Административно-правовые основы управления сельским хозяйством
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Административно-правовые основы управления сельским хозяйством»
по дисциплине: «Государственное управление и право»
2021
45.00 BYN
Административно-правовые основы управления сельским хозяйством
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Государственное управление и право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
1. Общая социально-правовая характеристика системы АПК
1.1 Понятие, цели и задачи государственного регулирования АПК
1.2 Принципы и методы, формы государственного регулирования СХП
2. Специфика государственного управления в сфере СХ
2.1 Правой статус органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в СХ
2.2 Особенности осуществления контрольно-надзорной деятельности в области СХ
2.3 Административная ответственность за нарушения законодательства, регулирующего правоотношения в сфере СХ
3. Анализ зарубежного опыта государственного управления СХ
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Реформа аграрного сектора, проводимая Республикой Беларусь с начала 1990-х годов, изначально была направлена на поддержание крупномасштабного товарного сельскохозяйственного производства как основы национальной продовольственной безопасности, а затем на достижение устойчивого и эффективного развития, а не только за счет реинжиниринга. самого производства в технологиях, технологиях и инновациях, оборудовании, а также за счет совершенствования организационной и экономической системы агропромышленного комплекса.
На первоначальном этапе земельной реформы основной задачей было изменение организационно-правовых форм ведения сельского хозяйства в сельской местности и создание необходимых условий для развития аграрного предпринимательства. На смену колхозно-совхозной системе пришли новые формы хозяйствования и частной собственности.
В настоящее время юридические лица в сфере агропромышленного производства могут иметь правовой статус коммерческих или некоммерческих организаций, основанных на государственной и частной собственности, а также создаваться в различных организационно-правовых формах.
Организация и правовые основы их возникновения и действия в определенной степени полностью определяются нормами гражданского законодательства, а их особенности отражаются в нормах земельного права.
Вместе с тем, на определенном этапе развития агропромышленного производства возникает объективная необходимость перевода организации и экономического взаимодействия всех коммерческих субъектов агропромышленного комплекса на новый уровень, что находит отражение в идея создания так называемой кооперативной интеграционной структуры.
Аграрное право – сложная и всеобъемлющая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности и агропромышленного производства.
Актуальность выбранной темы обусловлена субъективной предпосылкой формирования земельного права, которым является аграрная политика страны. Эта предпосылка отражена в плановом документе, определяющем долгосрочные перспективы развития сельского хозяйства и агропромышленных комплексов.
Основная часть – это разнообразный характер и содержание общественных отношений, складывающихся в процессе сельскохозяйственной деятельности и агропромышленного производства, которые называются земельными отношениями. Их можно определить как сложную совокупность социальных отношений, связанных с сельскохозяйственной деятельностью, переработкой сельскохозяйственной продукции и услугами сельскохозяйственного производства.
1. Общая социально-правовая характеристика системы АПК
1.1 Понятие, цели и задачи государственного регулирования АПК
Систему аграрного права можно определить как научную систематизацию норм и систем аграрного права в соответствии с их ролью в регулировании земельных отношений.
Структурными элементами системы аграрного права являются нормы земельного права и система земельного права. Систематизация земельного права позволяет расположить эти элементы в определенном структурном порядке, который определяется объективными критериями – степень развития тех или иных земельных отношений регулируется различными органами земельного права.
Аграрно-правовой институт представляет собой взаимосвязанную группу правовых норм, которые регулируют отдельные виды аграрных отношений, составляющих предмет аграрного права. Разделение аграрного права на институты осуществляется на основе норм аграрного и иного законодательства, которые находятся в различном соотношении. Дифференциация аграрных отношений, связанная с объективным процессом развития и совершенствования АПК, вызывает усложнение системы аграрного права за счет появления новых институтов.
Систематизация аграрного права является проблемным вопросом, поскольку процесс становления земельного права как самостоятельной отрасли еще не завершен. Некоторые системы аграрного права находятся в процессе формирования. Из-за недостаточной разработки земельного законодательства их содержание еще не доработано.
С учетом всего массива аграрно-правовых норм в аграрном праве можно выделить общую и особенную часть.
Общая часть включает институты, которые регулируют:
- отношения собственности на средства производства и землю в сельском хозяйстве и АПК как базовые имущественные отношения. Отношения собственности в аграрном секторе экономики определяют особенности всех других имущественных отношений, регулируемых аграрным правом;
- правовое положение субъектов сельскохозяйственной деятельности, в том числе сельскохозяйственных коммерческих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, потребительских кооперативов в сельском хозяйстве, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Отдельные аграрно-правовые институты закрепляют особенности организационно-правового статуса субъектов этой деятельности;
- формы, методы и содержание государственного регулирования сельского хозяйства и АПК. Соответствующий институт аграрного права определяет структуру и компетенцию государственных органов, которые обеспечивают регулирование сельского хозяйства и АПК, содержание их деятельности, включая проведение аграрной реформы;
- социальные отношения на селе, включая социальное развитие сельского хозяйства и регулирование социальных прав сельских жителей.
2. Специфика государственного управления в сфере СХ
2.1 Правой статус органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в СХ.
Аграрная политика государства как субъективная основа формирования аграрного права является составной частью социально-экономической политики Республики Беларусь. В настоящее время ее основное содержание заключается в проведении аграрной реформы, направленной на дальнейшее развитие и совершенствование аграрного сектора экономики. Цели, задачи и основные направления аграрной реформы получили правовое закрепление в актах аграрного законодательства, в том числе специальных законодательных актах, закрепляющих программные направления преобразования аграрных отношений.
С начала 90-х годов в Республике Беларусь государственная аграрная политика направлена на создание благоприятных условий для динамичного рыночного развития агропромышленного производства. Аграрные преобразования имеют целью формирование и правовое закрепление рыночных социально-экономических структур в аграрном секторе экономики, функционирующих на основе различных форм собственности и хозяйствования, повышение эффективности агропромышленного производства и улучшение социально-культурных условий жизни сельского населения.
Аграрная реформа включает преобразования отношений собственности, земельных отношений в сельском хозяйстве и АПК, организационно-правовых форм участников аграрных отношений, взаимоотношений сельскохозяйственных производителей с государством и другими участниками экономических отношений, системы государственного управления в сельском хозяйстве.
Государственная аграрная политика строится на основе некоторых базовых принципов, реализация которых направлена на создание конкурентноспособного сельскохозяйственного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность государства. Среди этих принципов можно выделить целевой программный характер государственной аграрной политики, адресность государственной поддержки, устойчивость механизмов государственного регулирования, гарантированность мер государственной поддержки, вспомогательный характер государственной поддержки и усиление самофинансирования, соблюдение международных обязательств Республики Беларусь.
3. Анализ зарубежного опыта государственного управления СХ
Внедрение зарубежного опыта регулирования сельскохозяйственных предприятий необходимо для стабилизации отрасли сельскохозяйственного производства, позволяет внедрять современные технологии, защищать товаропроизводителя на внутреннем рынке, стимулировать экспорт сельскохозяйственной продукции, обеспечивать развитие производственной инфраструктуры и др. Сравнительный анализ тенденций в государственной аграрной политике стран мира позволит использовать их опыт в целях адаптации государственной поддержки сельского хозяйства Республики Беларусь к международным требованиям и стандартам. Оценка уровня поддержки отрасли выявила существенные межстрановые различия.
Сельское хозяйство в США имело ключевую роль еще с момента основания страны. Для мигрантов, которые переселялись на новую землю, в основном из Европы, фермерство являлось, прежде всего, гарантией успешного развития, ведь продукты питания были товаром гарантированной продажи, а земля в собственности закрепляла будущие перспективы. Но со временем это преимущество превратилось в недостаток – проблему перепроизводства. Время от времени фермерский бизнес также страдал от неурожая, что существенно било по карману фермеров. Для того, чтобы поддержать отрасль, которая способствовала появлению рабочих мест, давала без преувеличения стратегическую по своим размерам прибыль в бюджет, подталкивала развитие транспортной системы, американское правительство вводило различные виды помощи. Главным образом, они сводились к прямому субсидированию фермеров. Впрочем, из-за тенденции монополизации агробизнеса и развития технологий, сельскохозяйственная отрасль с годами стала иметь меньше лобби в Конгрессе США, поскольку уже не опиралась на большое количество семейных фермерских хозяйств. Так, по статистике, в 1940 году в США существовало более 6 миллионов ферм со средней площадью 67 гектаров. В конце 1990-х их насчитывалось лишь около 2,2 млн с площадью, в среднем, 190 гектаров. В первой декаде 2000-х эта тенденция сохранилась.
Чтобы ввести такой инструмент, американский Конгресс более трех лет искал компромиссы и впоследствии принял Закон о сельском хозяйстве – 2014 года.
Сельское хозяйство Германии фактически полностью представлено фермерскими семейными хозяйствами. Государство поддерживает аграрным сектор, но не дотационным или прямым выделением средств. Дело в том, что государственная помощь запрещена в ЕС согласно п.1 ст.107 договора о функционировании Европейского Союза, так как препятствует свободной конкуренции на внутреннем рынке. Однако существуют некоторые исключения из этого принципиального запрета. В частности, возможна государственная помощь социального характера отдельным потребителям, гуманитарная помощь и гранты хозяйствам, которые понесли убытки после восстановления Германии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Много лет назад Беларусь взяла курс на развитие сельского хозяйства. Время показало, что этот выбор абсолютно правильный: мы не только обеспечиваем себя достаточным количеством продуктов питания, но и зарабатываем на экспорте более 4 миллиардов долларов США каждый год. Сельскохозяйственное производство составляет 7,5% ВВП Беларуси. На агропромышленный комплекс приходится 18% экспортной структуры страны. Занятость в сельскохозяйственном секторе составляет около 9% от общей занятости в экономике страны. Агропромышленный комплекс объединил 9 отраслей народного хозяйства.
Сфера аграрных отношений охватывает все отрасли АПК. Единство этих отношений определяется тем, что материальной основой их возникновения и функционирования является единый процесс агропромышленного производства, который включает сельскохозяйственную деятельность юридических и физических лиц по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции и смежные виды деятельности, охватывающие также производство продовольствия, обслуживание сельскохозяйственных производителей и другие.
Особенности предмета этой отрасли определяют характер и специфику аграрного права как самостоятельной отрасли. Эту специфику можно выразить в следующем:
Во-первых, аграрное право следует рассматривать как специализированную отрасль, которая закрепляет организационно-правовой механизм деятельности АПК как сложной хозяйственной системы. Становление аграрного права связано с объективным процессом формирования агропромышленного комплекса, который включает в себя сельское хозяйство и смежные виды деятельности.
По мере развития АПК содержание аграрного права как специализированной отрасли усложняется, поэтому постепенно складывается более широкое толкование предмета аграрного права, который охватывает сельскохозяйственную деятельность любых юридических и физических лиц, производство продовольствия, обслуживание сельскохозяйственной деятельности.
Во-вторых, аграрное право относится к комплексным отраслям права. Это связано с многообразием видов общественных аграрных отношений, входящих в предмет этой отрасли, которые не могут быть урегулированы нормами какой-то одной отрасли. Основу этой отрасли составляют специализированные аграрно-правовые нормы, отражающие специфику агропромышленного производства, которые дополняются нормами других отраслей в зависимости от конкретного вида аграрных отношений.
1. Аграрное право Республики Беларусь: Курс лекций: Общая часть. /Н.В. Сторожев, И.П. Кузьмич. – Мн.: БГУ, 2003. – 206 с.
2. Аграрное право: Учеб пособие /отв. ред. С.А. Боголюбов, Е.Л. Минина. – М.: НОРМА, Изд. дом «Инфра-М», 2000 – 461 с.
3. Аграрное право: Учеб. для юридических вузов /Под ред. Г.Е. Быстрова, М.И. Козыря (2-е изд., испр. и доп.) – М.: Юристъ, 2000. – 531 с.
4. Аграрная отрасль: социально-экономические и правовые проблемы становления и перспективы развития: Материалы Междунар. науч.-практ.конф., Гомель, 20-21 мая 2004 г. /Под ред. П.И. Бригадина, С.П. Кацубо. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2004. – 313 с.
5. Бычков, Н.А. Аграрное кооперирование / Н.А. Бычков. – Минск: Бел-НИИ АЭ, 2000. – 252 с.
6. Веденин Н.Н. Аграрное право: вопросы и ответы. 3-е изд., испр. И доп. – М.: ООО «Юриспруденция», 2005. – 159 с.
7. Гайдуков, А. Предпосылки формирования кооперативно-интегрированных структур в аграрном секторе / А. Гайдуков // Аграрная экономика. – 2010. — № 12. – С. 20-24.
8. Гусаков, В.Г. Продовольственная кооперация: оценки и перспективы / В.Г. Гусаков // Агроэкономика. – 2007. — № 5. – С. 2-10.
9. Гусаков, В. Каким быть в Беларуси кооперативно-интеграционным объединениям в АПК / В. Гусаков // Аграрная экономика. – 2009. — № 10. – С. 2-9.
10. Запольский, М.И. Кооперация и интеграция в аграрном секторе экономики Беларуси / М.И. Запольский; под ред. В.Г. Гусакова. – Минск: Ин-т экономики НАН Беларуси, 2008. – 318 с.
11. Запольский, М.И. Эффективность кооперативно-интеграционных отношений в сфере агропромышленного производства. Теория, методология и практика / М.И. Запольский; под ред. В.Г. Гусакова. – Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2010. – 256 с.
12. Захарова Е.С. Аграрное право Республики Беларусь: учеб.-метод. Комплекс. – Минск: МГЭИ, 2005. – 29 с.
13. Кацубо, С.П. О некоторых правовых аспектах сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции / С.П. Кацубо // Сучаснi тенденцii розвитку нацiонального законодавства Украiни: Збiрник тез мiжнародноi науково-практичноi конференцii, присвяченоi 10-рiччю створення юридичного факультету НУБiП (19-20 травня 2011 р., м. Киiв, Украiна) Упор. к.ю.н., доцент О.М. Гончаренко. – К.: Видавничий центр НУБiП Украiни, 2011. – С. 322-325.
14. Кацубо, С.П. Интеграционные процессы в АПК Республики Беларусь: проблемы и перспективы / С.П. Кацубо // Сучаснi проблеми аграрного i природоресурсного права: мiжнар. наук.-практ. конф. (Кипв, 30-31 жовтня 2009 г.): зб. наук. пр. /за заг. ред. В.М. Єрмоленка та iн. – К. : IРIДIУМ, 2009. – С. 73-75.
15. Морковкин Д.Е. — Анализ зарубежного опыта государственной поддержки агропромышленного комплекса и возможности его использования в России в условиях импортозамещения // Сельское хозяйство. – 2018. – № 3. – С. 9 - 19.
16. Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь от 18 февраля 1991 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в редакции Закона от 19 июля 2005 г. /С.П. Кацубо [и др.]; науч. ред. И.С. Шахрай; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т государства и права. – Мн.: Бел. наука, 2006. – 327 с.
17. Шиманская А.С. Аграрное право: учеб.-метод. Пособие – Минск: БИП-С Плюс, 2005. – 484 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты