Современные подходы и методы формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Современные подходы и методы формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
2021
45.00 BYN
Современные подходы и методы формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания
Организация: Cредняя школа № 33 имени В. Д. Черняховского, ГУО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты изучения современных подходов и формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения
1.1 Определение понятие «здоровый образ жизни» и его составляющие
1.2 Современные подходы в формировании здорового образа жизни
1.3 Принципы и методы формирования здорового образа жизни учащихся
2 Эмпирическое исследования формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения
2.1 Проведение и анализ результатов констатирующего этапа эксперимента
2.2 Методы и средства работы с подростками по формированию здорового образа жизни
2.3 Анализ и оценка результатов опытно-практической работы
Заключение
Список использованных источников
Введение
Проблема здоровья и формирования здорового образа жизни среди подростков не только чрезвычайно важна, но и является одной из ключевых для всей нашей страны.
Сегодня в Беларуси в целом проблема ухудшения состояния здоровья развивается не только у пожилых и наследственно больных, но и у такой группы населения, как подростки.
Подростки – это особый сегмент населения, состояние здоровья которого является «барометром» социального благополучия и уровня медицинского обслуживания предыдущего периода детства, а также предвестником изменений в состоянии здоровья населения в ближайшие годы.
По большей части подростки не имеют четкого опытного представления о здоровье, для них это своего рода абстракция. Во многом именно поэтому здоровье и здоровый образ жизни занимают далеко не самые высокие позиции в иерархии ценностей подростков.
К сожалению, ценности и мировоззренческие установки многих подростков сформированы таким образом, что они противоречат ценностям здорового образа жизни. Конечно, на это влияет качество продуктов, окружающая среда и уровень развития медицины, но, на наш взгляд, ключевую роль в том, что делает человека здоровым, играет сам человек, его образ жизни, психологическое состояние, установки, образ мышления. Именно вышеуказанные особенности обусловили выбор и актуальность исследования.
Цель исследования: выявить современные подходы и методы формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты изучения современных подходов и формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения.
2. Провести эмпирическое исследования формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения.
Объект курсовой работы: здоровый образ жизни.
Предмет: современные подходы и методы формирования здорового образа жизни.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение) и эмпирические (анкетирование, статистические).
1 Теоретические аспекты изучения современных подходов и формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения
1.1 Определение понятие «здоровый образ жизни» и его составляющие
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни человека, который помогает поддерживать здоровье, улучшать самочувствие и защищать себя от чрезмерного стресса, контролируя свое поведение, питание и привычки. Она направлена на снижение риска неинфекционных заболеваний и характеризуется исключением или уменьшением таких факторов риска для здоровья, как курение, употребление алкоголя, чрезмерное потребление кофеина, нерациональное питание, нерегулярный режим сна и недостаточная физическая активность. Это также включает в себя борьбу со стрессом.
Здоровый образ жизни подразумевает психическое здоровье, воздержание от употребления табака и алкоголя, здоровое питание, физическую активность, физические упражнения, спорт и т.д. поддающиеся изменению формы поведения, такие как употребление табака, отсутствие физической активности, нездоровое питание и употребление алкоголя, повышают риск развития неинфекционных заболеваний (НИЗ).
Принципы здорового образа жизни обычно закладываются в раннем возрасте, поэтому для формирования здорового образа жизни важно обучать людей на этом этапе их обучения. Привычки, сформированные в юности, часто сохраняются и во взрослой жизни [16, с. 65].
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровый образ жизни направлен на снижение риска серьезных заболеваний и преждевременной смерти. Это улучшает здоровье", помогает вам наслаждаться все большим и большим количеством аспектов вашей жизни. это помогает твоей семье". 4 аспекта являются наиболее важными для здорового образа жизни: отказ от табака, отказ от алкоголя, физическая активность и здоровое питание.
1. Курение
2. Воздержание от алкоголя и других наркотиков
3. Здоровое питание – количественно умеренное, употребление продуктов питания, потребление которых связано с увеличением потенциала здоровья. отказ от пищи, потребление которой связано с увеличением рисков хронических заболеваний и смертности от всех причин.
2 Эмпирическое исследования формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения
2.1 Проведение и анализ результатов констатирующего этапа эксперимента
Для достижения цели и решения поставленных практических задач были использованы следующие методы: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
На этапе констатирующего эксперимента фиксируется некоторый показатель знаний о здоровом образе жизни, которые сложились в обычных условиях обучения и воспитания.
Целью констатирующего эксперимента являлась выявление знаний подростков о факторах, влияющих на здоровый образ жизни и самооценка уровня здоровья.
Опытно - практическая работа проводилась на базе средней школы № 33 имени В. Д. Черняховского в 6 «В» классе. В исследовании принимали участие 15 детей, из них 9 девочек и 6 мальчиков.
Для проведения констатирующего этапа были специально отобраны три методики: методика «Самооценка уровня здоровья» (Вайнер Э.Н., Волынская Е.В.), методика «Отношение учащихся к ценности здоровья и здорового образа жизни» (Головешко Лариса Васильевна), методика «Что вы знаете о здоровом образе жизни?» (Наталия Литвиненко).
Методика «Самооценка уровня здоровья»
Цель: выявление самооценки уровня здоровья у подростков.
Мы раздали на каждого учащегося по одному экземпляру теста с вопросами и ручку. Тест состоит из 8 вопросов. Время проведения 15 минут. Учащимся было необходимо ответить на вопросы и выделить тот ответ который они считают нужным.
В ходе тестирования фиксировались ответы учащихся. Учитывалось количество отрицательных и положительных выборов. За отрицательный ответ ставилось 0 баллов, а за правильный ответ от 1 до 2 баллов.
Каждый ответ учащегося анализировался отдельно. Делались выводы по выбранным ответам учащихся.
Заключение
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни человека, помогающий сохранить здоровье, улучшить самочувствие и уберечься от излишнего стресса путём контроля над собственным поведением, питанием и привычками. Приобщение человека к здоровому образу жизни следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Здоровье во многом зависит от образа жизни. В сфере инновационной деятельности в области физической культуры и спорта необходимо большое внимание уделят поиску новых организационных форм физкультурно-оздоровительной работы с учащимися в рамках учебного процесса и во внеучебное время. Здоровый образ жизни (ЗОЖ)-это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Сюда входят все сферы человеческого существования – начиная с питания и заканчивая эмоциональным настроем. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на полное изменение прежних привычек, касающихся еды, режима физической активности и отдыха.
На основании полученных результатов в ходе констатирующего этапа экспериментальной работы, нами была выявлена необходимость в разработке программы, направленной на формирования здорового образа жизни, через обогащение знаний о здоровом образе жизни и ценностного отношения к своему здоровью Программа формирующего этапа исследования состояла из 3 блоков. Занятия первого блока были направлены на усиление знаний у учащихся о здоровом образе жизни. Второй блок был направлен на повышение интереса к спорту. Третий блок занятий был направлен на формирование ценностного отношения к здоровью. Занятия включали в себя следующие элементы: ритуал приветствия; разминка; основное содержание занятие (информация, беседа, рассуждения, проведение игр, упражнений); рефлексия прошедшего занятия; ритуал прощания. Работа осуществляется с помощью различных методов психологического воздействия: метод поведенческого тренинга, групповая дискуссия, анализ ситуаций и другие. С целью анализа и оценки результативности опытно-экспериментальной работы нами был проведен контрольный этап эксперимента. Проанализировав и обобщив данные, мы можем сказать, что в среднем повысился уровень знаний подростков о факторах, влияющих на здоровый образ жизни и самооценка уровня здоровья на 80%. Таким образом, апробированная нами серия занятий показала результативность предложенной работы.
1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. – М.: Молодая гвардия, 2011. – 192 с.
2. Ананьев, В.А. Основы психологии здоровья / В.А. Ананьев // Концептуальные основы психологии здоровья. - СПБ.: Речь, 2010. – С. 87-94.
3. Антропова, М.В. Гигиена детей и подростков / М.В. Антропова. – М.: Медицина, 2000. – 335 с.
4. Бажуков, С.М. Здоровье детей – общая забота: организация физического воспитания школьников / С.М. Бажуков. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 127 с.
5. Белецкая, В.И. Школьная гигиена / В.И. Белецкая, З.П. Громова, Т.И. Егорова. – М.: Просвещение, 2009. – 371 с.
6. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания / Я.С. Вайнбаум. – М.: Просвещение, 1986. – 132 с.
7. Вайнер, Э.Н. Самооценка уровня здоровья учащихся / Э.Н. Вайнер, Е.В. Волынская. – М.: Флинта, 2010. – 55 с.
8. Воробьев, В.И. Слагаемые здоровья / В.И. Воробьев. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. – 223 с.
9. Запорожченко, В.Г. К понятию здоровый образ жизни / В.Г. Запорожченко // Международная научная конференция Здоровый образ жизни (Ленинград, 12-14 декабря 1990г.): тезисы доклада. Часть 1. – Новгород, 2013. – 26 с.
10. Запорожченко, В.Г. Образ жизни и вредные привычки / В.Г. Запорожченко. – М.: Медицина, 1984. – 33 с.
11. Исаев, А. Если хочешь быть здоров / А. Исаев. – М: Физкультура и спорт, 1998. – 352 с.
12. Исакова, Е. Возлюби ближнего как самого себя. Формирование у детей навыков здорового образа жизни / Е. Исакова // Дошкольное воспитание. − 2014. − № 3. − С. 13-16.
13. Козлова, Т.В. Физкультура для всей семьи / Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 463 с.
14. Колбанов, В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения / В.В. Колбанов. – СПб.: ДЕАМ, 2013. – 232 с.
15. Колесов, В.Д. Предупреждение вредных привычек у школьников / В.Д. Колесов. –М.: Педагогика, 2001. – 176 с.
16. Коростелев, Н.Б. Шаг за шагом: твой календарь здоровья / Н.Б. Коростелев. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 95 с.
17. Коршунова, Н. 5 слагаемых здорового образа жизни / Н. Коршунова // Здоровье. – 2010 - №2. – С. 5-8.
18. Куинджи, Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников / Н.Н. Куинджи. –М.: Аспект Пресс, 2011. – 139 с.
19. Лебедева, Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника / Н.Т. Лебедева. – Минск: Народная света, 1996. – 144 с.
20. Фонарев, М.И. Лечебная физическая культура при детских заболеваниях / М.И. Фонарев, Т.А. Фонарева. – Л.: Медицина, 1981. – 350 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты