Порядок организации исполнения наказания в виде общественных работ
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Порядок организации исполнения наказания в виде общественных работ»
по дисциплине: «Уголовно-исполнительное право»
2021
45.00 BYN
Порядок организации исполнения наказания в виде общественных работ
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Уголовно-исполнительное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ
ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ С УЧЕТОМ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Каждое государство на каждом уровне исторического становления и развития реализует единую политику, в которой отражаются основные моральные устои общества, уровень правового сознания, а также влияние международных актов в области прав человека. В частности, одним из направлений политика государства является порядок обращения с осужденными.
Так, в соответствии с нормами статьи 26 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право не быть обвиненным в преступлении, до момента, пока его вина полностью не будет доказана в соответствии с законом, в данном случае речь идет о вступившем в силу приговоре суда, более того, конституционными нормами обеспечено право не доказывать свою невиновность [1].
На рост преступности государства склонны реагировать ужесточением уголовной политики. В результате увеличивается количество осужденных, растет рецидив, разрываются социально полезные связи. Поэтому уже в конце XX века в практику стали внедряться социально ориентированные виды наказаний. Одним из перспективных направлений либерализации и расширения социальных основ уголовной политики стало повышение сферы применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.
В связи с вышеизложенным, бесспорно, что наказания, не связанные с ограничением свободы, являются гуманной альтернативой и особо актуальной темой в сфере уголовно-исполнительного законодательства. Распространенность их назначения и применения объясняется, тем, что они, прежде всего, согласно иерархии, установленной Уголовным кодексом Республики Беларусь, являются более мягкими. Данный тезис подтверждается анализом порядка и условий их отбывания. Однако стоит отметить, что их применение возможно не всегда. О применении такого вида наказания еще задолго до принятия ныне действующего Уголовного кодекса Республики Беларусь, говорит тот факт, что некоторые уголовные наказания, которые более или менее схожи с современными трактовками наказаний, не связанных с ограничением и лишением свободы, применялись еще в советское время. Данное положение касается лишь общественных и исправительных работ [2, c. 34].
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ
В научном исследовании и практической разработке института наказания в виде общественных работ невозможно обойтись без изучения и анализа истории развития уголовного законодательства. Практически всегда существовали наказания, связанные с трудовыми повинностями, наказания, соединенные с обязательным трудом. Наказаниями, включавшими в себя как главный элемент обязательный труд особого характера, были каторжные работы, заключение в работных домах.
С образованием в январе 1919 г. Советской Социалистической Республики Белоруссии (ССРБ) возникла необходимость создания многих институтов, присущих самостоятельному государству, в том числе исправительно-трудовых учреждений, хотя еще на протяжении нескольких лет деятельность исправительно-трудовых учреждений на территории белорусских земель регулировалась в основном нормативными актами, издаваемыми в РСФСР.
С ноября 1921 г. к заключенным стали применяться принудительные работы без содержания под стражей. Для их организации было создано бюро принудительных работ. Принудительные работы назначались на срок от 12 дней до 1 года. Организацией исполнения этого вида наказания занимались органы Наркомата труда ССРБ. Труд осужденных, отбывающих принудительные работы, не оплачивался [4, с. 16].
Дальнейшее развитие исправительно-трудового законодательства связано с принятием в 1922 г. Уголовного кодекса РСФСР. Постановлением сессии ЦИК БССР от 24 июня 1922 г. действие УК РСФСР было распространено на всю территорию Белоруссии 1 июля 1922 г. Уголовный кодекс РСФСР предусматривал лишение свободы со строгой изоляцией или без строгой изоляции и принудительные работы без содержания под стражей. Кодексом был установлен институт условно-досрочного освобождения для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и принудительные работы.
ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ
В ВИДЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ
Вследствие различных предпосылок и причин, аргументированных историческим аспектом формирования наказания в виде общественных работ, расширилась практика назначения данного вида наказания в качестве дополнительных наказаний. Со временем, практическое применение альтернативных видов наказания, в противовес лишению свободы, вызвало необходимость в правовом закреплении, что стало причиной их включения в уголовное законодательство, которое все чаще используется при выборе альтернативной меры наказания в настоящее время.
В уголовном праве зарубежных стран, по принципу формирования альтернативных мер наказания, применялись не только наказания в виде лишения свободы, смертной казни, штрафов, но также и общественные работы, как в качестве основного наказания, так и как дополнительные меры.
Преступление и наказание – два понятия, баланс между которыми человечество не находит до сих пор. Сегодня ст. 47 УК Республики Беларусь определяет наказание как принудительную меру уголовно-правового воздействия, применяемую приговором суда к лицу, осужденному за преступление. Таким образом, в правовой системе наказание – это ответная реакция государства в отношении нарушителей закона и их преступной деятельности [7].
На протяжении тысячелетий государственная власть использовала страх перед неотвратимой ответственностью за нарушение установленных правил и норм поведения, как инструмент для поддержания порядка в обществе. Однако с точки зрения простого человека применение уголовного преследования связано с сильным потрясением, тревогой, смятением и чувством стыда. Кроме того, невозможность социальной адаптации после отбытия наказания может подвигнуть человека на совершение нового преступления. Находясь в длительной изоляции от общества, он теряет навыки привычной, обыденной жизни, а зачастую и семейные связи [9, с. 21].
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ С УЧЕТОМ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Развитие и совершенствование отечественного института исполнения общественных работ невозможно без изучения зарубежного опыта, тем более что уголовные наказания, связанные с выполнением общественно полезных работ, нашли широкое применение в зарубежных странах.
Аналоги общественных работ, помимо практически всех бывших союзных республик (Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Украина), присутствуют и в странах дальнего зарубежья (Англия, Дания, Израиль, Испания, Нидерланды, Норвегия, США, Франция, Швейцария и др.).
Несмотря на популярность исследуемого вида наказания, в зарубежном законодательстве называется он по-разному, при этом, как верно отмечено А. С. Колосовым, «практически во всех странах название рассматриваемой меры дословно переводится как общественные (общественно полезные) работы» [3, с. 180].
Действительно, например, в Азербайджане, Армении, Дании, Голландии, Норвегии, Украине аналоги общественных работ именуются «общественные работы», в Грузии – «общественно полезный труд», в Израиле – «общественно полезные работы», в Казахстане и Киргизии – «привлечение к общественным работам», во Франции – «работы в общественных интересах», в Испании – «работа в пользу общества».
Помимо указания на общественный (общественно полезный) характер работ, в ряде стран в названии рассматриваемого уголовного наказания указывается на их бесплатность: в Англии – «предоставление бесплатных услуг обществу», в Молдове – «неоплачиваемый труд в пользу общества», в Аргентине – «неоплачиваемая работа в пользу государства или общественно полезных организаций» [16, с. 77].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успешное применение наказания в виде общественных работ будет завесить от того, насколько индивидуально оно будет назначаться. При правовом регулировании института исполнения наказания, следует основываться правовом принципе законности и равенства органов назначения наказания, особенно того: чем определен их выбор того или иного наказания, взят ли во внимание международный опыт коллег, на сколько на практике будет учтен личный отечественный исторический опыт?!
Возникающие вопросы также свидетельствует также о том, что слепое механическое заимствование зарубежного опыта, попытки его внедрения без учета национальной специфики не всегда являются эффективными и иногда приводит к откату на дореформенные позиции, поэтому, следует актуализировать законодательные нормы права под современное динамическое развитие общества.
Законодатель имеет возможность применять различные уровни наказания, что способствует эффективности реализации целей уголовной ответственности. Предусмотренная действующим УК Республики Беларусь система наказания дает возможность выбрать наказание и его размер с учетом характера и общественной опасности совершенного преступления, личности обвиняемого и других обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность.
В настоящее время все более актуальной становится задача ограничения применения наказаний, связанных с лишением свободы. Содержать большое количество граждан в исправительных учреждениях экономически невыгодно для государственного бюджета.
Лица, у которых есть постоянное место работы либо обучающиеся по очной форме обучения, вправе отбывать общественные работы по четыре часа в день. Осужденные, у которых нет постоянной работы, имеют право отбывать наказание от четырех до восьми часов в день. В этом случае от них требуется письменное согласие. Несовершеннолетние осужденные отбывают общественные работы не более трех часов в день. При наличии основного места работы либо учебы не более двух часов в день.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
2. Михлин, А.С. Уголовно-исполнительное право : учебник для вузов / А.С. Михлин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М : Высшее образование, 2018. – 422с.
3. Орлов, В.Н. Наказание в виде ограничения свободы в современном зарубежном уголовном законодательстве / В.Н. Орлов. – Ставрополь, 2019. – 220с.
4. Ахраменка, Н.Ф. Уголовно-исполнительное право Республики Беларусь: учебное пособие. – Мн.: Академия МВД, 2017. – 180 с.
5. Казак, С.В. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества: учебник / С.В. Казак; учреждение образования «Акад. М-ва внутр. Дел Респ. Белаусь». – Минск: Академия МВД, 2020. – 280 с.
6. О природе исполнения наказаний и иных мер уголовной ответственности территориальными органами внутренних дел [Электронный ресурс]: постановление МВД Респ. Беларусь, 15 янв. 2014 г., № 13 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
7. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс], 9 июля 1999 г., № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 11.11.2019 г. // Бизнес-Инфо аналитическая правовая система / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2021.
8. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс], 11 янв. 2000 г., № 365-З : принят Палатой представителей 14 дек. 1999 г. : одобрен Советом Республики 22 дек. 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2020 г. // Бизнес-Инфо аналитическая правовая система / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2021.
9. Хомич, В.М. Общественные работы должны применяться рационально / В.М. Хомич, С. Акулова // Законность и правопорядок. – 2017. – № 2. – С.21-24.
10. Шарков, А.В. Уголовно-исполнительное право: учебник / А.В. Шарков. – Мн.: Тесей, 2012. – 381 с.
11. Селиверстова, В.И. Уголовно-исполнительное право: учебник для юридических вузов / Селиверстова В.И. – Изд. 5-е, испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2016. – 392 с.
12. Коробеев, А. И. Полный курс уголовного права / А. И. Коробеев. – СПб. : Юрид. центр Пресс, 2018. – 1133 с.
13. Кадушкин, С.А. Правовые основы применения уголовных наказаний и иных мер уголовной ответственности, не связанных с лишением свободы в Республике Беларусь / С.А. Кадушкин // Проблемы борьбы с преступностью. – Брянск, 2016. – Ч.2. – С.107-111.
14. Шевцов, Ю.Л. Уголовно-исполнительное право Республики Беларусь: ответы на экзаменационные вопросы / Шевцов Ю.Л. – Мн.: Тетралит, 2016. – 272 с.
15. Ветров, Н.И. Уголовное право. Общая часть / Н.И. Ветров. - М.: Юнити-Дана, 2017. – 415 с.
16. Куприенко, И.М. Наказание в виде общественных работ в контексте законодательства стран-участниц Содружества Независимых Государств / И.М. Куприенко // Вестн. Акад. МВД Респ. Беларусь. – 2014. – № 2. – С. 77 – 82.
17. Колосов, А. С. Зарубежный опыт применения наказания в виде обязательных (общественных) работ / А.С. Колосов // Вестник Владимирского юридического института. – 2017. – № 4(5). – С. 180–183.
18. Пушкарева, И. А. К вопросу о наказаниях, не связанных с лишением свободы, в Англии и США / И.А. Пушкарева // Вестник Кузбасского института. – 2015. – № 1(22). – С. 39–44.
19. Питкевич, Л. П. Обязательные работы в Российской Федерации и зарубежных странах / Л.П. Питкевич // Бизнес в законе. – 2016. – № 4. – С. 38–49.
20. Елизаров, А. Б., Князев, А. В. Исполнение отдельных видов наказаний в Великобритании и Финляндии / А.Б. Елизаров, А.В. Князев // Вестник Владимирского юридического института. – 2017. – № 4 (5). – С. 175–180.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты