Правовое регулирование лекарственного обеспечения населения в Республике Беларусь
МИТСО (Международный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Правовое регулирование лекарственного обеспечения населения в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Право социального обеспечения»
2021
45.00 BYN
Правовое регулирование лекарственного обеспечения населения в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Право социального обеспечения
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1 Современное состояние законодательства о здравоохранении
1.2 Государственные программы в сфере охраны здоровья
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Основы правового регулирования в сфере лекарственного обеспечения
2.2 Проблемы государственного контроля в сфере обращения лекарственных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья населения, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, отношения к своему здоровью как высшей ценности является одним из важнейших направлений общественного и национального развития. Она рассматривается как необходимая гарантия успеха всех проводимых социально-экономических реформ.
Здоровье – одна из важнейших составляющих жизни любого человека, потому что это первое необходимое условие успеха. Практически все аспекты жизни человека в многогранном обществе (будь то производственная и трудовая деятельность, образование, социально-экономическая, политическая, семейно-семейная, духовная сферы и т. д.) в основном определяется его уровнем здоровья.
Вопрос охраны и укрепления здоровья считается одним из самых сложных вопросов современности, который привлек внимание исследователей из различных областей знания. Достаточно сказать, что это согласуется с задачей, которую сегодня решает основная дисциплина. С юридической точки зрения этот вопрос актуален с точки зрения обеспечения права государства на охрану здоровья. Это и есть причина актуальности выбранной темы.
Конституция Республики Беларусь 1994 года заложила прочную основу правового регулирования социально-экономических и иных отношений во всех сферах жизни общества, в том числе охраны здоровья в сфере конституционного управления. Эта тенденция соответствует общей закономерности мирового конституционного развития, смене субъектов конституционного регулирования в их расширении, главным образом за счет общественных отношений. Эта тенденция имеет позитивное содержание, поскольку связана с изменением характера современных демократий – их социальной направленности.
Граждане Республики Беларусь имеют право на охрану здоровья, в том числе на бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы исследования.
Целью курсового исследования является комплексный анализ законодательного регулирования лекарственного обеспечения в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1 Современное состояние законодательства о здравоохранении
Основой формирования правовой базы здравоохранения является Конституция Республики Беларусь, которая содержит ряд прав и свобод граждан, связанных с охраной здоровья и жизни человека, деятельностью медицинских работников.
Статья 45 Конституции Республики Беларусь гарантирует право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья, в том числе на бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения [1].
Государство создает условия для предоставления доступных медицинских услуг всем гражданам.
Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья поддерживается также развитием спорта и физкультуры, мерами по улучшению состояния окружающей среды, возможностью использования оздоровительных учреждений и совершенствованием охраны труда [1].
Из большого количества нормативных правовых актов, действующих в сфере здравоохранения Республики Беларусь, основными являются законы, определяющие принципы деятельности и пути развития государственной системы здравоохранения, регулирующие эту деятельность и гарантирующие право граждан страны на доступное медицинское обслуживание.
На развитие современной системы здравоохранения Республики наибольшее влияние оказывает Закон Республики Беларусь «О здравоохранении», в котором правовые нормы охраны здоровья населения включают не только систему здравоохранения, но и систему здравоохранения.
Так, Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 года № 2435-XII «О здравоохранении» [2] предусматривается регулирование общественных отношений при:
– осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности организациями здравоохранения, иными организациями, индивидуальными предпринимателями;
– оказании медицинской помощи;
– осуществлении мер по охране здоровья населения.
Действие указанного Закона распространяется на:
– государственные учреждения;
– организация здравоохранения;
– иные организации, в том числе осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность в увязке со своей основной деятельностью;
– индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность;
– физических лиц [2].
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Основы правового регулирования в сфере лекарственного обеспечения
Здоровье граждан является высшей ценностью в любом социальном государстве, и формирование современной, гибкой и эффективно функционирующей системы охраны здоровья населения составляет важнейший элемент государственной политики и национальной безопасности. В настоящее время к наиболее важным проблемам и задачам развития общества в числе прочих отнесены вопросы, связанные с поддержанием и улучшением здоровья человека, что неразрывно связано с обеспечением лекарственными средствами. Применение лекарственных средств в силу их социальной значимости, потенциальной опасности для жизни или здоровья граждан обусловливает потребность в государственном регулировании этих вопросов.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 161-3 «О лекарственных средствах» розничная реализация лекарственных средств населению, организациям здравоохранения и иным организациям для медицинского применения осуществляется, главным образом, в аптеках [3].
Однако в целях обеспечения лекарственными средствами населения сельских населенных пунктов, в которых отсутствуют аптеки, розничная реализация лекарственных средств может осуществляться медицинским работником государственной организации здравоохранения или ее структурного подразделения, расположенных в сельских населенных пунктах, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь. В этой связи населению, проживающему в сельской местности, розничную реализацию лекарственных средств также осуществляют медицинские работники ФАПов, врачебных амбулаторий, больниц сестринского ухода, участковых больниц.
С 19 октября 2014 г. вступило в силу постановление Министерства здравоохранения от 9 сентября 2014 г. № 66 «О внесении изменений и дополнений в постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 120 и от 31 октября 2007 г. № 99», согласно которому изменены правила выписки рецептов и отпуск по ним лекарств в аптеках [15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подведем итоги проведенного исследования.
Правовое регулирование охраны здоровья населения является одним из приоритетных направлений развития здравоохранения. Развитие национального законодательства в области охраны здоровья является одним из основных направлений развития отечественного здравоохранения, так как законодательное обеспечение отражает национальную политику в этой области.
Белорусское законодательство защищает пациентов посредством осуществления следующих мер:
– оказание бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения;
–обеспечения лекарственными средствами;
– выбора лечащего врача и организации здравоохранения;
– участия в выборе методов оказания медицинской помощи;
– обеспечения доступа к информации о состоянии собственного здоровья в доступной форме, о методах, используемых для оказания медицинской помощи, а также о квалификации лечащего врача, других медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи;
– выбора лица, которому может быть сообщена информация о состоянии здоровья;
– отказа в оказании медицинской помощи, в том числе в медицинском вмешательстве, за исключением случаев, предусмотренных законом;
– уважительного и гуманного отношения медицинских работников.
Для достижения целей, поставленных перед системой здравоохранения, существует большое количество отраслевых законов. В каждой стране нормативная база отрасли формируется с учетом национальных традиций оказания медицинских услуг. Нормативные правовые акты, регулирующие и регулирующие деятельность системы здравоохранения Республики Беларусь, можно разделить на две сферы влияния: первая – фактическое осуществление деятельности медицинских организаций, а вторая – контроль органов государственной власти за организацией деятельности медицинских организаций. Самым основным из них является Закон Республики Беларусь «О здравоохранении».
В настоящее время к наиболее важным проблемам и задачам развития общества в числе прочих отнесены вопросы, связанные с поддержанием и улучшением здоровья человека, что неразрывно связано с обеспечением лекарственными средствами. Применение лекарственных средств в силу их социальной значимости, потенциальной опасности для жизни или здоровья граждан обусловливает потребность в государственном регулировании этих вопросов.
1. Конституция Республики Беларусь: 15 марта 1994 г., с измен, и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2. О здравоохранении: Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. О лекарственных средствах : Закон Респ. Беларусь от 26 июля 2006 г. № 161-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
4. Услуги здравоохранения в системе национальной экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] // БГЭУ. – Режим доступа: http://bseu.by:8080/bitstream/edoc/70607/1/Grintsevich_P._S..pdf.
5. Решеников, А.В. Экономика и управление в здравоохранении : учебник и практикум для вузов / А. В. Решетников, Н. Г. Шамшурина, В. И. Шамшурин. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 303 с.
6. Государственное регулирование рынка медицинских услуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://science-bsea.bgita.ru/2010/ekonom_2010_2/kucherjavenko_gos.htm.
7. Колосницина, М.Г. Экономика здравоохранения / М.Г. Колосницина, И.М. Шейман, С.В. Шишкин. – М., Высшая школа Экономики, 2014. – 480 с.
8. Стародубов, В.И., Щепин, О.П. Общественное здоровье и здравоохранение: национальное руководство / В.И. Стародубов, О.П. Щепина. – М.: ГЭОТАРМедиа, 2015. – 624с.
9. Вялков, А.И., Кучеренко, В.З. Управление и экономика здравоохранения: уч. Пособие / А.И. Вялков, В.З. Кучеренко. – 3-е изд. доп. – М.: ГЭОТАРМедиа , 2015. – 664 с.
10. Краткая информация о реализации Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/upload/dadvfiles/Краткая%20информация%20по%20ГП%20ЗН%20и%20ДБ%202.pdf.
11. Государственная программа развития фармацевтической промышленности Республики Беларусь на 2021 - 2025 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/upload/dadvfiles/158370.RTF.
12. Основные характеристики государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011 - 2015 годы и на период до 2020 года годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/ru/ministerstvo/gosudarstvennye-programmy/osnovnye-kharakteristiki-gosudarstvennoy-programmy-po-preodoleniyu-posledstviy-katastrofy-na-chernob.php.
13. Здоровье-2020 – основы европейской политики и стратегия для XXI века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.euro.who.int/ru/health-topics/health-policy/health-2020-the-european-policy-for-health-and-well-being.
14. Информатизация выходит на новый уровень [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.medvestnik.by/ru/officially/view/informatizatsija-vyxodit-na-novyj-uroven-16400-2017/.
15. О внесении изменений и дополнений в постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 120 и от 31 октября 2007 г. № 99: постановление Министерства здравоохранения от 9 сентября 2014 г. № 66 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
16. Об установлении перечня лекарственных средств, реализуемых без рецепта врача: постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 5 июня 2012 г. № 55 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
17. Разъяснительное письмо Министерство здравоохранения Республики Беларусь 25.11.2014 № 12-2-06/828-1195 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
18. Об утверждении Инструкции о порядке выписывания рецепта врача и создания электронных рецептов врача: постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 октября 2007 г. № 99 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
19. Об утверждении Инструкции о порядке выписки рецепта врача и создания электронных рецептов врача: постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 31 октября 2007 г. № 99 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
20. Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 120: постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 23 октября 2020 г. № 86 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
21. Джупарова, И. А. Оценка доступности лекарственных средств отдельным категориям граждан / И. А. Джупарова // Медицина и образование. – 2017. – № 5. – С. 15 – 21.
22. Подвязникова, М. В. Принцип доступности предоставления лекарственных средств при амбулаторном оказании медицинской помощи / М. В. Подвязникова // Вестник юридической академии. – 2016. – № 2 (23). – С. 35 – 38.
23. Колоцей, И. А Конституционные основы правового регулирования лекарственного обеспечения / И. А. Колоцей // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2019. – № 2. – С. 71 – 74.
24. Тельнова, Е. А. Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми ЛС: состояние, проблемы, перспективы / Е. А. Тельнова, Г. А. Петроченкова, А. С. Румянцев // Вестник Минздрава. – 2018. – № 3. – С. 7 – 11.
25. Резвых, Ю. А. Современные проблемы реализации законодательства в области здравоохранения / Ю. А. Резвых, Г. Н. Ковальская // Медицинский журнал. – 2018. – № 7 (114). – С. 73 – 76.
26. Тельнова, Е. А. Нормативно-правовая база как основа успешной организации лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан / Е. А. Тельнова // Вестник Минздрава. – 2018. – № 1. – С. 77 – 88.
27. О государственной адресной социальной помощи : Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
28. Обеспечение качества лекарственных средств для медицинского применения / М. А. Мурашко, Д. В. Пархоменко, В. В. Косенко, И. В, Крупнова // Вестник Росздравнадзора. – 2015. – № 1. – С. 6 – 16.
29. Медведева, М. А. Реализация прав беременных женщин на медицинскую помощь / М. А. Медведева, Н. В. Воронкова, Ф. М. Хакимов // Science Time. – 2015. – № 1 (13). – С. 330 – 335.
30. Хосева, Е. Н. Организация контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств на государственном уровне для отдельных категорий / Е. Н. Хосева, Т. Е. Морозова // Качественная клиническая практика. – 2018. – № 2. – С. 53 – 58.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты