Введение
1. Информационный блок
1.1 Название темы работы
1.2 Актуальность
1.3 Цель опыта
1.4 Задачи опыта
1.5 Длительность работы над опытом
2. Описание технологии опыта
2.1 Ведущая идея опыта
2.2 Описание сути опыта
2.3 Результативность и эффективность опыта
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Развитие образования на современном этапе определяется целями его модернизации, которая направлена на гуманизацию и обеспечение современного качества образования, отвечающего актуальным потребностям личности, общества и государства. Школа нацелена помимо усвоения определенного объема знаний, формировать у младших школьников универсальные учебные действия в личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных областях, обеспечивающих развитие творческих возможностей ребенка и формирование способности учащихся к самообразованию.
Принцип активности обучающегося был и остается одним из основных в педагогике. На основании анализа современной образовательной практики выявлено, что у многих школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Поэтому главная задача учителя в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения, нацеленных на активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.
Важное место в активизации словарного запаса отводится актуализации у младших школьников интереса к учению, что обосновано в трудах отечественных педагогов и психологов (Я.А.Коменский, Ж.Ж. Руссо, К.Д.Ушинский и др.), которые считали, что именно интерес является основным внутренним механизмом обучения.
1. Информационный блок
1.1 Название темы работы
Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка в начальной школе с помощью дидактических игр.
1.2 Актуальность исследования
Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей. Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя. Развитие речи ребенка – это процесс овладения языком, умение пользоваться им как средством познания окружающего мира, усвоения опыта, накопленного человечеством, и как могучим средством общения и взаимодействия людей. Родной язык – это живая связь времён. Речь совершенствуется на протяжении всей нашей жизни. Каждая ступень развития человека вносит что-то новое в его речевое развитие. Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний.
В связи с данными обстоятельствами необходимо искать средства, повышающие активность младших школьников в учебном процессе. Одним из эффективных средств такой деятельности являются дидактические игры. На необходимость использования дидактических игр в учебном процессе начальной школе указывали ряд ученых (В.Н.Аванесова, О.В.Коновалова, В.Н.Кругликов, и др.).
2. Описание технологии опыта
2.1 Ведущая идея опыта
Использование дидактических игра на уроках русского языка способствует обогащению словаря учащихся младшего школьного возраста.
2.2 Описание сути опыта
Основа развития речи ребенка в целом и формирования словарного запаса как части функции речи заложена в уже дошкольном возрасте, далее речь в младшем школьном возрасте должна быть предметом особой заботы со стороны взрослых. Особенность словарной работы на уроках русского языка состоит в том, что она взаимосвязана со всей воспитательно-образовательной работой. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни, в общении, в том числе в процессе дидактической игры. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в период младшего школьного возраста, потому что именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
2.3 Результативность и эффективность опыта
В Приложении 1 к работе представлен комплекс дидактических игр, который был реализован на уроках русского языка в начальной школе с целью обогащения словаря у детей младшего школьного возраста. После реализации мною данного комплекса дидактических игр на практике в рамках исследовательской работы проведена диагностика уровня сфорсмированности словарного запаса у учащихся младшего школьного возраста.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 25 детей младшего школьного возраста, из них, 10 девочек и 15 мальчиков. Возраст детей - 6-7 лет.
Заключение
Речь является одной из центральных психологических функций, которая оказывает решающее влияние на формирование личности. Анализ педагогической и психолингвистической литературы убеждает, что с учетом особенностей лингвистического развития первоклассников можно предвидеть лингвистические и интеллектуальные недостатки и на этой основе вовремя организовать коррекционную работу.
Словарная работа на уроках русского языка с использованием дидактических игр и упражнений – это систематизированная, хорошо организованная, педагогически грамотная работа, которая относится ко всем разделам курса русского языка. Основная цель такой работы – активировать максимальное количество выученных слов, научиться правильно и уместно использовать их, научиться выбирать слово, необходимое в данной ситуации. Работа с использованием дидактических игр младших школьников на уроках русского языка должна иметь организованную, построенную и применяемую на практике функциональную систему, основанную на важных направлениях работы в начальной школе, таких как: активизация словаря, обогащение словаря, уточнение словаря; усвоение многозначности слов, значений слов; устранение нелитературных слов; опираться на возрастные особенности учащихся.
Целью предлагаемого комплекса дидактических игр и упражнений является дальнейшее расширение словарного запаса детей младшего школьного возраста. Игры, которые были использованы, являются авторской адаптацией хорошо известных и широко используемых в работе с детьми младшего школьного возраста. Предлагаемый комплекс дидактических игр состоит из разнообразных игровых заданий, которые, благодаря своей необычной, увлекательной форме, могут пробудить интерес учеников к работе со словарем. Эти упражнения являются подспорьем для учителя при работе над соответствующими темами программы.
1. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младших школьников / Г.В. Бобровская // Начальная школа. – 2013. – № 4 – С. 47-52.
4. Васильева, С.А. Дидактические игры в работе логопеда–практика / С. А. Васильева, Н. В. Соколова. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 76 с.
5. Волкова, Л.С. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 126 с.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
7. Елисеева, М.Б. Речевой онтогенез: взгляд лингвиста / М.Б. Елисеева. // Логопед – 2005. – №4. – С. 11-13
8. Запорожец, А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / А.В. Запорожец // Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 1978. – 368 с.
9. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. – М.: Советская Россия, 1973. – 160 с.
10. Лаврентьева, А.И. К проблеме преемственности развития словаря детей. / А.И. Лаврентьева // Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей / авт.-сост. Т.В. Волосовец, О.С. Ушакова – М.: Русское слово – ученик, 2015. – С. 96
11. Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия». / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. – М.: 2009. – 216 с.
12. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. – Тула: Родничок, М.: Астрель: АСТ, 2003. – 240 с.
13. Плотникова, С.В. Принципы лексико-семантической работы в школе в свете психолингвистической концепции лексикона / С.В. Плотникова // Педагогическое образование. – 2009. – № 2. – С. 84-91.
14. Хрестоматия по методике русского языка: Русский язык как предмет преподавания: пособие для учителей / сост. А.В. Текучев. – М.: Просвещение, 1982. – 287 с.