Стратегии выхода из конфликтной ситуации у мальчиков и девочек подросткового возраста
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Стратегии выхода из конфликтной ситуации у мальчиков и девочек подросткового возраста»
по дисциплине: «Педагогическая психология»
2021
45.00 BYN
Стратегии выхода из конфликтной ситуации у мальчиков и девочек подросткового возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогическая психология
Организация: Средняя школа № 145, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест «Самооценка конфликтности» С.А. Емельянова.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест описания поведения К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные баллы по методикам.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения стратегий выхода из конфликтной ситуации у мальчиков и девочек подросткового возраста
1.1. Стратегии поведения в конфликте
1.2. Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование стратегий выхода из конфликтной ситуации у мальчиков и девочек подросткового возраста
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования стратегий выхода из конфликтной ситуации у мальчиков и девочек подросткового возраста
Выводы по 2 главе
Заключение
Глоссарий
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В подростковой среде различные специалисты отмечают рост конфликтности и конфликтного поведения. Оно выступает способом утверждения своей позиции, как в отношениях со взрослыми, так и в отношениях со сверстниками. Ведь именно этот период жизни является самым сложным — наступает кризис подросткового возраста.
Подростковый возраст имеет большое значение в развитии и последующем становлении личности человека. Происходят изменения в отношениях, складывающиеся у подростков с взрослыми и сверстниками, меняется уровень развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Это очень значимый период, так как здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, складывается отношение к себе, к людям, к обществу. Именно в этот период меняется характер ребенка, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И всё это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, его духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический, конфликтный.
Подростки часто попадают в неформальные группы, переживают разрушение прежних стереотипов поведения, изменение ценностных ориентации, приводящих к конфликту. Установки, направленные на конфликт в обществе, становятся более разнообразными и влияют на особенности поведения подростков, которые сформированы семьей, социальным окружением. Социальная ситуация, в которой оказывается подросток, способствует проявлению деструктивных тенденций в поведении. Однако спектр их действий достаточно широк, а в ситуации конфликта он чрезвычайно сужается, что определяет логику особенностей конфликтного поведения подростков. Подростки, участвующие в конфликте, не всегда способности эффективно разрешать конфликтные ситуации. Потому важно изучение стратегий выхода из конфликтной ситуации у мальчиков и девочек подросткового возраста для разрешения данной проблемы.
Объект исследования: стратегии поведения в конфликте.
Предмет исследования: стратегии выхода из конфликтной ситуации у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Гипотеза исследования: существуют различия в стратегиях выхода из конфликтной ситуации у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Цель исследования: выявить стратегии выхода из конфликтной ситуации у мальчиков и девочек подросткового возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЙ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1. Стратегии поведения в конфликте
Слово «конфликт» происходит от лат. «сonflictus» и означает столкновение противоположных интересов, целей, разногласие, приводящее к борьбе [9, с. 175].
За рубежом проблемы конфликта, его функции, а также техники его сглаживания исследовали социологи и психологи: К. Левин, Л. Козер, Ф. Ломанн, Ч. Ликсон, К. Хрони, А. Хертель и другие. А. Смитт в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) впервые сформулировал конфликт как социальное явление. Он высказал мысль, что основой конфликта является разделение общества на классы и экономическое соперничество. Это деление помогает двигаться развитию общества, выполняет полезные функции [16, с. 12].
Когнитивные теории конфликта объясняли поведение индивида через его стремление к достижению баланса и удовлетворению потребности поиска причины объяснения поведения окружающих. Так, в теории структурного баланса Ф. Хайдера применяется модель триады, где одна личность может быть отнесена к двум объектам, в том числе и к другой личности. Согласно психологу, «элементы триады при взаимодействии друг с другом создают когнитивное поле. Отношения между элементами могут быть сбалансированными и несбалансированными» [6, с. 12].
В концепции общей теории конфликта К. Боулдинга конфликт рассматривается как природное явление, отражающее стремление индивида к борьбе с себе подобными. Согласно психологу, «конфликт развивается по общему образцу независимо от сферы проявления, он обладает единым набором компонентов, связанные с социальными условиями его развития. Для разрешения конфликта нужно понять его причины, проанализировать способы поведения в конфликте и нравственное развитие субъектов конфликта» [2, с. 12].
В современной зарубежной психологии исследование конфликтного поведение ведется в трех направлениях: теория кооперации и конкуренции (М. Дойч), теория переговоров (Р. Фишер, У. Юри, Б. Паттон), концепции организационных систем, разработанная Р. Блейком, Дж. Мутоном. В теории организации систем создана программа исследования стилей конфликтного поведения лиц в реальных условиях жизнедеятельности. Сочетание установок субъекта к сопернику и ориентация на достижение своих целей образуют тот или иной стиль поведения в конфликтной ситуации [27, с. 62].
Теория переговоров рассматривает поведение в конфликте с точки зрения возможно управления им. Ее авторы указывают на то, что «необходимо создание конструктивной атмосферы при их проведении, в которой используется технология решения конфликтов, реализуемая в трех стратегиях: концентрация на интересах, а не позициях; опора на использование объективных критериев (принципов); поиск оптимального варианта через предложение различных вариантов» [27, с. 63].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методы исследования
Цель исследования: выявить стратегии выхода из конфликтной ситуации у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Задачи эмпирического исследования:
1) исследовать уровень конфликтности личности у мальчиков и девочек подросткового возраста;
2) выявить различия в стратегии выхода из конфликтной ситуации у мальчиков и девочек подросткового возраста.
База и выборка исследования: ГУО «Средняя школа № 145 г. Минска». В исследовании приняли участие учащиеся 8-9 классов, 15 мальчиков и 15 девочек в возрасте 13-14 лет.
Гипотеза исследования: существуют различия в стратегиях выхода из конфликтной ситуации у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Методы исследования:
– теоретические (анализ литературы по проблеме исследования);
– эмпирические (тестирование);
– количественный и качественный анализ;
– методы математической статистики (критерий U-Манна-Уитни).
Методики исследования:
1. Тест «Самооценка конфликтности» С.А. Емельянова.
Назначение методики: определение уровня конфликтности личности.
С помощью теста можно выявить высокую, выраженную, слабую, невыраженную конфликтность, а также ее отсутствие.
Опросник включает 10 утверждений. Испытуемому предлагается оценить 10 противоположных свойств, проявляющихся в конфликтной ситуации по 7-балльной шкале.
Обработка результатов. Подсчитывается коэффициент конфликтности по формуле: сумма баллов / 70 *100%
Интерпретация результатов:
86-10 % – высокая конфликтность. Индивид сам ищет повод для споров и конфликтов.
76-85% – выраженная конфликтность. Индивид настойчиво отстаивает свое мнение, даже если это может испортить его отношения с окружающими.
56-75 % – слабая конфликтность. Индивид умеет сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости может отстаивать свои интересы.
31-55% – невыраженная конфликтность. Индивид тактичен, не любит конфликтов. Если ему приходится вступать в спор, всегда учитывает, как это может отразиться на взаимоотношениях с окружающими.
14-30% – отсутствует. Индивид склонен избегать конфликтных ситуаций, отказаться от своих интересов, но избежать столкновений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта, линия поведения в конфликте. Выбор стратегии поведения в конфликте осуществляется подростком с учетом своих интересов и интересов оппонента, обусловлен индивидуальными особенностями и социальными установками. Основными стратегиями поведения в конфликте являются: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Соперничество предполагает борьбу за свои интересы в ущерб интересам оппонента. Сотрудничество направлено на поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон. Компромисс предполагает частичное удовлетворение оппонентами своих интересов за счет частичных уступок. Избегание предполагает стремление уйти от конфликта. Приспособление предполагает готовность уступить, пренебрегая собственными интересами.
В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие самосознания, развивается когнитивная и эмоциональная сферы психики, реконструируются отношения с родителями и сверстниками, формируется Эго-идентичность, произвольная регуляция поведении, рефлексия и самооценка. Подростки, обладающие теми или иными психологическими особенностями, склонны выбирать определенные стратегии поведения в конфликте. Многие конфликтные действия в подростковом возрасте возникают как следствие возрастного кризиса, признаки которого часто проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного «Я», одиночества, потребности в самоутверждении. Конфликтное поведение является широким распространенным явлением в подростковом возрасте, так как оно выступает способом утверждения своей позиции, и в отношениях со взрослыми, и в отношениях со сверстниками. Подростки, которые стремятся решать конфликтные ситуации компромисса, склонны идти на сотрудничество. Для их поведения характерна уверенность в собственной способности находить приемлемые решения для обеих сторон, а также доверие к оппоненту – уверенность в том, что он беспокоится об их интересах.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что большая часть мальчиков подросткового возраста характеризуется выраженной конфликтностью личности – они отличаются настойчивостью, отстаивают свое мнение, даже если это может испортить его отношения с другими людьми. Для большей части девочек характерна слабая конфликтность личности – они отличаются умением сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости отстаивают свои интересы. Сравнительный анализ показал, что достоверные различия между группой мальчиков и группой девочек подросткового возраста по уровню конфликтности личности. Так, уровень конфликтности личности выше у мальчиков, чем у девочек подросткового возраста. У мальчиков подросткового возраста более выражена настойчивость, стремление отстаивать свое мнение, даже если это может испортить его отношения с другими людьми, инициатива в спорах и конфликтах, чем у девочек. В свою очередь, девочки менее настойчивы, реже стремятся отстаивать свое мнение, так как хотят сохранить отношения с другими людьми.
1. Анцупов, А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. – М.: Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.
2. Анцупов, А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – СПб. : Питер, 2007. – 534 с.
3. Бовть, О. Б. Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте с типом виктимного поведения / О. Б. Бовть // Известия Саратовского университета. – 2015. – Вып. 3 (15). – С. 262-265.
4. Буслаева, Е. Н. Особенности развития личности современных подростков / Е. Н. Буслаева, Ю. Г. Астахова // Европейские исследования. – 2015. – № 10. – С. 107-112.
5. Волкова, Е. Ю. Изучение стратегий поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек в подростковом возрасте / Е. Ю. Волкова // Материалы IX Международной студенческой научной конференции. – 2017. – № 1. – С. 11-15.
6. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб. : Питер, 2001. – 504 с.
7. Гур, А. В. Стратегии поведения подростков в конфликтах / А. В. Гур // Аллея науки. – 2017. – № 16. – С. 210-213.
8. Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Т. В Драгунова. – М. : Прайм-Еврознак, 2012. – 280 с.
9. Крысько, В. Г. Социальная психология: курс лекций / В. Г. Крысько. – М. : Омега-Л, 2006. – 352 с.
10. Курбанова, З. С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З. С. Курбанова // Известия ЮФУТН. –2006. – № 1. – С. 91-95.
11. Лобан, Н. А. Конфликт и конфликтное поведение / Н. А. Лобан. – Минск : Изд-во МИУ, 2008. – 215 с.
12. Макаров, В. К. Особенности самосознания подростков / В. К. Макаров // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С. 94-98.
13. Мухина В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2008. – 456 с.
14. Никитин А. В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук. М. : МПГУ, 2006. 18 с.
15. Огородник, С. И. Особенности конфликтного поведения современных подростков / С. И. Огородник, Л. В. Лященок // Образование и воспитание. – 2016. – № 5. – С. 16-18.
16. Осначев, А. А. Понятие конфликта в современной научно-педагогической литературе / А. А. Осначев // Специфика педагогического образования в регионах России. – 2019. – № 1(12). – С. 12-13.
17. Павлов, М. А. Конфликты в подростковом возрасте и пути их разрешения / М. А. Павлов // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики и финансов. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 245-249.
18. Поземкина, К. О. Проблематика исследования межличностных конфликтов: теоретические основы / К.О. Поземкина, Ю.О. Сулягина // Материалы ивановских чтений. – 2017. – № 3-1 (14). – С. 147-151.
19. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 75 с.
20. Прокофьева, Н. С. Межличностные конфликты в подростковом возрасте / Н. С. Прокофьева, Т. Г. Бобченко // Молодой ученый. - 2017. - № 37 (171). - С. 109-112.
21. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
22. Скотт, Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления / Дж. Г. Скотт. – М.: Внешторгиздат, 2001. – 104 с.
23. Смирнова, Т. С. Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте / Т. С. Смирнова, А. А. Ручкина // Молодой ученый. – 2016. – № 4. – С. 706-708.
24. Талайко, С. В. Влияние кризиса идентичности на позитивный рост личности подростка / С. В. Талайко // Теоретические и прикладные аспекты кризисной психологии. – Минск: НИО, 2001. – 223 с.
25. Талипова, О. А. Причины и особенности проявления агрессивного поведения у подростков / О. А. Талипова // Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. – Пенза, 2020. – С. 191-193.
26. Фирсова, Е. С. Особенности поведения подростка в конфликте / Е. С. Фирсова // Известия института педагогики и психологии образования. – 2019. – № 2. – С. 90-93.
27. Фишер, Р. Переговоры без поражения / У. Юри, Б. Паттон, Р. Фишер. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 260 с.
28. Хухлаева, О. В. Психология подростка / О. В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
29. Четверткова, А. В. Качества личности современного подростка: психологический портрет / А. В. Четверткова // Человек в мире культуры. – 2016. – № 2. – С. 87-92.
30. Шамухаметова, Е. С. Исследование конфликтности в подростковом возрасте / Е. С. Шамухаметова // Научные исследования и разработки : материалы XIX Международной научно-практич. конференции. – М., 2017. – С. 388-390.
31. Шейнов, В. П. Управление конфликтами: теория и практика [Текст] / В. П. Шейнов. – Минск: Харвест, 2010. – 912 с.
32. Шелаева, М. М. Стратегии и стили поведения в конфликтной ситуации / М. М. Шелаева // Развитие профессионализма. – 2016. – № 1. – С. 119-120.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест «Самооценка конфликтности» С.А. Емельянова.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест описания поведения К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные баллы по методикам.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты