РЕФЕРАТ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Проблема детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Характеристика проявлений конфликтного поведения у подростков
1.3 Особенности конфликта между подростками и родителями
Выводы по главе 1
2 ДИАГНОСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ И РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Выявление особенностей взаимоотношений родителей и старших подростков. Проведение коррекционной работы
2.2 Оценка эффективности социально-педагогической деятельности школы по повышению уровня ценностного отношения подростка к своей семье
2.3 Направления социально-педагогической деятельности по формированию культуры взаимоотношений старших подростков с родителями
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы внутрисемейных отношений, как основной источник девиантного поведения, наркомании, токсикомании, алкоголизма и преступлений среди несовершеннолетних давно привлекает внимание криминологов, педагогов и юридических психологов (Вострокнутов Н.В., 1998.; Горьковая И.А., 2005; Григорьева С.В.,1999; Дозорцева Е.Г., 2000;Кудрявцев И.В., 2001; Курбатова Т. Н., 1995; Тищенко Н.Г.,2005; Шестаков Д.А., 2001). Среди причин негативной динамики преступлений среди несовершеннолетних на одном из первых мест стоит рост нравственной деформации родителей, их алкоголизация и уклонение от воспитания.
Отчуждение в отношениях с родителями на фоне социально-экономических проблем жизни современной семьи приводит к формированию трудновоспитуемости (Максимова Н.Ю.,1988), деструктивных, протестных способов поведения подростков – агрессивности, жестокости, вандализма (Моисеева С.И., 2003). В свою очередь, искаженная форма той или иной стороны личности способствует созданию некоторых предрасположений к последующим влияниям многих других факторов. В дальнейшем возможно самостоятельное развитие деформированной, углубившейся и ставшей опасной черты личности. Она начинает искать собственную питательную среду (Филонов Л.Б., 1971).
Существующие теоретические подходы к объяснению асоциального поведения подростка, как правило, не учитывают закономерный характер конфликтов ребенка с миром взрослых в процессе становления его социальной идентичности. Имеется в виду, что конфликт органически включает в себя диссонансную составляющую, которая выражается в необходимости осмысления личностью ситуации невозможности реализации привычных стандартов поведения, отличающихся от социальных норм логической, нормативной несогласованностью или несогласованностью с прошлым опытом личности. Отсутствие личностных ресурсов оптимального реагирования в конфликте и поддержки со стороны родителей, взрослых способствует формированию не продуктивных, асоциальных копинг-стратегий поведения подростка в затрудненных ситуациях.
Это свидетельствует о важности включения в содержание современных программ профилактики преступлений среди несовершеннолетних концептуальных положений теории конфликта и соответствующих стратегий в межличностных отношениях членов семьи для формирования просоциального поведения подростка.
В этой связи знание психологических особенностей и направленности конфликтов подростков с родителями в современных социально-экономических условиях является необходимым условием для эффективной профилактики преступлений среди несовершеннолетних.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Проблема детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии
Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекала к этой действительности внимание многих психологов самых различных школ и направлений. В этой области научная психология значительно отстает от практики, особенно заметен данный разрыв в отечественной психологии. Подчеркивая решающую роль отношения с близким взрослым для развития ребенка, сами эти отношения, однако, не являются предметом исследования ни в деятельностном, ни в культурно-историческом подходе. Наряду с этим, клиническими психологами, психотерапевтами накоплен огромный опыт практической работы в сфере детско-родительских отношений (ДРО) Эйдемиллер Э.Г., Захаров А.В., Варга А.Я., Спиваковская А.С. и многими другими [21; 30], который, как правило, описывается и интерпретируется в терминах западной психологии, где эта тема разрабатывается достаточно широко.
Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие [8]. Божович Л.И. в работе «Этапы формирования личности в онтогенезе» установила, что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования[8; 9]. Эти психологические образования как некий целостный механизм, определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с людьми, его отношение к окружающему и к самому себе. Выготский Л.С., Лисина М.И., Эльконин Д.Б [26; 30] разрабатывая проблему периодизации психического развития, показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения с взрослыми и сверстниками, и это влечет за собой и изменения в отношении родителей к нему. Дубровина И.В. в работе Семья и социализация ребенка рассматривает семью как главный источник социализации [20].
Первым научным направлением, поставившим ДРО в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Теория психоанализа стала определяющим направлением основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями Э. Эриксон, К. Хорни и др. [17; 19].
Особую популярность завоевала теория привязанности Д. Боулби, М. Эйнсворт [11]. Центральным понятием в теории привязанности является
2 ДИАГНОСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Для уточнения и раскрытия содержания внутрисемейных отношений разработаны и эффективно используются многочисленные психологические методики.
Приведем примеры некоторых из них:
1. Одной из самых распространенных методик, описывающих межличностные отношения в семье с точки зрения подростков, является тест «Подростки о родителях» (АDOR). Методика изучает установки, поведение и методы воспитания родителей в том виде, какими видят их дети в подростковом и юношеском возрасте.
Методика базируется на положении о том, что воспитательное воздействие родителей можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие подростков родителями – эмоциональное отвержение их; директивность со стороны родителей – психологическая автономия их; последовательность – непоследовательность в осуществлении родителями воспитательных принципов. Результаты теста представлены в виде сумм баллов, набранных по пяти основным шкалам РОZ – позитивный интерес, DIR – директивность, НОS – враждебность, АUТ – автономность и NED – непоследовательность. Опросник содержит 50 вопросов, по 10 – на каждый из оцениваемых параметров.
2. Методика «Кинетический рисунок семьи», предполагает изучение чувств ребёнка к членам семьи, определение значимых и отвергаемых членов семьи, оценка особенностей восприятия переживание ребёнком отношений в семье. Следует отметить, что данная методика является альтернативной и используется также в коррекционной педагогике и психологии.
3. Методика Рене Жиля и «Семейная социограмма» имеют целью обследование социальной приспособленности ребёнка, его взаимоотношений с окружающими; восприятия им внутрисемейных отношений.
4. Для определения оценки ребёнком его взаимоотношений с родителями и другими значимыми лицами используют методику «Лесенка для детей» (В.В. Ткачёва).
5. Достаточно часто используют в практике исследований тест-опросник родительского отношения к своему ребёнку (А.Я. Варга, В.В. Столин), который помогает изучить родительскую позицию (матери или отца) к своему ребёнку.
В своей работе мы не ставили целью использование всего многообразия методик, а в большей степени стремились упростить исследование и адаптировать методы к исследуемой группе подростков.
Именно потому мы выбрали для диагностики и контроля анкетирование. Достоинства анкетирования очевидны: существенная экономия времени и средств, оперативность проведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема нашей курсовой работы «Проблемы подростков с родителями как проблема юридической психологии».
Целью курсовой работы стало выявление и обоснование психологических аспектов конфликтов подростков с родителями, причин их возникновения, роли в становлении просоциального и асоциального поведения подростка в условиях современной семьи как проблемы юридической психологии.
В завершении работы мы сделали следующие выводы:
Семья является первой и важнейшей ячейкой общества, закладывающей и формирующей нравственные начала, жизненные принципы ребенка, подготавливающей ребенка к жизни. Семья является первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения. Поэтому родители как первые воспитатели имеют самое сильное и определяющее влияние на детей.
С наступлением подросткового возраста организм ребёнка начинает претерпевать серьёзные изменения. Наряду с этим происходит перестройка в самосознании, интересах, деятельности, нравственной позициях ребёнка.
Подобные изменения касаются и взаимоотношений подростка со старшими. Подросток стремится освободиться от опеки родителей, возникает потребность проявлять самостоятельность, независимость. Недостаток внимания со стороны родителей, неготовность пойти навстречу подростку нередко становится причиной серьёзного эмоционального кризиса и препятствием для становления его «Я».
Конфликт в отношениях родителей и детей не возникает случайно и внезапно. Следствиями ускоренного темпа современной жизни часто являются родительская неподготовленность, непонимание особенностей переходного возраста, неготовность принять происходящие изменения, научиться правильно на них реагировать и помочь тем самым подростку пережить этот и для него тоже нелёгкий период.
От того, как будут развиваться отношения в семье, будет зависеть развитие гендерной культуры ребенка и формирование семейных ценностей.
Поэтому мы и решили рассмотреть проблемы взаимоотношений между родителями и подростками в семье, считая эту тему достаточно актуальной в современных условиях.
Становление личности подростка процесс сложный и неоднозначный: наряду с педагогическим воздействием происходит процесс самовоспитания.
Поэтому, строя взаимоотношения с подростками, чрезвычайно важно знать и учитывать, образцы и ценности, на которые они ориентируются, что для них является важным и значимым.
Между родителями и детьми возникают ссоры, вызывающие огорчение, недовольство, чувство подавленности с обеих сторон. В основе отчуждения, возникающего между родителями и детьми, зачастую лежит
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова – М.: Юрайт, 2010. – 811 с.
2. Авдулова, Т.П. Психология подросткового возраста / Т.П. Авдулова – М.: «Академия», 2012. – 240 с.
3. Алемаскин, М.А. Воспитательная работа с подростками / М.А. Алемаскин – М.: Просвещение, 1979. – 345 с.
4. Андреев, В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов / В.И. Андреев. – Казань: Фирма «СКАМ», 1992. – 142 с.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева – М.: Аспект-Пресс, 2009. – 363 с.
6. Бабосов, Е.М. Конфликтология: Учебное пособие для вузов. / Е.М. Бабосов – М.: Амалфея, 2009. – 364 с.
7. Березин, С.В. Личностно-развивающий потенциал подростковых конфликтов / С.В. Березин, К.С. Лисецкий // «Вестник СамГУ». – 1996. – №1. – С. 34-40.
8. Божович, Л.И. О некоторых проблемах и методах психологии изучения личности школьника // Вопросы психологии личности школьника / Под ред Л.И. Божович. – М., 1961. – С. 29-32.
9. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии, 1979. – №2. – С. 18-20.
10. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
11. Боулби Джон. Привязанность: Пер. с англ. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
12. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология / И.Е. Ворожейкин – М.: Инфра-М, 2009. – 302 с.
13. Гришина, Н. Психология конфликта / Н. Гришина – Спб.: Питер, 2008. – 544 с.
14. Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социология семьи. – 2006. – №7. – С. 42-45.
15. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 261 с.
16. Карабанова, О.А. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / О.А. Карабанова – М.: МПСИ, 2007. – 256 с.
17. Колюцкий, В.Н., Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / В.Н. Колюцкий, И.Ю. Кулагина – М.: Сфера, 2009. – 464 с.
18. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков. Диагностика. Профилактика. Коррекция. Учебное пособие. – М.: Аверсэв, 2004. – 368 с.
19. Крюкова, Т.Л., Сапоровская, М.В., Куфтяк, Е.В. Психология семьи: Жизненные трудности и совпадение с ними: Учебное пособие для вузов. – М.: Речь, 2005. – 347 с.
20. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина – М.: Академия, 2003. – 456 с.
21. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. / Л.Ф. Обухова – М.: Высшее образование, 2006. – 460 с.
22. Пономаренко, В. Управление конфликтами / В. Пономаренко – М.: АСТ, 2008. – 384 с.
23. Психология подростка: Учебник. / Под ред. А. А. Реана. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 480 с.
24. Смирнова, Е.О., Собкин, B.C., Асадуллина, О.Э. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье // Вопросы психологии. – 2007. – № 6. – С. 34-37.
25. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников / В.Г. Степанов – М.: Академия, 2001. – 336 с.
26. Тагирова, Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками: практическое пособие. / Г.С. Тагирова – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
27. Целуйко, В.М. Психология неполной семьи / В.М. Целуйко – М.: Владос-Пресс, 2006. – 272 с.
28. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер – М.: Академический проект, 2008. – 736 с.
29. Урунтаева, Г.А. Детская психология: Учебник. / Г.А. Урунтаева – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.
30. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер – М., 2006. – 365 с.