Психологическая помощь детям 6-7 лет с трудностями школьной адаптации
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологическая помощь детям 6-7 лет с трудностями школьной адаптации»
по дисциплине: «Кризисная психология»
2021
45.00 BYN
Психологическая помощь детям 6-7 лет с трудностями школьной адаптации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Кризисная психология
Организация: Средняя общеобразовательная школа №54, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты методики изучения внутренней позиции школьника.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводная таблица результатов исследования эмоционального фона у первоклассников по методике «Восьмицветовой тест» Люшера.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ 6-7 ЛЕТ С ТРУДНОСТЯМИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
1.1 Сущность и структура психологической помощи учащихся в процессе школьной адаптации
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ 6-7 ЛЕТ С ТРУДНОСТЯМИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
2.1 Диагностика трудностей школьной адаптации детей 6-7 лет
2.2 Разработка направлений и рекомендаций психологической помощи детям 6-7 лет с трудностями школьной адаптации
ВВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Период поступления ребенка в школу, а именно возраст 6-7 лет – это самый важный период жизни человека, не подготовка к будущей жизни. Не все дети сразу и без проблем принимают новую обстановку и незнакомых людей. Большинство из них реагируют на институт образования школы возникновением стресса и чувства тревоги. Хорошо известно, что степень адаптации ребенка младшего школьного возраста к школе определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое появление нового помещения, новых людей, новых правил жизни является как эмоциональным, так и информационным стрессом для каждого ребенка.
Проблема адаптации ребенка к школьной жизни рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы практически не зависит от уровня благосостояния семьи и занятости родителей, у каждого из которых есть свой опыт и личное мнение о достоинствах и недостатках учебных заведений. Проблема трудностей в процессе школьной адаптации уже давно привлекает внимание педагогов, психологов, врачей. Эта проблема не теряет своей актуальности, несмотря на то, что проводятся современные исследования и составляются рекомендации по подготовке ребенка к поступлению в образовательное учреждение. Тем не менее, эти документы носят фрагментарный характер.
В последние годы вопросы школьной адаптации все активнее рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумариной, А.В. Мудрика и др. В исследованиях выделены степени адаптации ребенка (Н.В. Кирюхина); выявлены факторы, влияющие на характер и продолжительность адаптационного периода (К.Л. Печора); разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке детей 6-7 лет к школе (Г.А. Балл).
Проблема школьной адаптации ребенка в возрасте 6-7 лет возникла с самого начала образовательного процесса и сейчас остается актуальной в нашем современном мире. Практически каждая семья сталкивается с этой проблемой, когда приходит время отдавать ребенка в школу. Адаптация к условиям школьного обучения зачастую проходит очень болезненно. Задача учителя - организовать период школьной адаптации так, чтобы в меньшей степени травмировать ребенка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ 6-7 ЛЕТ С ТРУДНОСТЯМИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
1.1. Сущность и структура психологической помощи учащихся в процессе школьной адаптации
Адаптация (от лат. аdaptatio – приспособляю) это приспособление организма к условиям существования. Если рассматривать социально-психологическую адаптацию, то она представляет собой приспособление личности к социальной среде. Целью адаптации является устранение либо ослабление вредоносногодействия факторов социальной среды [5, с. 214].
В концепции же А.В. Петровского адаптация рассматривается, как момент становления личности, в ходе которого происходит усвоение таких действующих норм как нравственные, учебные и многие другие. Успешное прохождение этого периода позволяет человеку осуществлять индивидуализацию в группе принадлежности и быть в ней интегрированным, обеспечивая ее развитие и тем самым свое развитие в ней как личности [19, с. 314].
В процессе школьного обучения учащиеся проходят адаптацию к учебной деятельности. Особое напряжение организма наблюдается у первоклассников и у пятиклассников. У последних оно к тому же осложнено прохождением пубертатного периода, когда новые социально обусловленные требования вызывают неспецифическую стрессовую реакцию организма ребенка.
Наиболее важными с точки зрения возможности адаптации являются те особенности психических процессов и функций, которые обеспечивают ребенку возможность овладения школьными навыками. К ним относят: уровень развития произвольности, моторики, зрительно-моторной координации, внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти; сформированность пространственно-временных представлений, мыслительных операций и речевой функции.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ 6-7 ЛЕТ С ТРУДНОСТЯМИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
2.1. Диагностика трудностей школьной адаптации детей 6-7 лет
Цель исследования: изучение уровня адаптации первоклассников и разработка соответствующих педагогических условий для успешной адаптации ребенка.
Объект исследования: адаптация к школе.
Предмет исследования: особенности адаптации к школе ребенка.
Задачи исследования:
1) выявить уровень адаптации первоклассников к обучению в школе;
2) подобрать специальные методики для исследования адаптации к школе у первоклассников;
3) разработка педагогических условий для успешной адаптации ребёнка к школе.
Эмпирическая база исследования: ГУО «Средняя общеобразовательная школа №54 г. Минска».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков), учащиеся 1-х классов. Возраст испытуемых 6-7 лет.
Методы исследования:
– метод тестирования;
– методы количественной обработки данных.
Для исследования адаптации первоклассников в работе мы использовали следующие методики:
1. Определение сформированности «внутренней позиции школьника» для учащихся 1-2 классов Т.А. Нежновой [12]. Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу. Опросник состоит из 7 вопросов, которые проходят в форме беседы. К каждому вопросу существует ряд подвопросов, на которые необходимо ответить. Интерпретация результатов происходила следующим образом:
1-й вопрос. Если на дополнительный вопрос: «Что нравится больше всего?» - ребенок отвечает «учиться, писать и т.д.», то ставится 1 балл. Если же ребенок говорит, все, что не связано с учебной деятельностью, например «играть, бегать и т.д.», то за такой ответ ставится 0 баллов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная курсовая работа направлена на исследование психологической помощи детям 6-7 лет с трудностями школьной адаптации.
В результате теоретического анализа литературы по теме исследования, пришли к выводу о том, что адаптация это момент становления личности, в ходе которого происходит усвоение таких действующих норм как нравственные, учебные и многие другие. Успешное прохождение этого периода позволяет человеку осуществлять индивидуализацию в группе принадлежности и быть в ней интегрированным, обеспечивая ее развитие и тем самым свое развитие в ней как личности. Целью психолого-педагогической деятельности в этот период является создание социально-психологических и педагогических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной системе отношений. В каждой школе работа психолога в этом направлении может быть организована по-разному. В школах деятельность психолога и педагогов разворачивается по ряду направлений.
В старшем дошкольном возрасте отмечается появление добровольности как формы волевого поведения; самостоятельности; инициативы; творчества; свободы поведения; ответственности, а также самосознания. Начало школьного обучения знаменует собой переход от игровой деятельности к учебной, как ведущей деятельности дошкольного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Психическими новообразованиями младшего школьника являются: произвольность психических процессов, сознание и рефлексия. Эти новообразования приводят к формированию внутренней позиции – в результате волевого поведения. К 6-7 годам у ребенка должна сформироваться готовность к обучению – желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления внутренних противоречий, задающих мотивацию учебной деятельности.
В результате проведенного эмпирического исследования составили характеристику внутренней позиции школьника первоклассников. Так, дети уже довольно хорошо осведомлены о школе, у большинства из них активно формируется положительный и притягательный образ школы и школьника. Большое количество детей ассоциируют школу со школьными атрибутами, но эти предметы выступают скорее как игровые аксессуары.
1. Арбузова, Е.С. Адаптация первоклассника к школе как психолого-педагогическая проблема / Е.С. Арбузова // Вопросы гуманитарных наук. – 2008. – № 2 (35). – С. 265–267.
2. Безруких М.М. Трудности адаптации первоклассников к школе / М.М. Безруких // Управление начальной школой. – 2011. – № 8. – С. 24-31.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – Воронеж: Модэк, 2003. – 464 с.
4. Данченкова С.Н. Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших школьников / С.Н. Данченкова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 105–108.
5. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2009. – 464 с.
6. Ермакова И. Адаптация первоклассников к школе / И. Ермакова // Народное образование. – 2008. – № 5. – С. 157-165.
7. Ильин Е.П. Психология для педагогов / Е.П. ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 640 с.
8. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология / Е.Н. Каменская. – М.: Феникс, 2008. – 206 с.
9. Коломинский Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский. – Минск, 2009. – 338 с.
10. Крыжановская Н.В. Исследование учебной мотивации у младших школьников / Н.В. Крыжановская // Концепт. – 2016. – Т. 7. – С. 121–125.
11. Крыжановская Н.В. Формирование мотивации к учебной деятельности как способ школьной адаптации среди младших школьников / Н.В. Крыжановская // Концепт. – 2016. – Т. 7. – С. 11-15.
12. Кузьмина А.А. Комплексная оценка течения адаптации первоклассников к школе на современном этапе / А.А. Кузьмина. – 2006. – 114 с.
13. Кулагина И.О. Условия развития учебной мотивации в начальных классах / И.О. Кулагина // Психология обучения. – 2011. – № 2. – С. 113–123.
14. Литвиненко Н.В. Адаптация школьников в критические период развития как предмет психолого-педагогического исследования / Н.В. Литвиненко // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2006. – № 2. – С. 54 – 58.
15. Литвиненко Н. В. Факторы социально-психологической адаптации школьников в период кризиса 7 лет / Н.В. Литвиненко // Известия ВГПУ. – 2007. – № 1. – С. 35-39.
16. Масленникова У.Н. Развитие личности у детей дошкольного возраста // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, октябрь 2011 г.). Новосибирск, 2012. – С. 123-126.
17. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 608 с.
18. Редлих, С.М. Проблема успешности процесса адаптации учащегося в образовательном пространстве школы / С.М. Редлих // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 10. – С. 117–119.
19. Рослякова Н.И. Возрастные предпосылки развития рефлексии у старшего дошкольника / Н.И. Рослякова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. – № 66. – С. 314–315.
20. Сабодах Р.В. Пробелма адаптации детей к обучению в школе / Р.В. Сабодах // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 2. – С. 66-68.
21. Турабаева М.Н. Учебная мотивация младших школьников / М.Н. Турабаева // NovaInfo. – 2017. – № 58-2. – С. 1-5.
22. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск, 2006. – 192 с.
23. Шкуричева Н.А. Методическая работа по формирования позитивных межличностных отношений первоклассников / Н.А. Шкуричева // Начальная школа. – 2010. – № 7. – С. 12-15.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты методики изучения внутренней позиции школьника.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводная таблица результатов исследования эмоционального фона у первоклассников по методике «Восьмицветовой тест» Люшера.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты