Гармонизация взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста из неполных семей
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Гармонизация взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста из неполных семей»
по дисциплине: «Социально-педагогическая деятельность»
2021
45.00 BYN
Гармонизация взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста из неполных семей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социально-педагогическая деятельность
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сводная таблица результатов исследования по тесту-опроснику родительского отношения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сводная таблица результатов исследования по тесту-опроснику родительского отношения.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы проблемы взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста в неполных семьях
1.1 Психолого-педагогические особенности неполной семьи
1.2 Характеристика взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста в неполных семьях
1.3 Формы и методы социально-педагогической помощи родителям в гармонизации взаимоотношений с детьми младшего школьного возраста в неполных семьях
Выводы по главе 1
2 Эмпирическое исследование взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста из неполных семей
2.1 Организация и характеристика методов исследования
2.2 Анализ полученных результатов
2.3 Рекомендации по гармонизации взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста из неполных семей
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Актуальность исследования.
Проблема взаимоотношений родителей и детей остается актуальной и в современном мире. В современном мире отношения родителей и детей, с одной стороны, становятся более эмоционально-психологическими, более близкими, но, с другой стороны родители все меньше времени проводят непосредственно с детьми.
Решающую роль в развитии личности играет семья. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное, умственное развитие ребенка. Семья играет важную роль в социализации личности. В семье формируются основные ценности, жизненные ориентиры и планы. Семья обеспечивает психологическое благополучие ребенка. Воспитательная позиция родителя определяет формирование гармонически развитой личности.
Гармоничные взаимоотношения – необходимое условие существования человека с первого дня его жизни. Такая высокая значимость взаимоотношений для каждого конкретного человека базируется на том, что контакты и благоприятные взаимоотношения с родителями выступают необходимым средством, способом удовлетворения важнейших, фундаментальных потребностей личности. Однако состояние семейных взаимоотношений на сегодняшний день во многом нестабильно.
В современной научной литературе и семейной практике встречается большое количество исследований, посвященных изучению дисфункциональных, дисгармоничных, неблагополучных семей (Т. Н. Каменев, О. А. Карабанова, Г. Г. Князев, А. А. Латышева, Н. Н. Савин, М. В. Сафронова, Е. Р. Слободской, И. Г. Сухогузова), что свидетельствует о наличии дисгармонии в системе детско-родительских отношений.
Многие исследования в области детско-родительских отношений касаются периода обучения ребёнка в начальной школе – времени перестройки его отношений с действительностью (О. В. Булатова, В. М. Даринская, Н. Ю. Ершова, О. А. Карабанова, А. В. Леонтьева, В. М. Минияров, Г. И. Ре-принцева, М. В. Сапоровская, Н. Ю. Синягина, И. В. Шевцова), поскольку характер и качество протекания происходящих с младшим школьником преобразований оказывает существенное влияние на его развитие.
Наиболее благоприятные условия для раскрытия потенциальных возможностей младшего школьника и его адаптации в процессе обучения в школе создаёт гармоничная семья (В. В. Новиков, Р. В. Овчарова, М. В. Сапоровская). Основу такой семьи составляют гармоничные детско-родительские отношения, понимаемые нами как согласованность структурных компонентов, проявляющаяся в поведении субъектов, свидетельствующем об уравновешенном стиле общения и конструктивном взаимодействии по гуманным правилам.
1 Теоретические основы проблемы взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста в неполных семьях
1.1 Психолого-педагогические особенности неполной семьи
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, и с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждение человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность [14].
По мнению Т. М. Родионовой, семья – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу [18].
Можно выделить два вида семей: полные и неполные семьи.
Неполная семья – это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать-отец-ребенок [9].
Неполная семья – это один из основных социально-демографических типов современной семьи [8].
В свою очередь, неполные семьи делятся на следующие виды [17]:
- материнские неполные семьи.
- отцовские неполные семьи.
- неполные простые – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми.
- неполные расширенные – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.
- функционально неполные семьи – в этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи (такие родители как бы выключены из семейной группы, числятся в ней чисто номинально, а реального участия в формировании личности своих детей не принимают).
2 Эмпирическое исследование взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста из неполных семей
2.1 Организация и характеристика методов исследования
Цель эмпирического исследования: выявить особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста из неполных семей.
Задачи эмпирического исследования:
1. Выявить стили родительского отношения у матерей в неполных семьях и матерей в полных семьях.
2. Определить характеристики эмоционального взаимодействия у матерей в неполных семьях и матерей в полных семьях.
3. Сравнить стили родительского отношения и характеристики эмоционального взаимодействия у матерей в неполных семьях и матерей в полных семьях.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методик исследования, формирование выборки исследования;
2) проведение исследования особенностей родительского отношения матери и ребенка в полных и неполных семьях с помощью тестирования,
3) обработка, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Эмпирическое исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «БАЗА» и личностного окружения посредствам социальных сетей.
В исследовании приняли участие 60 женщин, воспитывающих детей младшего школьного возраста. Выборку исследования составили 2 группы: в первую группу вошли 30 матерей из неполных семей, во вторую – 30 матерей из полных семей.
Методики исследования:
1. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин.
Назначение: выявление родительского отношения.
Под родительским отношением понимается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.
Опросник содержит 61 вопрос, на которые необходимо ответить согласием или несогласием.
Заключение
Неполная семья – это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать- отец-ребенок. Неполные семьи можно разделить на следующие виды: материнские неполные семьи; отцовские неполные семьи; неполные простые (мать (отец) с ребенком или несколькими детьми); неполные расширенные (мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками); функционально неполные семьи. Существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально-экономические, социально-психологические, проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье.
Характеристики взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста в неполных семьях следующие: относительная непрерывность и длительность во времени; эмоциональная значимость для ребенка и родителей; изменяемость отношений в зависимости от возраста ребенка; потребность родителей в заботе о ребенке; принятие родителями на себя ответственности за ребёнка.
Гармонизация взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста из неполных семей есть процесс перехода отношений между родителями и детьми младшего школьного возраста в состояние гармоничности на основе согласованности их компонентов и формирования опыта жизнедеятельности, опирающегося на уравновешенный стиль общения и конструктивное взаимодействие по гуманным правилам. В структуре процесса гармонизации взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста из неполных семей на основе трудов И. В. Блауберга, Б. Г. Юдина можно выделить следующие компоненты: субъекты, цель, принципы, механизмы, содержание, средства, способы, методы, условия и результат. Средствами гармонизации детско-родительских отношений младших школьников могут стать аксиологические ситуации и копинг-стратегии. Методами гармонизации взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста из неполных семей выступают: метод преднамеренных изменений детско-родительских отношений; метод решения аксиологических ситуаций.
Результатом гармонизации взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста из неполных семей в соответствии с его целью являются гармоничные отношения между родителями и младшими школьниками.
Цель эмпирического исследования: выявить особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста из неполных семей.
Эмпирическое исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «БАЗА» и личностного окружения посредствам социальных сетей.
1. Акулина М.В. Особенности восприятия детско-родительских отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях развода в семье / М.В. Акулина, С.А. Терехина // Журнал «Психология и право» – №2. – 2012. – С. 1-14.
2. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи / Н.Башкирова. – СПб.: Наука и Техника, 2007. – 272 с.
3. Белоусов В.А. Гармония: противоречие, связь / В.А. Белоусов, А.В. Демичев. -Владивосток : Изд-во Дальневосточ. ун-та, 1991. – 192 с.
4. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения автореф. дисс. кандидата психологических наук / А.Я. Варга. – М. – 1986.
5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 504 с.
6. Даринская В.М. Гармонизация детско-родительских отношений средствами групповой работы : дис. … канд. пед. наук / В.М. Даринская. – Воронеж, 2002. – 240 с.
7. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева // Социологические исследования. – 2001. − №11. – С. 108-113.
8. Дементьева И.Ф. Степень социальной ответственности подростка в полной и неполной семьях / И. Дементьева // Воспитание школьников. – 2013. – №10. – С. 13-17.
9. Дементьева Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей / И.Ф. Дементьева // Соц. педагогика: новые исследования; Инта педагогики соц. работы. – Екатеринбург, 2012. – С. 22-28.
10. Духновский С.В. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса : автореф. дис. … д-ра психол. Наук / С.В. Духновский. – Екатеринбург, 2013. – 47 с.
11. Загвязинский В.И. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания / В.И. Загвязинский, Ш.А. Амонашвили, А.Ф. Закирова // Педагогика. – 2002. – №9. – С. 3-10.
12. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие / Г.И. Захарова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. – 63 с.
13. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. −М. : Гардарики, 2005. − 320 с.
14. Крылова Н.Б. Событийность в педагогической и образовательной деятельности // Новые ценности образования / под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. – 2010. – 1 (43). – С. 136-145.
15. Нортова-Бочавер С.К. Ребенок в карусели развода / С.К. Нортова-Бочавер. – М.: Политиздат, 2014. – 292 с.
16. Павлов Б.С. Неполная семья как объект диффиринцированной социальной защиты / Б.С. Павлов. – Институт экономики УрР РАН, Ч. 2. – Екатеринбург, 2016. – 96 с.
17. Павлова Р.Е. Сущностная характеристика процесса социально-педагогического сопровождения семей «группы риска» / Р.Е. Павлова // «Студенческий научный форум». – С. 1-16.
18. Родионова Т.М. Корректировка воспитания и поведения детей и подростков в проблемных семьях / Т.М. Родионова // Работник социальной службы. – 2003. – №2. – С. 41-47.
19. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии : учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М. : Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
20. Сороко Э.М. Управление развитием социально-экономических структур / под ред. А. А. Годунова. Минск : Наука и техника, 1985. – 144 с.
21. Спиваковская А.С. Как быть родителями / А.С. Спиваковская. – М. : Педагогика, 1986. – 157 с.
22. Тестов В.А. «Жесткие» и «мягкие» модели обучения / В.А. Тестов // Педагогика. – 2004. – №8. – С. 35-39.
23. Фромм Э. Гуманистический психоанализ / Э. Фромм. – СПб.: Питер, 2002. – 468 с.
24. Хлобыстова, И.Ю. Педагогические условия гармонизации информационной и гуманитарной подготовки будущих педагогов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / И.Ю. Хлобыстова. – Ижевск, 2005. – 187 с.
25. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи / В.М. Целуйко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 283 с.
26. Шустова И.Ю. Событийность в педагогической и образовательной деятельности / И.Ю. Шустова // Новые ценности образования / под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. – 2010. – 1 (43). – С. 22-35.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сводная таблица результатов исследования по тесту-опроснику родительского отношения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сводная таблица результатов исследования по тесту-опроснику родительского отношения.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты