У каждого человека есть потребности, мотивы и цели, которые направляют его деятельность по определенному пути. Кто-то стремится к богатству материальному, кто-то – к богатству духовному, кто-то – к власти, а кто-то – к достижению гармонии с самим с собой. Мотивационно-потребностная сфера человека определяет его направленность и его нужды. Потребность — это состояние объективной нужды человеческого организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Потребность является движущей силой, которая организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности.
Однако не только потребности определяют выбор деятельности человека и пути его развития. Нравственные ориентиры и ценностные установки определяют выбор средств для достижения поставленных целей. Именно ценности человека определяют его мировоззрение, выбор им определенного пути развития и сферы деятельности.
Очень важно учитывать индивидуальную мотивацию работника для эффективного стимулирования его трудовой активности. Если подобрать правильный «ключик» к человеку, то его трудовая деятельность будет приносить как моральное удовлетворение сотруднику, так и выгоду компании.
Цель исследования: изучить мотивационно-потребностную сферу педагогов дошкольного образования.
Задачи:
1. Дать характеристику мотивационно-потребностной сферы личности.
2. Выявить особенности мотивационно-потребностной сферы педагогов дошкольного образования.
3. Определить степень удовлетворенности основных потребностей в контексте выполнения педагогом профессиональной деятельности.
Объект исследования: мотивационно-потребностная сфера.
Предмет исследования: мотивационно-потребностная сфера педагогов дошкольного образования.
1. Теоретический анализ понятия мотивационно-потребностной сферы в научной литературе
В современной психологической науке мотивационно-потребностная сфера рассматривается, как один из важнейших компонентов личности человека. А.Г. Маклаков отмечает, что направленность личности является ее ведущей характеристикой. Разные авторы по-разному описывают направленность, например С. Л. Рубинштейн употребляет термин «динамическая тенденция», А. Н. Леонтьев - «смыслообразующий мотив», Б. Г. Ананьев - «основная жизненная направленность» и так далее. Однако чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность неситуативных, устойчивых мотивов, направляющих деятельность человека. Направленность личности всегда обусловлена социально и формируется в процессе воспитания. Направленность может проявляться в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. При этом в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности [9, с. 511].
Термины «мотивация», «мотив» и «потребность» используются учеными для объяснения причин поведения человека достаточно давно. Даже люди, далекие от психологической науки понимают важность мотивации для жизнедеятельности человека. Значение мотивационно-потребностной сферы изучали такие психологи, как А.Н. Леонтьев, Е.П. Ильин, А. Маслоу, К. Левин и многие другие. О.Н. Первушина, предложила объединить теории мотивации в три блока:
- теория биологических побуждений предполагает, что нарушение в балансе организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который подталкивает человека к его удовлетворению;
- теория оптимальной активации гласит, что организм стремится поддерживать оптимальный уровень активности, позволяющий ему функционировать наиболее эффективно;
- когнитивные теории высказывают гипотезу, что мотивация представляет собой механизм выбора определенной формы поведения. Чтобы сделать выбор, надо обратиться к процессу мышления [10, с. 70].
М.И. Еникеев рассматривает мотивацию, как возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), обусловленное актуализированной потребностью, что приводит к направленной активности организма. Мотивация всегда имеет эмоциональную окраску. При этом ряд эмоций сигнализирует о значимости определенного класса объектов, а другие эмоции связаны с определением значимости лишь отдельных условий, обеспечивающих достижение объекта потребности. К мотивационным состояниям
Психологическая наука накопила достаточно большой инструментарий для изучения мотивов и ценностей личности. П.А.Коротков и Е.А.Загайнова отмечают, что мотивацию можно измерить, используя для ее оценки когнитивные (память, перцепция), аффективные (субъективный опыт), поведенческие (скорость, результативность) и физиологические (активность мозга, сердечнососудистая деятельность, проводимость кожи) внешне наблюдаемые ответные реакции, а также с использованием самоотчетов [8, с. 174].
Т.В. Золотова не согласна с этим и утверждает, что для проведения эффективной психологической диагностики мотивационной сферы личности наиболее подходящими являются опросные методики. Это связано с тем, что такого рода методы наиболее понятны клиенту и менее трудоемки для обработки, чем, например, проективные методики [6, с. 60].
Целью нашего исследования является изучение мотивационно-потребностной сферы педагогов дошкольного образования. Задачами исследования является выявление особенностей мотивационно-потребностной сферы педагогов дошкольного образования и определение степени удовлетворенности основных потребностей в контексте выполнения педагогом профессиональной деятельности. Для достижения поставленных задач мы использовали методику диагностики степени удовлетворенности основных потребностей методом парных сравнений В.В. Скворцова и методику «Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой».
Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей В.В. Скворцова позволяет выявить базовые потребности личности и степень их удовлетворенности. Основой этой методики является процедура парных сравнений. Теоретической основой теста послужила модифицированная пирамида потребностей А. Маслоу, где физиологические потребности (лежащие в основании оригинальной пирамиды потребностей) В.В. Скворцов заменил на потребность в материальном обеспечении жизни. Методика «Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой» позволяет выявить степень удовлетворенности сотрудника условиями своей работы.
В исследовании приняли участие 20 педагогов дошкольного образования детских дошкольных учреждений города Гомеля (16 воспитателей и 4 музыкальных работника). Возраст испытуемых находится в диапазоне от 26 до 58 лет, средний возраст 38,5 года.
Проанализировав литературу по проблеме мотивации, можно сказать, что такие характеристики, как установки, убеждения, интересы, склонности и влечения, безусловно, влияют не только на выбор сферы профессиональной деятельности, но и на ее эффективность. Даже люди, далекие от психологической науки понимают важность мотивации для жизнедеятельности человека. Мотивы деятельности сотрудника, удовлетворяемые в процессе осуществления профессиональной деятельности, стимулируют его к наиболее эффективному ее осуществлению на благо личностного роста и выгоды для работодателя. Ценностные ориентации личности отражают представления человека о самом себе и окружающей действительности, являются необходимым условием для эффективной самореализации личности в определенной деятельности.
Для изучения мотивационно-потребностной сферы педагогов дошкольного образования нами была использована методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей методом парных сравнений В.В. Скворцова и методика «Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой». В исследовании приняли участие 20 педагогов дошкольного образования детских дошкольных учреждений города Гомеля (16 воспитателей и 4 музыкальных работника). Возраст испытуемых находится в диапазоне от 26 до 58 лет, средний возраст 38,5 года.
По результатам исследования можно сказать, что самыми актуальными для педагогов дошкольного образования являются материальные потребности, потребности потребность в безопасности и социальные потребности. При этом материальные потребности не удовлетворены у 45% испытуемых, потребность в безопасности – у 10%. Если говорить о степени удовлетворенности работой, то 55% педагогов дошкольного образования в целом удовлетворены своей работой.
1. Базаева, Ф.У. Факторы и условия самореализации педагога / Ф.У. Базаева // Среднее профессиональное образование. 2010, № 12. – С. 51-54.
2. Гарина, В.Ю., Грищук, В.А., Ключникова, В.Р., Хэгай, О.А. Проблемы мотивации в сфере образования / В.Ю. Гарина, В.А. Грищук, В.Р. Ключникова, О.А. Хэгай // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012 г., №3. – С. 60-62.
3. Глэддинг, С. Психологическое консультирование.4-е изд. / С.Глэддинг. – СПб.: Питер, 2002. – 736с: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
4. Евплова, Е.В. К вопросу о материальной и нематериальной мотивации / Е.В. Евплова // Перспективы науки и образования. – 2013 г., №2. – С. 104-108.
5. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов / М.И. Еникеев. – М.: 1999 г. – 330 с.
6. Золотова, Т. В. Психологическое консультирование: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 031900 - Специальная психология. В 2 ч. Ч. 1: Курс лекций / Т. В. Золотова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Тол¬стого, 2006. - 116 с.
7. Кирилина, М.В. Совершенствование социально-педагогической компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе инновационной образовательной деятельности / М.В. Кирилина // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – 2013 г., №2. – С. 57-64.
8. Коротков, П.А., Загайнова, Е.А. Измерение мотивации в эмпирических исследованиях / П.А.Коротков, Е.А.Загайнова // Наука и современность. – 2015 г., № 37-1. – 173-178.
9. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил.
10. Первушина, О.Н. Общая психология / О.Н. Первушина. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. – 90 с.
11. Слепцова, И.Ф. Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки будущих воспитателей / И.Ф. Слепцова // Научные исследования в образовании. – 2008 г., № 4. – С. 38-43.
12. Самсоненко, Л.С., Шавшаева, Л.Ю. Развитие профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования в условиях реализации ФГОС / Л.С. Самсоненко, Л.Ю. Шавшаева // Современные проблемы науки и образования. – 2014 г., №4. – С. 63-71.
13. Рахимова, Б.Х., Бетилгириев, М.А. Мотивация персонала / Б.Х. Рахимова, М.А. Бетилгириев // Наука и современность. – 2013 г., № 24. – С. 290-294.
14. Тамбовцева, Е.В. Проблема профессиональной мотивации педагогов / Е.В. Тамбовцева // Вестник экспериментального образования. – 2015 г., №2. – С. 54-60.
15. Таранова, Е.В. Факторы трудовой мотивации белорусов / Е.В. Таранова // Социологический альманах. , 2015 г., №6. – С. 436-444.
16. Титаренко, Е.Б. Субъектность ценностных отношений в педагогическом образовании / Е.Б. Титаренко // Среднее профессиональное образование. – 2013, №9. – С. 36-38.
17. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.
18. Чиряев, В.Д. Геймификация как способ мотивации / В.Д. Чиряев // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2013 г., №5. – 34-36.
19. Шкляр, Т.Л. Новый взгляд на мотивацию персонала / Т.Л. Шкляр // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2014 г., №35. – С. 28-33.
20. Якиманская, И.С. Методология и диагностика в психологическом исследовании / И.С. Якиманская. - Оренбург: ОГПУ. 2001. 43 с.