Взаимосвязь мотивации учебной деятельности с социометрическим статусом у обучающихся старших классов
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь мотивации учебной деятельности с социометрическим статусом у обучающихся старших классов»
по дисциплине: «Социальная психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь мотивации учебной деятельности с социометрическим статусом у обучающихся старших классов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Cоциометрия» Дж. Морено (адаптация Я.Л. Коломинский).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты изучения взаимосвязи мотивации учебной деятельности с социометрическим статусом у обучающихся старших классов.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
1.1 Понятие учебная мотивация, её сущность и влияние на учебную деятельность
1.2 Факторы, влияющие на формирование учебной мотивации
1.3 Межличностные отношения и учебная мотивация обучающихся старших классов
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Изучение особенностей мотивации учебной деятельности у обучающихся старших классов
2.3 Изучение особенностей социометрического статуса у обучающихся старших классов
2.4 Изучение взаимосвязи мотивации учебной деятельности с социометрическим статусом у обучающихся старших классов
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в практике школы вопрос о мотивации без преувеличения может быть назван центральным. Введение всеобщего обязательного среднего образования в нашей стране требует от учителя повышать качество обучения, укреплять связь обучения с жизнью, формировать у школьников приемы и способы самообразования, самостоятельного добывания знаний, добиваться всестороннего развития личности детей.
На данный момент уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться. На формирование у учащихся положительного отношения к учению направлено использование всех видов проблемно-развивающего обучения, применение оптимального сочетания разных его методов, форм индивидуальной, коллективной и групповой работы, учет возрастных особенностей школьников.
Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из фундаментальных проблем в психологии и педагогики. Значительный вклад в изучение мотивации учебной деятельности внесли отечественные ученые Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Т.А. Саблина, Л.М. Фридман и др.
Особое значение в подростковом возрасте приобретает межличностное взаимодействие, когда происходит активное расширение социальных контактов, вырабатывается нравственные убеждения и идеалы, выстраивается модель поведения согласно выбираемыми студентами социальными ролями. В подростковом возрасте определяется характер взаимоотношений с окружающими людьми, которые влияют на развитие личности подростков развитие, утверждение своего места в обществе.
Цель данного исследования – изучить взаимосвязь мотивации учебной деятельности с социометрическим статусом у обучающихся старших классов.
Объект исследования – мотивация учебной деятельности обучающихся старших классов.
Предмет исследования – взаимосвязь мотивации учебной деятельности и социометрического статуса у обучающихся старших классов.
Гипотеза исследования: существует связь между мотивацией учебной деятельности и социометрическим статусом у обучающихся старших классов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие учебная мотивация, её сущность и влияние на учебную деятельность
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
1.1 Понятие учебная мотивация, её сущность и влияние на учебную деятельность
Проблема мотивации учебной деятельности появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения, которая стала специально организовываться. На сегодняшний день данная проблема является главной в педагогической и психологической науке.
То, что побуждает индивида к деятельности, к удовлетворению каких-либо потребностей, называется мотивом. По определению В.Г. Асеева, «мотивация представляет собой состояние личности, которое определяет уровень активности и направленность действий индивида в определенной ситуации» [1, с. 120].
Педагогами и психологами всё чаще отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум», то есть предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению [12].
Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Учебная мотивация определяется рядом следующих специфических для этой деятельности факторов: «она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; организацией образовательного процесса; субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учащимися и т.д.); субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к учащемуся, к делу; спецификой учебного предмета» [13, с. 111].
По мнению А.К. Марковой, «учебная мотивация представляет собой одно из новообразований психического развития, которое возникает в процессе осуществления учащимися активной учебной деятельности» [16, с. 48].
Мотивация учебной деятельности обусловлена совокупностью факторов, специфических для этой деятельности: условия образовательной системы; организация образовательного учреждения, в рамках которого осуществляется учебная деятельность; объективные и субъективные особенности учащихся (физическое и личностное развитие); особенности личности педагога, его профессионализма, подход к воспитанникам; специфика учебного предмета [25, с. 12].
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной работы является изучение взаимосвязи мотивации учебной деятельности с социометрическим статусом у обучающихся старших классов. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов:
1. На первом этапе проводилась диагностика особенностей мотивации учебной деятельности у обучающихся старших классов.
2. На втором этапе проводилась диагностика особенностей социометрического статуса у обучающихся старших классов.
3. Были сформулированы выводы исходя из проведенного диагностического исследования.
4. На следующем этапе результаты исследования и предлагаемая гипотеза были проверены методами математической статистики.
База исследования:
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 60 старшеклассников (30 девочек и 30 мальчиков).
Гипотеза исследования: существует связь между мотивацией учебной деятельности и социометрическим статусом у обучающихся старших классов.
Для достижения цели нами были использованы следующие методики:
1. Методика диагностики направленности учебной мотивации (По Т.Д. Дубовицкой). Данная методика выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при обучении в различных творческих объединениях (студиях, секциях)
Общая характеристика методики.
Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде + и – записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика используется со всеми категориями обучающихся, начиная с 12-летнего возраста.
Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:
0 – 5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации
6 – 14 баллов – средний уровень внутренней мотивации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебная мотивация является частным видом мотивации, включенной в учебную деятельность, а также одним из новообразований психического развития, которое возникает в процессе осуществления учащимися учения. Мотив учения является направленностью личности школьника на разные стороны учебной деятельности. Мотивы учения бывают познавательными (внутренними) и социальными (внешними). Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются: содержание учебного материала, организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности, оценка учебной деятельности, стиль педагогической деятельности.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, являются: содержание учебного материала и стиль общения учителя и учащегося. При организации учебной деятельности изучение каждого раздела или темы должно состоять из 3 этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
Под межличностными отношениями мы подразумеваем систему установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. Они формируются не только в процессе прямого взаимодействия и совместной деятельности людей, влияя на их ход и результаты, но и через личностное отношение к труду, другим индивидам, самому себе. Межличностные отношения реализуются через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и конкретного поведения. Старший школьный возраст – период активной социализации – время относительно сознательного выбора дальнейшего пути, когда жизненные планы строятся с опорой на сформированную в результате самоопределения ценностно – смысловую сферу. Взаимодействуя с окружающим миром в процессе жизнедеятельности, человек определяет свой путь, определяет индивидуальную направленность. Характер осознания ценностей как значимых и доступных специфически связан с типом доминирующей мотивации подростка.
Целью данной работы является изучение взаимосвязи мотивации учебной деятельности с социометрическим статусом у обучающихся старших классов. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов:
Для достижения цели нами были использованы следующие методики: методика диагностики направленности учебной мотивации и методика «Социометрия».
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. – М. : Прогресс, 2006. – 267 с.
2. Бирюков, С.М. Изучение мотивов учебной деятельности старших школьников / С.М. Бирюков // Начальная школа. – 2009. – № 10. – С. 23-43.
3. Божович, Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема / Л. И. Божович. – М. : Прогресс, 2011. – С. 3-28.
4. Быкова, Е.А. Формирование мотивации учения в старшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-3-20.pdf
5. Вартанова, И. И. К проблеме диагностики мотивации / И. И. Вартанова // Вестник МГУ. Психология. – 2018. – № 2. – С. 36-42.
6. Выгодина, М.В. Мотивация как фактор успешной учебной деятельности школьника / М.В. Выгодина // Творчество субъекта познания, общения и деятельности. – 2015. – С. 119-124.
7. Гани, С.В. Учебная мотивация старших школьников с разным уровнем успеваемости / С.В. Гани и В.А. Гани // Актуальные вопросы современной науки. – 2019. – № 8. – С. 67-72.
8. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2017. – 167 с.
9. Иванова, О.Ю. Психологические причины неуспеваемости школьников / О.Ю. Иванова // Вестник Российского нового университета. – 2016. – № 10. – С. 81-85.
10. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 517 с.
11. Ильин, Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 640 с.
12. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология / Е.Н. Каменская. – М. : Феникс, 2008. – 206 с.
13. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении : Кн. для учителя / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 2007. – 190 с.
14. Комарова, Л.Ю. Особенности стилей педагогической деятельности, педагогического общения и направленности учителей общеобразовательных школ в работе с детьми / Л.Ю. Комарова // Актуальные проблемы психологического знания. – 2019. – № 4. – С. 32-37.
15. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 400 с.
16. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М. : Просвещение, 2003. – 296 с.
17. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М. : Педагогика, 2008. – 144 с.
18. Матюхина, М.В. Изучение и формирование мотивации учения у старших школьников / М.В. Матюхина. – Волгоград, 2003. – 152 с.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2009. – 496 с.
20. Плетнева, А.А. Особенности учебной мотивации младшего школьника / А.А. Плетнева // Новая наука: От идеи к результату. – 2019. – № 3-2. – С. 159-162.
21. Патяева, Е. Ю. Порождение действия: культурно-деятельностный подход к мотивации человека / Е. Ю. Патяева. – М.: Смысл, 2018. – 815 с.
22. Фролова, Н.В. Стили педагогической деятельности и педагогического общения / Н.В. Фролова // Профессиональное развитие педагогов: теория и практика. – М., 2019. – С. 11-14.
23. Фурманов, И.А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Е.М. Амелишко. – Мн. : Технология, 2013. – 100 с.
24. Хухлаева О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 – Педагогика и психология / О.В. Хухлаева. – 2-е изд., испр. – М. : Academia, 2015. – 158.
25. Шагивалеева, Г.Р. Изучение мотивации учебной деятельности подростка / Г.Р. Шагиева, С.Ф. Хазиева // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 6. – С. 104-105.
26. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Институт практической психологии, 2007. – 416 с.
27. Эльконин, Д.Б. Психология обучения подростка / Д.Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 2008. – 325 с.
28. Юркевич, B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников / В.С. Юркевич // Вопросы психологии. – 2013. – № 2. – С. 83-92.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Cоциометрия» Дж. Морено (адаптация Я.Л. Коломинский).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты изучения взаимосвязи мотивации учебной деятельности с социометрическим статусом у обучающихся старших классов.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты