РЕФЕРАТ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
1.1 Понятие об экстремальной ситуации
1.2 Сущность и основные характеристики экстремальности
1.3 Методы саморегуляции человека в экстремальных условиях
Выводы по 1 главе
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
2.1 Подбор методик для исследования поведения личности в экстремальной ситуации
2.2 Анализ результатов исследования поведения личности в экстремальных условиях
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Многоплановый и чрезвычайно сложный процесс развития психологической науки в перестроечный и постперестроечный период жизни Российского общества требует от психологов исследователей и практиков особого внимания к методологическим основам каждой конкретной отрасли психологического знания.
В отечественной психологии динамической стороне психики всегда уделялось большое внимание. Важность динамических представлений в психологии подчеркивал еще С.Л. Рубинштейн, рассматривая их как неотъемлемую часть сформулированного им субъектного подхода. Он подчеркивал, что психические свойства личности одновременно и проявляются и формируются в ее поведении. Поэтому неприемлемы как сугубо статическая точка зрения, которая исходит из свойств личности как чего-то изначально данного, так и сугубо динамическая точка зрения, которая растворяет личность в ситуации и превращает все ее свойства лишь в изменчивые состояния, лишенные какой бы то ни было, даже относительной устойчивости.
Требуя диалектического разрешения указанного противоречия, С.Л. Рубинштейн фактически заложил основу будущих психодинамических исследований, в которых индивидуальные особенности психодинамики человека и являют собой искомую «относительную» динамическую устойчивость.
Дальнейшее развитие теории личности в отечественной психологии ведущими психологами неизменно ориентировалось на органическое сочетание динамических и статических представлений личности.
В работах С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Б.М.Теплова и др. можно найти в главных моментах прописанную программу динамических исследований психики. Динамическая устойчивость психических свойств личности приобретает особое значение для юридической психологии, точнее для того ее раздела, который носит название экстремальная юридическая психология. A.M. Столяренко выделяет морально-психологическую, профессионально-психологическую и психофизиологическую устойчивость личности в экстремальных условиях и ситуациях. И.О. Котеневым в контексте «диагностика, профилактика и коррекция негативных психических состояний, возникающих у сотрудников правоохранительных органов под воздействием экстремальных условий». Заметим, что такая же диагностика и профилактика негативных состояний необходима и для спецконтингента в местах лишения свободы с целью не только предотвращения негативных последствий в условиях отбывания наказания, но и эффективного перевоспитания осужденных.
Из всего вышеизложенного следует, что психологии поведения личности в экстремальных условиях уделяется достаточно много внимания, в связи с чем, подчеркивается актуальность данной проблемы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Понятие об экстремальных условиях
В современных исследованиях существует несколько подходов к пониманию экстремальных условий и их составляющих. Проведенный анализ позволил выявить несколько подходов к определению экстремальных условий:
1. Экстремальные условия приравниваются к чрезвычайным ситуациям, классифицируясь по характеру воздействия внешней среды.
2. Экстремальные условия, требующие напряжения физиологического или психического (аналогично понятию стресса Г. Селье).
3. Экстремальные условия как система «человек в ситуации», где условия воздействия внешней среды и личность рассматриваются как целостная система.
Ц.П. Короленко [28] относит к экстремальным условиям те, которые «находятся на грани переносимости и имеют высокую способность к нарушению адаптации». К ним он отнес крайние естественные воздействия: температуру, ветер, электромагнитные колебания, атмосферное давление, а также другие воздействия, ставящие организм на грань переносимости. А.П. Авцын, Э.Э. Кениг [1] выделяют понятие экстремальных ситуаций как чрезвычайных в плане возможного неблагоприятного воздействия на человеческий организм. Как пишет в своей книге В.И. Лебедев [27], в результате популяризации теории стресса Г. Селье появилась тенденция относить к «экстремальным условиям» все ситуации, в которых требуется напряжение физиологических или психических процессов. С такой точкой зрения, отмечает он, «нельзя согласиться полностью, так как грань, отделяющая обычные условия жизни от измененных, становится при этом расплывчатой, неопределенной». С напряжением, стрессом мы сталкиваемся в повседневной жизни довольно часто. Например, при физической работе, при решении ряда проблемных ситуаций и т. д. стресс является не только нормальным, но даже необходимым условием жизни и деятельности человека.
Границей, отделяющей обычные условия от экстремальных, он считает такие ситуации, в которых под воздействием психогенных (т. е. актуализирующих психические реакции) факторов психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав резервные возможности, более не могут обеспечивать адекватное отражение и регуляторную человеческую деятельность. Иными словами, когда происходит разрушение адаптивного барьера, «ломка» динамических стереотипов в центральной нервной системе, и наступает психическая дезадаптация или кризис.
Поэтому под экстремальной ситуацией В.И. Лебедев предлагает
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
2.1 Подбор методик для исследования поведения личности в экстремальной ситуации
Для изучения поведения личности в экстремальной ситуации мы использовали следующие методы психологического исследования: анкетирование, опрос.
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма – анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их. Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.
Экспериментальное исследование было проведено среди студентов 2-4 курсов психологического факультета. Исследование проводилось по методическому пособию Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко «Практикум по возрастной психологии». В эксперименте приняли участие 20 человек: из них 10 женщин и 10 мужчин в возрасте от 20 до 30 лет.
Для проведения эксперимента по преодолению коммуникативных барьеров в деловом общении нами были использованы следующие методики.
Методика 1. «Прогноз»
Методика «Прогноз» предназначена для определения уровня НПУ, риска адаптации в стрессе. Она особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.
Инструкция. Прочтите утверждение и дайте ответ «Да» или «Нет»
1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять за друга.
3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
4. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.
5. У меня часто болит голова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема нашей курсовой работы «Психодинамика личности в экстремальных условиях жизнедеятельности».
Целью курсовой работы стало изучение психодинамики поведения личности в экстремальных ситуациях.
В завершении работы мы сделали следующие выводы:
Психодинамика личности – это способ реагирования личности на экстремальную ситуацию, в процессе которого осуществляется перестройка структурных соотношений компонентов психологического времени. Об экстремальной ситуации мы говорим как о ситуации, требующей максимальной включенности личности, и поэтому затребующей ее психодинамику. С этой точки зрения реакция личности в «неэкстремальной» (или искусственно де-экстремализованной) ситуации будет статической, т.е. не затрагивающей внутреннюю психодинамику (автоматической, стандартной, привычной и т.д.). Собственно изменение личности есть уже вторичный эффект ее реальной психодинамики, связанный с изменением всего субъективного пространства личностных психодинамических циклов.
Исследование поведения личности в экстремальной ситуации показало, что большинство испытуемых имеет высокий уровень нервно-психической устойчивости, т.е. у этих людей в критических условиях, вызываемых внешними либо внутренними факторами система эмоционального отражения функционирует адекватно, согласно данным условиям.
Большая часть испытуемых успешно справляются с проблемами, трудностями и неприятностями в их жизни, некоторые – надеются на помощь со стороны, или стараются избегать неприятной ситуации.
Сталкиваясь со стрессовой ситуацией, один индивид быстро и оптимально решает ее, а другой, ввиду «бедности» модели – ищет помощи на стороне или вообще старается избегать решения возникших проблем. В стрессовых ситуациях для испытуемых характерна тенденция устранения проблемной ситуации, стремление дать себе инструкции по дальнейшим действиям, отстранение. Попытка контролировать реакции и ситуацию в целом наблюдается у 40% респондентов. В меньшей степени проявляются потребность в поддержании самооценки и потребность в социальной поддержке. В первую очередь они обвиняют себя при возникновении конфликтной, стрессовой ситуации.
1. Бабосов, Е.М. Чернобыльская трагедия в ее социальном измерении / Е.М. Бабосов – Минск, 2008. – 155 с.
2. Баранов, Н.П. О некоторых методологических основаниях анализа экстремальных ситуаций // Теоретические и прикладные аспекты кризисной психологии: Сб. научн. тр. / Отв. ред. Л.А. Пергаменщик. – Минск, 2009. – 190 с.
3. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб.: Питер, 2005. – 530 с.
4. Гиндикин, В.Я., Семке, В.Я. Соматика и психика. – М.: Просвещение, 2004. – 385 с.
5. Дикая, Л.Г., Гримак, Л.П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека// Психические состояния и эффективность деятельности. – М., 2008. – 180 с.
6. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 217 с.
7. Додонов, Б.И. Эмоциональная направленность личности: Автореф. докт. дис. / Б.И. Додонов. – М., 2004. – 130 с.
8. Зейгарник, Б.В., Холмогорова, А.Б., Мазур, Е.С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. – 2007. – №2. – С. 122-132.
9. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 385 с.
10. Клиническая психология. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2007. – 960 с.
11. Конопкин, О.А. Участие эмоции в осознанной регуляции целенаправленной активности человека // Вопросы психологии. – 2006. – №3. – С. 38-48
12. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. – 2005. – №1. – С. 5-12.
13. Костандов, Э.А. Восприятие и эмоции / Э.А. Костандов. – М.: Медицина, 2007. – 470 с.
14. Кордуэлл, М. Психология. А - Я. Словарь – справочник / Пер. с англ. – М., 2009. – 240 с.
15. Курильчик, Л.А. Психология поведения человека в экстремальных условиях // Здаровы лад жыцця. – 2009. – №7. – С. 12-15.
16. Леонов, А.А., Лебедев, В.И. Психические проблемы межпланетного полета. – М.: Наука, 2005. – 470 с.
17. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 2003. – 407 с.
18. Леонтьев, А.И Проблемы развития психики. – М.: Изд-во АПН России, 2005. – 530 с.
19. Малкина-Пых, И.Г. Стратегии поведения при стрессе // Московский психологический журнал. – 2007. – № 12. – С. 15-25 с.
20. Малкина-Пых, И.Г. Экстремальные ситуации. – М: Эксмо, 2008. – 960 с.
21. Малкина-Пых, И. Г. Психосоматика. – М.: Эксмо, 2008. – 1024 с.
22. Марты, П. Психосоматика и психоанализ // Французская психоаналитическая школа / Под ред. А. Жибо, А.В. Россохина. – СПб.: Питер, 2005. – С. 514-525.
23. Небылщын, В.Д. К изучению надежности работы человека-оператора в автоматизированных системах // Вопросы психологии. – 2004. – №6. – С. 9-18.
24. Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека. – СПб.: Издательство Петербургского университета. 2006. – 192 с.
25. Пацявичюс, И.В. Соотношение индивидуально-типических характеристик эмоциональности с особенностями саморегуляции деятельности: Автореф. канд. дис. М., 2003. – 125 с.
26. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2006. – 688 с.
27. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 2008.
28. Реактивность организма при экстремальных воздействиях. – Алма-Ата: Медицина, 2007.
29. Семенов, А.А. Ценностно-нормативные и социально-установочные подходы к исследованию саморегуляции поведения личности // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. – М.: Наука, 2005. – С. 12-19.
30. Симонов, П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоционалъные аспекты. – М.: Наука, 2005. – 450 с.
31. Соколова, Е.Т. Феномен психологической защиты //Вопросы психологии – 2007. – № 4. – С. 66-79
32. Соколова, Е.Т., Сотникова, Ю.А. Связь психологических механизмов защиты с аффективно-когнитивным стилем личности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 2006. – №2. – С. 12-29.
33. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: МГУ, 2006. – 478 с.
34. Столин, В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 480 с.
35. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Академия, 2007. – 375 с.
36. Фресс, П. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. – М.: Прогресс, 2006. Вып. 5. Гл. 21. – С. 111-195.
37. Шингаров, Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. – М.: Наука, 2004. – 393 с.