Особенности развития эмоционального интеллекта у людей профессий социономического типа
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности развития эмоционального интеллекта у людей профессий социономического типа»
по дисциплине: «Психология труда. Эргономика.»
2021
45.00 BYN
Особенности развития эмоционального интеллекта у людей профессий социономического типа
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология труда. Эргономика.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов по методике Н. Холла на эмоциональный интеллект (EQ).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов по методике «Диагностика уровня эмпатии» В. В. Бойко.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ЛЮДЕЙ ПРОФЕССИЙ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА
1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психологии
1.2 Характеристика развития эмоциональной сферы у людей социономической профессии
1.3 Личностный портрет представителя социономической профессии
1.4 Факторы, влияющие на развитие эмоционального интеллекта у представителей социономических профессий
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ЛЮДЕЙ ПРОФЕССИЙ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Исследование эмоционального интеллекта
2.3 Анализ и интерпретация результатов
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современная социально-экономическая ситуация в обществе характеризуется высоким уровнем стрессовости и конфликтности. Поэтому, очень важно, чтобы специалисты социальных профессий могли контролировать собственные эмоциональные реакции и понимать эмоциональное состояние других людей. Особое значение развитие данной способности имеет у специалистов помогающих профессий.
Актуализирует проблему и то, что в помогающих профессиях достаточно сложно заранее предусмотреть и оценить все факторы, условия деятельности, обусловленные динамичностью и спецификой профессиональной деятельности специалистов данной области. Поэтому весьма важную роль в профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий отводиться таким качествам и способностям как: толерантность, эмпатия, стрессоустойчивость, а также умению управлять своими эмоциями, распознавать и понимать эмоции других людей, и т.д.
Подходы к современному пониманию эмоционального интеллекта в отечественной психологии были заложены в работах: Б.Г.Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. В настоящее время различные аспекты исследования эмоционального интеллекта, теоретические и практические аспекты данной проблемы исследуют специалисты различных профессиональных сфер (Д.В. Люсинa, А. И. Сaвенковa, И.Н. Андреевой, Д.В. Ушaковa, Е.А. Сергиенко, И.С. и др. Исследованием эмоционального интеллекта в зарубежной психологии занимались Дж. Мейер, Р. Бар-Он, Д. Гоулман, П. Сэловей, Д. Карузо и др.
Однако, как отмечают психологи и педагоги, в современной науке не существует единого подхода к определению содержательных конструктов эмоционального интеллекта. Разные ученые по-разному трактуют его природу, психологическую сущность, закономерности и условия развития в различных сферах профессиональной деятельности человека.
Цель исследования: изучить особенности развития эмоционального интеллекта у людей профессий социономического типа.
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
Предмет исследования: особенности развития эмоционального интеллекта у людей профессий социономического типа.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать феномен эмоционального интеллекта в психологии.
2. Охарактеризовать развитие эмоциональной сферы у людей социономической профессии.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ЛЮДЕЙ ПРОФЕССИЙ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА
1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психологии
Понятие «эмоциональный интеллект» впервые ввел в психологию X. Гарднер в 1983 г. Первые экспериментальные данные этого психологического конструкта нашли свое отражение в работах таких психологов как Дж. Майер (1995) и П. Селовей (2001) [1, с. 8].
В зарубежной психологии широко известна четырехкомпонентная, иерархичная модель эмоционального интеллекта П. Сэловей и Дж. Мэйер. Авторы выделил следующие компоненты эмоционального интеллекта:
– восприятие, идентификация эмоций, их выражение. Эта «ветвь» - компонент представляет собой способность воспринимать, определять эмоции, замечать факт наличия эмоции. Кроме того, адекватное, точное выражение эмоций, а также способность дифференцировать истинные и ложные выражения эмоций. При опознании своих эмоций ведущим признаком выступает субъективное переживание эмоции. Распознавание эмоций окружающих осуществляется преимущественно по внешним проявлениям эмоций – по мимике и пантомимике, изменению речи и голоса, поведения, вегетативным реакциям;
– фасилитация мышления. Этот компонент отражает способность вызвать определенную эмоцию, контролировать ее. Эмоции способны оказывать влияние на значимую информацию. При конкретных условиях эмоциональные переживания могут выступать в качестве фасилитаторов или ингибиторов мыслительной деятельности. Такими условиями являются интенсивность эмоции и личностные характеристики субъекта, к примеру, его волевые качества и направленность личности;
– понимание эмоций. Этот компонент отражает способность понимать эмоции, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины возникновения той или иной эмоции, анализ эмоций, способность классифицировать эмоции, интерпретировать их значения. Понимание эмоций заключается в раскрытии подлинных связей и отношений, существующих между явлениями объективного мира, в появлении к ним определенного отношения. Понимание эмоциональных состояний способствует оптимизации общения, выступает в качестве необходимого аспекта осознания и оценки собственных личностных качеств и поступков через призму общественных ценностей;
– управление эмоциями. Эта способность связана с контролем за эмоциями, рефлексивной регуляцией эмоций через осознание эмоций, способностью переживать позитивные и негативные эмоции, умением снижать интенсивность отрицательных эмоций, способностью вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от целей [10, с. 55].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ЛЮДЕЙ ПРОФЕССИЙ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА
2.1 Организация и методики исследования
С целью выявления особенностей развития эмоционального интеллекта у людей профессий социономического типа нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление особенностей развития эмоционального интеллекта у людей профессий социономического типа с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе «___________________». В исследовании приняли участие 30 сотрудников в возрасте 20-40 лет.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика «Эмоциональный интеллект» Н. Холл.
Данная методика была выбрана потому, что она позволяет выявить различные компоненты эмоционального интеллекта. Ее преимущество состоит в том, что она измеряет выраженности эмпатии – способности, которая особенно важна в процесс работы с людьми.
Шкалы методики: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, управление эмоциями других людей. Опросник содержит 30 утверждений, которые необходимо оценить по шкале от -3 до +3 по степени согласия с каждым из них. Обработка данных проводится по ключу, подсчитывается сумма баллов по каждой шкале.
Критерии оценки по шкалам:
- от 0 до 7 балов – низкий показатель;
- от 8 до 13 – средний показатель;
- от 14 баллов – высокий показатель.
Также подсчитывается интервальный уровень эмоционального интеллекта как полученных баллов по всем шкалам. Критерии оценки: до 39 баллов – низкий уровень, от 40 до 69 – средний уровень, от 70 и выше – высокий уровень.
2. Методика «Диагностика уровня эмпатии» В. В. Бойко.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существуют различные подходы к изучению эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии. В иерархичной модели эмоциональный интеллект рассматривается как совокупность таких компонентов как: восприятие, идентификация эмоций, их выражение, фасилитация мышления, понимание эмоций, управление эмоциями. Эмоциональный интеллект рассматривается в качестве сочетания когнитивных способностей и личностных характеристик. Отечественные психологи при рассмотрении эмоционального интеллекта делают акцент на его составляющих как основы благоприятного эмоционального состояния и успешного построения межличностных отношений.
Профессиональная деятельность представителей социономических профессий связана с оказанием помощи другим людям, с интенсивным общением, целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них, необходимостью понимать другого человека. Огромное значение имеет ориентация на другого человека как на «высшую ценность, равную ценности собственного Я». Одной из категорий работников социономических профессий является медицинские работники. Особенностями профессиональной деятельности медицинских работников являются: сложный характер профессиональной деятельности, связанный с эмоциональными перегрузками и стрессовыми ситуациями, длительным нахождением в поле отрицательных эмоций, повышенной ответственностью за жизнь другого человека, низкой удовлетворенностью трудом, связанной с невысокой заработной платой, которая не соответствует степени их социальной ответственности стрессы.
С целью выявления особенностей развития эмоционального интеллекта у людей профессий социономического типа нами было проведено эмпирическое исследование. В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики: методика «Эмоциональный интеллект» Н. Холл и методика «Диагностика уровня эмпатии» В. В. Бойко.
Нами выявлено, что для специалистов профессий социономического типа характерен средний уровень эмоционального интеллекта. У них умеренно развиты способности осознавать, понимать собственные и чужие эмоции и управлять ими для более успешного построения межличностного взаимодействия.
У людей профессий социономического типа все компоненты эмоционального интеллекта выражены преимущественно на среднем уровне. Более развиты у специалистов такие компоненты эмоционально интеллекта, как: эмоциональная осведомлённость, ка также самомотивация и управление своими эмоциями.
1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект в структуре индивидуальности / И. Н. Андреева // Философия и соц. науки. – 2016. – № 3. – С. 8–12.
2. Бабанов, С. А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания / С. А. Бабанов // Трудный пациент. – 2015. – № 1. – С. 42–46.
3. Баранова, И. А. Профилактика эмоционального выгорания у медицинских работников / И. А. Баранова // Актуальные вопросы медицины и прав а: сб. научн. тр. – Пенза, 2016. – С. 68–73.
4. Влах, Н. И. Особенности симптомов эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий / Н. И. Влах // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8–3. – С. 356–358.
5. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – М. : «АСТ МОСКВА», 2013. – 478 с.
6. Кудрявцев Т.В. Психологические основы профессионально-технического обучения / Т.В. Кудрявцев, А.И. Сухарева. – М.: Педагогика, 2011. – 144 с.
7. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект : Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М. : Институт психологии РАН, 2014. – С. 29–36.
8. Манойлова, М. А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся / М. А. Манойлова. – Псков : ПГПИ, 2014. – 140 с.
9. Рудалева, И. А. Факторы удовлетворенности трудом работников организации / И. П. Рудалева, И.А. Кабашева // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-4. – С. 872-876.
10. Симбирцева, Н. В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте / Н. В. Симбирцева // Вестник КГУ. – 2015. – № 3. – С. 54–57.
11. Сорокоумова, С. Н. Специфика профессиональной деятельности помогающих профессий. Педагогическое образование в России / С. Н. Сорокоумова, В. П. Исаев // Урал. гос. пед. ун-т. – 2013. – № 4. – С. 186–190.
12. Фофанова, Г. А. Удовлетворенность трудом сотрудников социономических профессий / Г. А. Фофанова, А. С. Мамедова // София. – 2018. – № 2. – С. 13-19.
13. Чичерина, А. В. Эмоциональное выгорание медицинских работников / А. В. Чичерина // Научный альманах. – 2016. – № 9. – С. 341–345.
14. Шнайдер, М. И. Основные направления исследования эмоционального интеллекта / М. И. Шнайдер // Гуманизация образования. – 2016. – № 2. – С. 58–64.
15. Bailey C., Murphy R., Porock D. Professional Tears: Developing Emotional Intelligence Around Death And Dying in Emergency Work // Journal of Clinical Nursing. 2011. Vol. 20. № 23—24. P. 3364—3372.
16. Codier E., Freitas B., Muneno L. Developing Emotional Intelligence Ability in Oncology Nurses: A Clinical Rounds Approach // Oncology Nursing Forum. 2013. Vol. 40. № 1. P. 22—29.
17. Danvila Del Valle I., Sastre Sactillo M.A., Marroquin Tovar E. The Importance of Professional Competence in the Development of Emotional Intelligence // Revista Internacional De Organizaciones. 2013. Vol. 10. P. 157—179.
18. Doring-Seipel E., Sanne C. Emotional intelligence // Gruppendinamik-zeitschrift fur angewandte sozialpsychologie. 2014. Vol. 30. № 1. P. 37—50.
19. Gopinath R., Ganesan V. Stress management by development of emotional intelligence: A study with reference to CMTS, BSNL, Tamil Nadu circle // Research Journal of Business Management. 2014. Vol. 8. № 3. P. 254—261.
20. Investigation of factors that influence the development of emotional intelligence in nurses / D.E. Papageorgiou [et al.] // Nosileftiki. 2011. Vol. 50. № 2. P. 185—193.
21. Leading nurses: emotional intelligence and leadership development effectiveness / K.A. Crowne [et al.] // Leadership in Health Services. 2017. Vol. 30. № 3. P. 217—232.
22. Oliver T. The Importance of Subordinate Emotional Intelligence Development in the Workplace // International Trade Journal. 2020. Vol. 34. № 1. P. 162—172.
23. The Development of Emotional Intelligence, Self-Efficacy, and Locus in Master Business Administration Students / C.L. Thompson // Human Resource Development Quarterly. 2020. Vol. 31. № 1. P. 113—131
24. Twenty-first-century professional development for educators: a coaching approach grounded in emotional intelligence / J. Patti [et al.] // Coaching. 2015. Vol. 8. № 2. P. 96—119.
25. Vesely A.K., Saklofske D.H., Nordstokke D.W. EI Training and Pre-Service Teaher Wellbeig // Personality and Individual Differences. 2014. Vol. 65. P. 81—85.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов по методике Н. Холла на эмоциональный интеллект (EQ).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов по методике «Диагностика уровня эмпатии» В. В. Бойко.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты