Особенности организации воспитательной и психологической работы с осужденными за сексуально-насильственные преступления
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности организации воспитательной и психологической работы с осужденными за сексуально-насильственные преступления»
по дисциплине: «Психология и педагогика»
2021
45.00 BYN
Особенности организации воспитательной и психологической работы с осужденными за сексуально-насильственные преступления
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология и педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ ЗА СЕКСУАЛЬНО-НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
1.1 Социально-психологические особенности осужденных за сексуально-насильственные преступления
1.2 Воспитательная работа с осужденными за сексуально-насильственные преступления
1.3 Психологическая работа с осужденными за сексуально-насильственные преступления
2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ЗА СЕКСУАЛЬНО-НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
2.1 Психологические технологии исправления осужденных за сексуально-насильственные преступления
2.2 Педагогические технологии исправления осужденных за сексуально-насильственные преступления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Изучение психологических особенностей лиц, совершающих сексуальные преступления, кажется особенно актуальной проблемой. Во-первых, с изменением отношения общества к этой проблеме возникает необходимость нового понимания, учитывая менталитет общества и конкретные социальные задачи. Во-вторых, в современном обществе объективно назрела необходимость изучения психологических характеристик, осужденных за сексуальные преступления против детей до 14 лет – в связи с ростом преступлений этого характера. В-третьих, для эффективного решения проблем психологической практики существует теоретическая и эмпирическая потребность в понимании и раскрытии механизмов влияния бессознательных характеристик индивида на его преступное поведение.
Объект исследования: работа с осужденными, а предмет – воспитательная и психологическая работа с осужденными за сексуально-насильственные преступления.
Цель курсовой работы: определить особенности организации воспитательной и психологической работы с осужденными за сексуально-насильственные преступления. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности организации воспитательной и психологической работы с осужденными за сексуально-насильственные преступления.
2. Проанализировать психолого-педагогические технологии исправления осужденных за сексуально-насильственные преступления.
Методы: общенаучные (анализ, синтез, обобщение).
1 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ ЗА СЕКСУАЛЬНО-НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
1.1 Социально-психологические особенности осужденных за сексуально-насильственные преступления
Обзор большого количества современных исследований по этому вопросу включает в себя рассмотрение социальных и правовых характеристик преступника, а также рассмотрение его социального и семейного статуса и других социально-психологических характеристик. При этом причины формирования и психологические особенности личности насильника остаются недостаточно изученными.
Для нового взгляда на эмпирическое рассмотрение психологических особенностей лиц, совершающих сексуальные преступления, необходимо использовать гуманструктурную модель личности Г. Амона. Под структурой личности он понимает «комплексно дифференцированные структурные образования с разделением первичных нейрофизиологических и биологических функций человека; центральные бессознательные функции, такие как агрессия, страх, сексуальность, креативность, нарциссизм т.н.; вторичные сознательные функции, которые определяют содержание способностей и навыков человека» [18, с. 112].
Основная концепция личности Г. Амона – это Я-личность, которое обеспечивает целостность личности и тесно связано с другими центральными функциями, деятельность которых является посредником. Структура центральных Я-функций, в значительной степени обусловленная характером идентичности, в свою очередь гарантирует ее сохранение и развитие. Таким образом, процесс развития психологических качеств личности насильника может быть понят в рамках этой модели как процесс преобразования.
2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ЗА СЕКСУАЛЬНО-НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
2.1 Психологические технологии исправления осужденных за сексуально-насильственные преступления
Исправление осужденных представляет собой сложный процесс, включающий параллельное достижение трех целей в изменении личности:
1) устранение криминогенных склонностей;
2) формирование и развитие тех качеств личности, которые обеспечивают ее законопослушную социальную адаптацию и способность правомерно решать жизненные задачи;
3) укрепление антикриминальной устойчивости личности, выражающей способность противостоять криминогенным влияниям других лиц и жизненных условий, а также собственных влечений. Решение таких формирующих задач требует использования психолого-педагогических технологий, а также создания организационно-правовых и социокультурных условий, благоприятных для исправительного процесса.
В качестве организационно-правовых условий выступают условия жизнедеятельности осужденных, которые создаются в рамках правовых регламентаций, в том числе включают условия режима отбывания наказания, организацию трудовой и иной полезной деятельности осужденных, выполнение ими определенных социальных функций. Социокультурные условия представляют собой прежде всего социальное окружение осужденного, характер взаимодействий с сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС), с другими осужденными, которые несут в себе различные социальные влияния, информационный поток, стиль общения, культурную сторону бытовых условий. Организационно-правые и социокультурные условия могут по-разному влиять на внутренний мир осужденных, следовательно, на решение исправительных задач, – способствовать их исправлению или не только затруднять его, но и обусловливать усиление криминальной зараженности личности. С этой точки зрения они выступают как психолого-педагогические условия, т. е. представляют собой условия, несущие психолого-педагогические влияния [3, с. 13-14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Социально-психологические особенности осужденных за сексуально-насильственные преступления: стремление жить сегодняшним днем, деструктивная склонность к разрушению контактов и отношений, деструктивные поступки вплоть до неожиданных порывов насилия, тенденцией к вербальному выражению гнева и ярости, разрушительным действиям или фантазиям, стремление к силовому решению проблем, склонность к обесцениванию людей и др. Воспитательная работа с осужденными за сексуально-насильственные преступления представлена следующими направлениями деятельности: нравственное и духовное, правовое, трудовое, физическое, санитарно-гигиеническое и эстетическое, которые направлены на формирование определенных качеств личности, способствующих успешной реализации всех средств исправления. В свою очередь психологическая работа с осужденными за сексуально-насильственные преступления включает следующие особенности: оказание помощи осужденному в процессе его адаптации к условиям пребывания в учреждении, проведение с нарушителями установленного порядка отбывания наказания воспитательных мероприятий, организация и проведение мероприятий с лицами, состоящими на профилактическом учете, склонными к нарушению режима отбывания наказания, предупреждение межличностных конфликтов и других негативных проявлений в среде осужденных.
2. Психологические технологии исправления осужденных за сексуально-насильственные преступления должны включать следующие элементы: устранение криминогенных склонностей, формирование и развитие тех качеств личности, которые обеспечивают ее законопослушную социальную адаптацию и способность правомерно решать жизненные задачи, укрепление антикриминальной устойчивости личности, выражающей способность противостоять криминогенным влияниям других лиц и жизненных условий, а также собственных влечений.
1. Антонян, Ю.М. Изнасилования: причины и предупреждение: пособие / Ю.М. Антонян, В.П. Голубев, Ю.Н. Кудряков. – М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1990. – 192 с.
2. Антонян, Ю.М. Об истоках формирования личности преступника / Ю.М. Антонян // Личность преступника и вопросы исправления и перевоспитания осуждённых. Сборник научных трудов ВНИИ МВД. – М., 1990. – С. 76.
3. Антонян, Ю.М. Потребности и межличностные позиции виновных в совершении изнасилования / Ю.М. Антонян, А.В. Астрашабов, В.В. Кулинич // Личность преступника и исполнение уголовных наказаний. Сборник научных трудов ВНИИ МВД. – М., 1991. – С. 9-18.
4. Антонян, Ю.М. Сексуальная преступность / Ю.М. Антонян // Насильственная преступность в России. РАН, ИНИОН и др. Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом. – М., 2001. – С. 24-25.
5. Антонян, Ю.М. Экспертное исследование сексуального поведения по конкретным уголовным делам / Ю.М. Антонян, А.А. Ткаченко, Б.В. Шостакович // Криминологические проблемы преступного поведения. Сборник научных трудов ВНИИ МВД. – М., 1991. – С. 34-41.
6. Астрашабов, А.В. Социальнопсихологический подход к изучению причин изнасилований / А.В. Астрашабов, В.В. Кулинич // Личность преступника и вопросы исправления и перевоспитания осуждённых. Сборник научных трудов ВНИИ МВД. – М., 1990. – С. 32-39.
7. Верещагин, В.А. Особенности личности и поведения лиц, совершающих изнасилования / В.А. Верещагин // Личность преступника и вопросы исправления и перевоспитания осуждённых. Сборник научных трудов ВНИИ МВД. – М., 1990. – С. 22-32.
8. Горшкова, Е.Н. Серийные сексуальные убийства среди лиц нетрадиционной ориентации. Тезисы научнопрактической конференции «Насилие. Личность. Общество». – М., 2000. – С. 93-94.
9. Гульдан, В.В. Личность сексуального преступника с психическими аномалиями (ВНИИО и СП им В. П. Сербского) / В.В. Гульдан // Личность преступников и индивидуальное воздействие на них. Сборник научных трудов ВНИИ МВД. – М., 1989. – С. 17-28.
10. Дмитриева, Т.Б. Личность серийных насильников / Т.Б. Дмитриева, М.И. Могачёв, Б.В. Шостакович // Механизмы человеческой агрессии. Сборник научных трудов ВНИИ МВД. – М., 2000. – С. 37-55.
11. Исправительная (пенитенциарная) педагогика: учебник для слушателей и курсантов учеб. заведений МВД РФ / М.П. Стурова, С.И. Кузьмин, А.И. Зубков и др.; под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. – Рязань: РВШ МВД РСФСР, 1993. – 397 с.
12. Кадыров, Р.В. Психологические особенности осуждённых, совершивших преступления сексуального характера / Р.В. Кадыров // Социосфера. – 2010. –№ 4. – С. 104-112.
13. Литвишков, В.М. Пенитенциарная педагогика. Курс лекций / В.М. Литвишков, А.В. Митькина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 400 с.
14. Миронов, Д.В. Серийные убийства по сексуальным мотивам: некоторые психологические компоненты профиля личности преступника / Д.В. Миронов // Следователь. – 1998. – № 3. – С. 51-52.
15. Могачёв, М.И. Криминологичесние особенности многоэпизодных изнасилований / М.И. Могачёв // Российский следователь. – 1999. – № 5. – С. 12-15.
16. Могачёв, М.И. Серийные изнасилования как форма насильственного поведения. Тезисы научнопрактической конференции «Насилие. Личность. Общество». – М.: ВНИИ МВД, 2000. – С. 94.
17. Пастушеня, А.Н. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы / А.Н. Пастушеня // Научно- практический комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменко; под общ. ред. В.М. Хомича. – Минск: ГУИСТ БГУ, 2012. – 696 с.
18. Пастушеня, А.Н. Исправительная психология: учебное пособие / А.Н. Пастушеня. – Минск: Академия МВД, 2019. – 271 с.
19. Стуканов, В.Г. Исправительная психология: учебное пособие / В.Г. Стуканов. – Минск: Академия МВД, 2013. – 395 с.
20. Стурова, М.П. Пенитенциарная педагогика. Курс лекций / М.П. Стурова, Н.А. Тюгаева. – Рязань: Академия ФСИН России, 2010. – 424 с.
21. Фурманов, И.А. Агрессивность осужденных за насильственные преступления сексуального характера и ненасильственные преступления как предиктор насильственных аттитюдов в отношении женщин / Психология, педагогика и социология в правоохранительной деятельности: сб. науч. трудов. Вып. 2. – Минск: Академия МВД, 2020. – 207 с.
22. Шарков, А.В. Уголовно-исполнительное право: учебник / А.В. Шарков. – Минск: Тесей, 2008. – 384 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты