ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГИБКОСТИ КАК ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА
1.1 Понятие гибкости и ее классификация
1.2 Факторы, обуславливающие проявление гибкости
1.3 Особенности развития гибкости в зависимости от возраста и пола
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ
2.1 Средства и методы воспитания гибкости
2.2 Методика развития гибкости
2.3 Методы измерения уровня развития гибкости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что гибкость является одним из ведущих физических качеств.
Гибкость является одним из признаков общей оценки уровня физической подготовленности человека, важным показателем его физического потенциала и двигательных возможностей и, кроме того, во многом определяет успех в физкультурно-спортивной деятельности
Гибкость быстрее других физических качеств утрачивается с возрастом при отсутствии специальной тренировки. Именно поэтому некоторые ученые считают уровень гибкости мерилом возраста человека.
Хорошо развитая гибкость позволяет сохранять легкость движений, обеспечивает скорость и экономичность движений, в тоже время, ее недостаточность препятствует этому, может приводить к замедлению телесного развития и в целом снижать состояние здоровья.
Гибкость в суставах, в позвоночнике можно сохранить до старости. Это наблюдается у людей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, артистов балета, которые регулярно выполняют специальные физические упражнения.
Именно потому ее нужно развивать чуть ли не с самого раннего детства и делать это по системному подходу.
Следует подчеркнуть, что достаточный уровень гибкости позволяет поддерживать оптимальную пространственную структуру движения, которая существенна для основных физических качеств и, как следствие, регулирует энерготраты человека.
Диапазон движения в пределах суставов и так называемая «тугоподвижность суставов» снижаются из-за травм, недостаточной физической активности или иммобилизации, а также эффекта старения организма. Укороченные мышцы могут привести и к неправильной осанке тела, боли в нижней части спины.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГИБКОСТИ КАК ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА
1.1 Понятие гибкости и ее классификация
Вся двигательная деятельность человека зависит от строения и особенностей его тела. Совокупность особенностей тела человека характеризует разнообразие и многообразие его движений, которые выражаются в перемещениях тела индивида во времени и в пространстве.
Для того, чтобы эффективно сформировать двигательные навыки, необходимо активно развивать различные физические качества, например, такие, как гибкость, выносливость, координация и многие другие [5].
Возможность человека осуществлять движения с максимально возможной амплитудой называют определением «гибкость». Гибкость 6 является одним из пяти основные физических свойств человеческого организма. Она определяется степенью подвижности элементов опорно-двигательной системы и возможностью осуществлять движения с большой амплитудой.
Научно доказано, что именно гибкость обеспечивает человеку хорошую координацию движений в процессе двигательной активности, что позволяет быстрее формировать правильную технику движений, развивать все физические качества, более экономично расходовать энергетические ресурсы организма.
Кроме того, оптимальный уровень развития гибкости позвоночного столба человека позволяет обеспечить ему правильную осанку. Для улучшения подвижности позвоночного столба мышцы, приводящие его в движение, должны иметь способность оптимально растягиваться.
Лях В.И. определяет гибкость как одно из важнейших физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой [15].
Надлежащая гибкость способствует не только экономичности и быстроте движений, но также и приумножает путь результативного приложения усилий при осуществлении физических упражнений. В то же время недостаточность гибкости, напротив, мешает полноценной жизни и затрудняет координацию движений из-за того, что ограничивает перемещения отдельных звеньев тела [7.].
Гибкость способна наделять индивида главным умением искусного владения своим телом, умением ощущать его, постоянно взаимодействовать с ним, знать его возможности и применять их, распоряжаться им. Данное умение особенно ценилось, и к его приобретению устремлялись еще древние люди [60].
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ
2.1 Средства и методы воспитания гибкости
В качестве средства развития гибкости используются упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их также называют упражнениями на растяжку. Основными ограничителями диапазона движений являются мышцы антагонисты. Растяжение соединительной ткани этих мышц, придание мышцам эластичности и упругости (например, резинкой) является задачей упражнений на растяжку [13].
Среди упражнений на растяжку выделяют: активные, пассивные и статичные.
Активные упражнения включают колебательные, вращательные, пружинящие движения, наклоны, выпады и тому подобные движения в различных суставах. Активные упражнения можно выполнять без веса и с небольшим весом (3-5 кг.). Использование малых весов повышает эффективность упражнений на гибкость, благодаря увеличению амплитуды движений (благодаря применению силе инерции). Упражнения на гибкость можно выполнять и с предметами (гимнастические палки, обручи и т. д.) [25].
Пассивные упражнения - связаны с преодолением сопротивления растянутых мышц и связок за счет тяжести тела или отдельных его частей, а также с помощью вспомогательных средств (гири, партнер, резиновый амортизатор и т. д.). Значение веса не должно превышать 50% уровня силовых возможностей растянутых мышц. Развитию пассивной гибкости способствуют различные движения, использующие собственную силу (подтягивание туловища к ногам, сгибание руки другой рукой и т. д.) [12].
Статические упражнения, выполняемые с помощью партнера, собственного веса тела или внешней силы, требуют поддержания фиксированного положения с амплитудой ограничения в течение определенного времени (6-9 секунд). Затем следует расслабление, а затем повторение упражнения.
Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется выполнять, активно выполняя движения с постепенно увеличивающейся амплитудой, с использованием пружинистых «самозахватов», покачиваний, маховых движений [9].
Чтобы развить и улучшить гибкость, методологически важно определить оптимальные пропорции при использовании упражнений на растяжку, а также правильную дозировку нагрузок. Если необходимо добиться заметного сдвига через 3-4 месяца, рекомендуется использовать следующие соотношения при использовании упражнений: примерно 40% активные, 40% пассивные и 20% статичные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическая гибкость является показателем здоровья человека. Развитие данного качества благоприятно сказывается на самоощущении в условиях современного мира. Гибкость – качество, которое под силу развить каждому человеку при наличии стремления, силы воли и правильного подхода.
Гибкость помогает предотвратить болезни. Напряжение в мышцах влияет на кровообращение, что мешает питательным веществам двигаться по организму. Когда вы развиваете гибкость и делаете упражнения на растяжку увеличивается приток крови к мышцам и суставам. Этот фактор снижает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.
Развитие гибкости способствует поддержанию хорошей осанки. Скованные мышцы способны спровоцировать развитие плохой осанки. Например, при возникновении нагрузки или перенапряжения в одной части тела начинает страдать другая, что усиливает нагрузку на позвоночник.
Гибкость обусловлена следующими факторами: строением суставов, эластическими свойствами мышц и суставных связок, кожи, подкожной основы и соединительной ткани, объемом и нервной регуляцией тонуса мышц, гибкость определяется уровнем развития силы мышц, производящих данное движение и степенью растяжимости тех мышц, которые находятся на противоположной стороне конечности.
Уровень гибкости зависит от многих внешних факторов, а также от пола и возраста (у женщин уровень он выше, чем у мужчин).
Наибольшее увеличение пассивной гибкости наблюдается в возрасте 9-10 лет, активной – 10-14 лет.
Выделяют периоды естественного ускоренного прироста гибкости. У девочек наиболее высокие темпы прироста отмечены в 14-15 и 16-17 лет, у мальчиков – в 9-10, 13-14 и 15-16 лет.
Возраст – 13-15 лет наиболее благоприятный для развития подвижности в различных суставах.
Аналогичным образом, развитие гибкости мышц в нижней части тела – бедра, квадрицепсы, сгибатели бедра, способны помочь снизить нагрузку на поясницу и уменьшить хроническую боль в спине.
1. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта// И.С.- Барчуков М.: КноРус, 2011.- 368с.
2. Береснева И.А. Особенности развития гибкости у художественных гимнасток 5-7 лет разных самотипов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - №6. - С. 36.
3. Бумарскова, Н. Н. Комплексы упражнений для развития гибкости. Учебное пособие / Н.Н. Бумарскова. - М.: МГСУ, 2015. - 128 c.
4. Васильков А.А.Теория и методика физического воспитания: учебник / А. А. Васильков. -- Ростов н/Д : Феникс, 2008. -- 381 с. : ил.
5. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А. А. Васильков. -- Ростов н/Д : Феникс, 2008. -- 381 с
6. Галеева, М.Р. - Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена: Учебное пособие /М.Р. Галеева. - Киев, 2000. - 56 с.
7. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
8. Дерябина, Г.И. Физиологические основы развития двигательных качеств. Часть II. Сила, быстрота, ловкость и гибкость : Учеб.-метод. пособие / Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. - гл. 1 - С. 10
9. Доленко, Ф. Л. Определение гибкости тела человека / Ф. Л. Доленко // Теория и практика физической культуры. 1984. - № 7. - С. 40-42.
10. Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры. Курс лекций / И.В. Еркомайшвили.- Екатеринбург: изд-во «Высшая школа», 2004.-192с.
11. Жданов, С. И. Теоретические основы физической культуры : учебно-методическое пособие / С. И. Жданов. - Орск : Издательство ОГТИ, 2010. - 147 с.
12. Карасев А.В Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств: учеб. пособие / А.В. Карасев. - М.: Лептос, 2004. -368 с.
13. Костенок, П.И. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта /П.И. Костенок// Физиология человека - 2007. - Т.23, № 6. - С. 65-73.
14. Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2008, с. 18.
15. Кудрявцев М.Д. Методика развития гибкости у студентов вузов: учеб.-практ. пособие / М.Д.Кудрявцев, Т.А. Мартиросова, Л.Н. Яцковская. - Красноярск: КГТЭИ, 2010. -289 с.
16. Курамшин, Ю.Ф. Общая характеристика физических способностей / Ю.Ф. Курамшин // Теория и методика физической культуры: Учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - гл. 8. - С. 106-122
17. Лях, В. И. Гибкость : основы измерения и методики развития / В. И. Лях // Физическая культура в школе. 1999. - № 1. - С. 4-10.
18. Манько, Л.Г. Развитие гибкости у гимнасток 10-12 лет на основе сопряжённой физико-технической подготовки: дис ... канд. пед. наук: 13.00.04 /Людмила Геннадьевна Манько.- Санкт-Петербург, 2015.- 189 с.
19. Мартиросов, Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии /Э.Г. Мартиросов// Физиология человека. - 1982. - №7. - С. 19.
20. Матвеев Л. П. - Теория и методика физического воспитания. Т.I: Учебник /Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 229 с.
21. Москаленко, Е.А. Общая характеристика гибкости как физического качества и факторы ,влияющие на развитие гибкости / Е.А. Москаленко //Обучение и воспитание: методики и практика.- 2014. -№ 11. -С. 125-128
22. Петров, П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник для студентов высших учебных заведений. - ВЛАДОС; 2014.
23. Погадаев, Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2004.
24. Прус Е. А. Развитие двигательных способностей на уроках физической культур // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф.— Чита: Издательство М. ученый, 2014. — С. 140-142.
25. Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости: Учебное пособие /Б.В. Сермеев. - М.: Просвещение 2009.- 24с
26. Скрынник, О.В. Теоретические основы физического воспитания. - Уссурийск: ФГОУ ВПО ПГСХА, 2009.- 73с.
27. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. М., ФиС. 2007.
28. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура : учебник / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск : Тесей, 2003. – 528 с.
29. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ-тов высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 480 с.
30. Цыбиз ,Г.Г. Изменения гибкости при различных физических нагрузок/ Г.Г. Цыбиз// Физическое воспитание студентов творческих специальностей.- 2004. -№ 4.- С. 89-96.