Введение
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме подросткового суицидального поведения. Проблема суицидального поведения является актуальной в современной жизни, так как по данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди подростков. По данным статистики, самоубийство является третьей основной причиной подростковой и юношеской смертности после несчастных случаев и убийств.
Проблемами суицидального поведения подростков занимались отечественные психологи, педагоги, социологи: А.Г. Амбрумова, А.М. Волкова, Е.М. Вроно, Л.Я. Жезлова, Я.И. Гилинский, А.А. Колмаков, В.Т. Кондрашенко, А.Е. Личко, В.А. Скачкова, В.А. Тихоненко.
Основу исследований суицидального поведения подростков заложили такие зарубежные ученые как Э. Дюркгейм, К. Меннингер, Н. Фарбероу, З. Фрейд, Э. Шнейдман.
Большинство авторов отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13 лет – явление относительно редкое, но с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет. Указанные обстоятельства служат причиной отдельного рассмотрения вопроса о суицидальных тенденциях поведения в старшем подростковом возрасте. Также обнаруживается недостаток исследований, направленных на изучение психологических характеристик группы риска суицидального поведения старших подростков.
Изучение особенностей личности подростков с суицидальными мыслями и настроениям необходимо для выявления группы риска подростков, склонных к суицидального поведению.
Цель курсовой работы: определение особенностей личности старшего подростка с суицидальными мыслями и настроениями.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
а) раскрыть сущность и виды суицидального поведения;
б) охарактеризовать старших подростков с риском суицидального поведения;
в) выявить особенности личности подростков с суицидальными мыслями и настроениями.
Объект исследования: личность старшего подростка.
Предмет исследования: особенности личности старших подростков с суицидальными мыслями.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы в работе психолога и социального педагога по профилактике и диагностике суицидального поведения подростков.
В современной научной литературе различаются понятия суицида и суицидального поведения. Под суицидом понимают осознанное лишение себя жизни [1, с. 21]. Суицидальное поведение – понятие более широкое, которое, помимо суицида, включает в себя все проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки и покушения на свою жизнь [2, с. 120].
Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние формы своего проявления. Внутренние формы:
– антивитальные представления (т.е. размышления об отсутствии ценности жизни);
– пассивные суицидальные мысли (представления на тему своей смерти при отсутствии четкого замысла на самовольное лишение жизни);
– суицидальные замыслы (тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана);
– суицидальные намерения (появляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент).
Внешние формы:
– суицидальные высказывания, угрозы;
– суицидальные попытки (целенаправленные оперирования средствами лишения себя жизни, не закончившиеся смертью);
– завершенный суицид (действия, завершенные летальным исходом) [3, с. 165].
Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид).
Пресуицид включает две фазы:
1. Предиспозиционная фаза характеризуется исключительно высокой активностью человека (период поиска «точки опоры»), но эта активность не сопровождается суицидальными исполнительными действиями. Суицидент остро ощущает невыносимость существования и предположительно констатирует отсутствие желания жить, но мысли о самоубийстве блокируются механизмами защиты.
2. Собственно суицидальная фаза начинается, если суицидент не нашел выхода из кризиса, не получил поддержки, и длится вплоть до покушения на свою жизнь. На этом этапе происходит углубление дезадаптации: у человека
Эмпирическое исследование личности подростков с суицидальными мыслями и настроениями проводилось на базе ГУО «Октябрьская районная гимназия» г.п. Октябрьский. В исследовании приняли участие учащиеся 9-11 классов в возрасте 15-17 лет, то есть подростки старшего школьного возраста. Всего приняло участие 100 человек. Целью исследования явилось определение особенностей личности старшего подростка с суицидальными мыслями и настроениями.
Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе при помощи опросника суицидального риска (в модификации Т.Н. Разуваевой) были выявлены подростки с суицидальными мыслями. Цель данного опросника заключается в выявлении уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. По сравнению с другими одношкальными методиками, так или иначе измеряющими уровень эмоциональной дезадаптации (опросники тревожности, нейротизма и др.), в ОСР имеет место попытка качественной квалификации симптоматики – выявления индивидуального стиля и содержания суицидальных намерений данного человека. Опросник состоит из 29 вопросов. Предназначен для учащихся 8-11 класса. Возможно индивидуальное и групповое тестирование. Текст опросника представлен в приложении А.
Cодержание субшкальных диагностических концептов.
1. Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как «шантаж», «истероидное выпячивание трудностей», демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как «крик о помощи». Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной регидностью, когда «диалог с миром» может зайти слишком далеко.
2. Аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально.
3. Уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид.
Заключение
В заключение курсовой работы можно сделать обобщающие выводы:
1. В настоящее время суицидальное поведение определяется как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта и является одним из видов общеповеденческих реакций человека в экстремальных ситуациях. Суицидальное поведение есть внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни – включает суицид, суицидальные попытки, но и суицидальные мысли, представления, замыслы и намерения.
Основные виды суицидального поведения: А.Е. Личко выделяет демонстративное, аффективное и истинное суицидальное поведение. По Э. Дюркгейму, бывают альтруистический, эгоистический, фаталистический и аномический суициды. Э. Шнейдман выделил три типа суицидов: эготические, диадические, агенеративные самоубийства. В.А. Тихоненко выделяет пять типов суицидального поведения, в зависимости от ведущих мотивов: протест, призыв (к состраданию), избегание (душевных или физических страданий), самонаказание и отказ от жизни (капитуляция).
2. Характеристиками старших подростков с риском суицидального поведения являются:
Подростки, переживающие острые, экстремальные или длительные, психологически тяжелые ситуации.
Подростки, в поведении которых имеются аффективные расстройства в форме депрессии (угнетенное состояние), дисфории (состояние ничем не обоснованной грусти). А также выраженная тревожность (в частности, при наличии панических приступов) и ангедония (утрата способности испытывать удовольствие и удовлетворение).
Подростки с выраженными акцентуациями характера, патохарактерологическими, психопатическими реакциями и психопатоподобными состояниями с преобладанием возбудимости, неустойчивости, демонстративности и психастенических расстройств и поведений.
Подростки из конфликтных семей, а также проживающие с психически больными родственниками, родителями-алкоголиками и наркоманами, в семьях, где были случаи суицидов у кого-либо из близких.
Подростки, уже совершившие в прошлом попытку самоубийства.
Подростки, страдающие хроническими соматическими и неврологическими заболеваниями, приводящими к социально-психологической изоляции и сопровождающимися депрессивными переживаниями.
Подростки, употребляющие, злоупотребляющие психоактивные вещества и склонные к асоциальным формам поведения.
1 Дюркгейм, Э. Самоубийство: социологический этюд / Под ред. В.А. Базарова. – М.: Мысль, 1994. – 399 с.
2 Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков / В.Т. Кондрашенко. – Мн., 1988. – 367 с.
3 Визель, Т.Г. Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты / Т.Г. Визель, Л.В. Сенкевич, В.А. Янышева. – М.: ФПКМУ, 2007. – 425 с.
4 Амбрумова, А.Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида / А.Г. Амбрумова // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91-102.
5 Фрейд, 3. Мы и смерть. Танатология / С. Рязанцев. – СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994. – 242 с.
6 Меннингер, К. Война с самим собой / К. Меннингер. – М.: Эксмо-пресс, 2001. – 420 с.
7 Шнейдман, Э. С. Душа самоубийцы / Э. Шнейдман. – М.: Смысл, 2001. – 315 с.
8 Тихоненко, В.А. Позиция личности в ситуации конфликта и суицидальное поведение / В. А. Тихоненко // Российский психиатрический журнал. – 1998. – № 3. – С. 21-24.
9 Абрумова, А.Г., Тихоненко, В.А. Диагностика суицидального поведения / А.Г. Амбрумова. – Москва, 1980. – 55 с.
10 Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Л.: Медицина, 1983. – 220 с.
11 Вроно, Е.М. Смерть как выход из тупика? / Е.М. Вроно // Воспитание школьников. – 1994. – № 5. – С. 51-56.
12 Малкина-Пых, И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2005. – 960 с.
13 Колмаков, А.А. Структурно-динамическая модель формирования и развития суицидальной тенденции / А.А. Колмаков // Проблемы суицидов и суицидального поведения: материалы республ. научно-практич. конференции. – Гомель, 2008. – С. 210-216.
14 Короленко, Ц.П., Донских, Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. – Новосибирск, 1990. – 295 с.
15 Амбрумова, А.Г., Вроно, Е.М. О некоторых особенностях суицидального поведения детей и подростков / А.Г. Амбрумова // Журнал нервопатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова,. – 1986. – № 10. – С. 1557-1561.
16 Погодин, И.А. Суицидальное поведение: психологические аспекты: учебное пособие / И.А. Погодин. – М.: Флинта: МПСИ, 2001 – 336 с.
17 Скачкова, В.А. Изучение психологической предрасположенности к суицидальному поведению учащихся старшего школьного возраста / В.А. Скачкова // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 12. – С. 1-5.
18 Алимова, М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция / М.А. Алимова. – Бараул: БРМИУ, 2014. – 100 с.
19 Волкова, А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей-суицидентов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998. – № 2. – С. 12-14.
20 Диагностика личности / сост. Т.Н. Разуваева. – Шадринск: Исеть, 1993. – 26 с.
21 Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учебное пособие. – Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1998. – 672 с.
22 Капустина, А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А.Н. Капустина. – СПб.: Речь, 2001. – 112 с.
23 Заика, Е.В. Психологические характеристики личности подростка с отклоняющимся поведением / Е.В. Заика // Вопросы психологии. –1990. – № 4. – С. 19-23.
24 Масагутов, Р.М. Гендерные различия в проявлениях аутоагрессии у подростков / Р.М. Масагутов // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. – С. 35-43.
25 Слуцкий, А.С., Занадворов, М.С. Некоторые психологические и клинические аспекты поведения суицидентов / А.С. Слуцкий // Психологический журнал. – 1992. – Т. 13. – № 1. – С. 18-23.
26 Хорошко, В.К. Самоубийство детей / В.К. Хорошко // Российский психиатрический журнал. – 1998. – № 3. – С. 9-15.
27 Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 139-145.
28 Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский. – М.: Академия, 1976, – 342 с.
29 Васильева, О.С., Андрущенко, И.Е. Психологические проблемы отношения к смерти у старшеклассников: теоретические и практические аспекты / О.С. Васильева // Журнал практического психолога. – 2000. – № 3. – С.182-200.
30 Горская, М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков. / М.В. Горская // Вестник психосоциальной работы. – 1994. – № 1. – С. 38-45.
31 Хендин, Г. Психотерапия и самоубийство / Г. Хендин // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2003. – №1. – С. 102-106.