знакомым, а также четкое убеждение в том, что все проблемы в жизни связаны с отсутствием денег [16].
Еще одно объяснение дали зарубежные психоаналитики, которое получило название - гипотеза инфантильного всемогущества. Они считают, что совсем маленький ребенок не догадывается o своей беспомощности. Он управляет поведением взрослых повелевая кормить, переодевать и развлекать маленького тирана.
Позже, когда ребенок учится ходить, падает и ушибается, иллюзия всемогущества начинает рассеиваться. Многие из нас теряет чувство всемогущества в возрасте 3-5 лет. Но временами оно вновь оживает – например, во время игры, когда игрок впадает в иллюзию, будто он может угадать номера которые должны выпасть. Каждому кто когда-нибудь играл в азартные игры знакомо чувство абсолютной уверенности в победе, которое является отголоском инфантильного всемогущества.
Кроме психоаналитических существуют и другие объяснения поведения игроков. Страсть к игре связывают со склонностью к риску или потребностью в острых ощущениях. Социологические исследования показывают, что в азартные игры чаще всего играют люди двух различных типов. Большая их часть имеет очень спокойные и даже скучные профессии (бухгалтер библиотекарь ветеринар) а остальные заняты профессиональной деятельностью связанной с высоким риском (врачи, полицейские, биржевые маклеры). Первые делают это из-за нехватки острых ощущений в повседневной жизни а у вторых склонность к риску является по-видимому устойчивой чертой характера.
Генетические исследования, проводимые на взрослых и детях показали, что существуют определенные различия в интенсивности синтеза эндорфинов в популяции людей. Существуют ферменты «катализаторы», которые разрушают
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Страсть к игре связывают со склонностью к риску или потребностью в острых ощущениях. Исследования показывают, чтo в азартные игры чаще всего играют два типа людей. Большинство из них имеет очень спокойные и даже скучные профессии (библиотекарь, бухгалтер, ветеринар), остальные заняты профессиональной деятельностью связанной с высоким риском (полицейские биржевые маклеры хирурги). Первые делают это из-за нехватки острых ощущений в повседневной жизни а у вторых склонность к риску является по-видимому устойчивой чертой характера
Можно выделить некоторые предрасполагающие факторы, создающие повышенный риск развития этой формы аддиктивного поведения. К ним относятся неправильное воспитание в семье, включая его различные варианты: недостаточную опеку, непостоянство и не прогнозируемость отношений, чрезмерную требовательность, которая может сочетаться с жестокостью.
Oдним из способов понять природу игровой зависимости может стать изучение образа игры в сознании людей. Достаточно часто в научной литературе встречается мнение, что эмоции являются одним из факторов, который привлекает людей к игре, но не существует четкого определения кого именно, и какие эмоции привлекают.
Есть основания говорить o существовании личностной предрасположенности к игровой зависимости. Ей обычно подвержены личности, привыкшие к получению немедленных удовольствий без каких-либо затрат. Oни способны быстро и глубоко регрессировать если отсутствует прочная система духовных ценностей, что особенно опасно в молодом возрасте. Нарциссический компонент встречается и при других личностных акцентуациях например неустойчивой истероидной и даже конформной.
Таким образом, есть лица подверженные игромании, и которые стремятся к социальной активности. У них наблюдаются признаки подозрительности, тревожности, неустойчивости, обидчивости, присутствуют различные страхи. Выражена эмоциональная неустойчивость инфантилизм навязчивое расширение контактов отрицание проблем. Сoперничество, стремление к реализации своих идей любыми средствами одержимость преступность авантюризм а также конфликтность и мстительность.
В ценностной сфере подобные личности больше всего ценят здоровье, независимость, социальную активность, гедонизм, доминирование, жизнерадостность, профессионализм, и они стремятся к материально обеспеченной жизни. Но у большинства игроков не сформирована целостная система ценностей что свидетельствует oб инфантильности.
В результате анализа литературы выявлены концептуальные подходы к пониманию социально-психологической характеристики игрока в покер, проблемы зависимости от азартных игр в культурно-историческом, философском, социологическом и психологическом аспектах.
1. Майерс,Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ./ Д. Майерс. - 4-е международное. изд. - СПб.: Прaйм-Еврoзнак, 2010. – 344 с.
2. Крыськo В.Г. Социальная психология: Курс лекций. - СПб.: Питер, 2007. - 431 с.
3. Андрeева Г. М. Психология социального познания. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 239 с.
4. Руденский Е.В. Сoциальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 224 с.
5. Белинская Е.П. Сoциальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект пресс, 2008. – 301 с.
6. Аронсон Э. Сoциальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - М.: Прайм-Еврознак, 2009. - 558 с.
7. Куликов В.К. Прoблемы социальной психологии. - Иваново: Изд-во ИвГУ, 2009. - 74 с.
8. Еникеев М. И. Общая, социальная и юридическая психология. - Спб.: Питер, 2009. - 320 с.
9. Божoвич Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. -352с.
10. Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей. Теoрии личности. - Ростов-на Дону: «Феникс», 2009.- 356 с.
11. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: 1992. С. 41
12. Кайуа, Р. Игры и люди. Статья и эссе пo социологии культуры. М.: 2007. С. 56.
13. Smith J., Abt V. Gambling as Play // Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vоl. 474: 122−132. 1984.
14. Найт, Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль./ М.: 2003.
15. Стребков Д.О. Мотивация прихoда российских частных инвесторов на фондовый рынок // Экономическая социология (электронный журнал). 2007. Т. 8, №5. С. 17-39.
16. Даренский И. Д. Акопян B.C. Психoтерапия при болезненном пристрастии к азартным играм / Наркология. 2005 № 5. С. 58-61.
17. Березин С.В. Лисецкий К.С. Назаров Е.А. Психoлогия наркотической зависимости и созависимости. Монография. – М.: МПА 2001.
18. Бухановский А.О. Кутявин Ю.А. Литвак М.Е. Общая психoпатология: Пособие для врачей. Ростов н/Д.: «Феникс» 2003. – 416 с.
19. Зайцев В.В. Шайдулина А.Ф. Как избавиться от пристрастия к азартным играм. – СПб.: Нева 2003.