Реферат
Введение
1 Теоретические основы организации и методики самостоятельного закаливания лиц
1.1 Возрастные особенности детей школьного возраста
1.2 Общая характеристика закаливания. Содержание и виды
1.3 Особенности самостоятельного закаливания детей школьного возраста
2 Методические особенности самостоятельного закаливания лиц школьного возраста
2.1 Методика самостоятельного закаливания лиц школьного возраста
2.2 Практические рекомендации по организации самостоятельного закаливания детей школьного возраста
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность. На современном этапе укрепление и сохранение здоровья детей школьного возраста является одной из самых главных задач государственной политики в сфере образования. С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих какие-либо заболевания. По статистики больше половины детей школьного возраста имеют по несколько нарушений здоровья.
В данном направлении одним из эффективных средств профилактики заболеваемости у детей является закаливание организма школьников. Закаливание в процессе физического воспитания решает такие задачи как формирование гармоничной личности школьника. Закаливание влияет не только на физические и физиологические показатели, но и на психологические характеристики детей.
Школьный возраст является важным этапов в развитии детей. В данном возрасте закладывается фундамент для дальнейшего физического и психического развития. На данном этапе уже необходимо в полной мере показывать детям важность сохранения и укрепления своего здоровья.
В работах таких авторов как М. Н. Кузнецова., А. И. Павлова., Ю. Ф. Змановского написано о том, что закаливание не только укрепляет организм детей, но и приводит к укреплению всей внутренней системы организма. Также закаливание способствует увеличению активности и работоспособности человека.
Цель исследования: изучить организацию и методику самостоятельного закаливания школьников.
Объект исследования: закаливание детей школьного возраста.
Предмет исследования: организация самостоятельное закаливание детей школьного возраста.
[...]
1 Теоретические основы организации и методики самостоятельного закаливания лиц
1.1 Возрастные особенности детей школьного возраста
Для обучения детей школьного возраста необходим учет психофизиологических особенностей при построении занятий по физической культуре.
Специалисты отмечают, что развитие каждого человека подчинено таким закономерностям как необратимость, постепенность, разновременность (гетерохрония), наследственность и индивидуальность. Таким образом, невозможно вернуться к особенностям строения, сформировавшимся на раннем этапе; в процессе развития чередуются этапы в строго определенной последовательности и происходит чередование этапов торможения и роста; в начале онтогенеза формируются самые важные функциональные системы (учение о гетерохронии, П.К. Анохин); у каждого человека существуют наследственные регуляторные механизмы, нейтрализующие влияние среды; каждый человек обладает индивидуальными особенностями анатомического строения.
Для данного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, поэтому нужно избегать долгих наставлений и указаний, продолжительных монотонных заданий, строго дозировать нагрузки, так как недостаточно развито ощущение усталости. Развитие процессов экстраполяции (способность к предвидению ситуации) появляется в 15-16 лет [14, с. 309].
[...]
2 Методические особенности самостоятельного закаливания лиц школьного возраста
2.1 Методика самостоятельного закаливания лиц школьного возраста
Закаливание является одним из важных аспектов общего физического развития ребенка. Методика самостоятельного закаливания детей школьного возраста предлагает родителям и педагогам набор эффективных и безопасных упражнений, которые способствуют укреплению иммунной системы, формированию стойкого здоровья и развитию адаптивных механизмов организма.
Первый принцип заключается в постепенной адаптации организма к внешним неблагоприятным условиям. Ребенку не следует сразу подвергаться сильным температурным перепадам или экстремальным физическим нагрузкам. Начинать рекомендуется с простых и доступных упражнений, таких как утренняя гимнастика на свежем воздухе. Постепенно можно увеличивать длительность и интенсивность занятий. Важно помнить, что закаливание должно проходить постепенно и плавно, чтобы не навредить здоровью ребенка.
Второй принцип — регулярность занятий. Закаливание детей должно быть систематическим и укладываться в расписание ребенка. Лучше проводить тренировки каждый день, постепенно увеличивая продолжительность и интенсивность физических нагрузок. Постоянство в занятиях помогает организму приспосабливаться к условиям, в которых он находится.
Третий принцип — повышение сложности закаливающих процедур. Постепенно ребенка нужно привыкать к более экстремальным условиям, таким как плавание в прохладной воде, прогулки на свежем воздухе в холодное время года или пребывание в сауне. Но при этом необходимо соблюдать меру и не допускать перегрева или переохлаждения организма.
[...]
Заключение
В ходе теоретического анализа научно-методической литературы нами были сделаны следующие выводы:
1. Понятие «закаливание» - это активный процесс повышения устойчивости организма к воздействию холода. Также под закаливанием понимается как процесс организации мероприятий в режиме дня детей, а не одна процедура. В процессе закаливания организм привыкает к искусственно созданным условиям холода и постепенно адаптируется к низким температурам и водным обливаниям своего тела. Также закаливание способствует повышению функций терморегуляции, которая в свою очередь обеспечивает поддержание оптимальной температуры не в зависимости от температуры внешней среды.
В физическом воспитании принято выделять следующие виды закаливания детей:
-Активное.
-Пассивное.
2. Процесс закаливания строится на нескольких принципах:
- закаливание обязательно необходимо проводить в состоянии полного здоровья детей.
- длительность и интенсивность процедур закаливания обязательно необходимо учитывать для каждого ребенка и исходя из его анатомо-физиологических особенностей.
- полноценный и эффективный эффект процедур закаливания в полной мере зависит от систематичности и постепенности проведения.
3. Период школьного возраста является очень важным и главным периодом в формировании основных физических и психических качеств. От процесса развития и воспитания детей школьного возраста будет в полной мере зависеть его дальнейшее развитие как личности. Данный возраст также очень важный с точки зрения заболеваемости. Дети школьного возраста часто подтверждены инфекционным заболеванием, в том числе и в коллективе.
[...]
1. Абрамович, Д.В. Влияние дополнительных занятий по физической культуре во внеурочное время на физическую подготовленность учащихся среднего и старшего школьного возраста / Д. В. Абрамович. Теория и практика физической культуры. – 2016. – №4. – С. 36-37.
2. Айзман, Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов. – 3-е издание, стереотипное. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017. – 214 c.
3. Борисова, М. Проблема формирования основ здорового образа жизни ребенка / М. Борисова, К. Валевская. // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2020. – № 3. – С. 19-21.
4. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. – М.: Издательский центр «Академия» 2016. – 198 с.
5. Глебов, Е. Карточки здоровья / Е. Глебова. // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2019. – № 3. – С. 43.
6. Гун, Г. Здоровье детей – это фундамент нашего будущего / Г. Гун, И. Зотов // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2020. – № 8. – С. 31-35.
7. Гурьев, С. В. Технологии физического воспитания: монография / С. В. Гурьев. – Москва: Русайнс, 2020. – 132 с.
8. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 2012. – 342 с.
9. Дубинецкая, С.Г. Поговорим о закаливании / С.Г. Дубинецкая. – Тамбов, 2015. – С. 38-39.
10. Здоровье ребенка. Большая медицинская энциклопедия. – Саратов: Научная книга, 2019. – 980 c.
11. Ильинич, В.И. Физическая культура студента / В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2010. – 213 с.
12. Крукович, Е. В. Состояние здоровья детей и определяющие его факторы: монография / Е. В. Крукович, Л. В. Транковская. – Владивосток: Медицина ДВ, 2018. – 216 с.
13. Лободин, В. Система смыслов как основа здоровья и безопасности детей / В. Лободин // Основы безопасности жизнедеятельности. –2020. – № 8. – С. 18-23.
14. Ткаченко, Н.Н. История закаливания человеческого организма / Н.Н. Ткаченко, Л.В. Филоненко. - Воронеж, 2016. – с. 307-311.
15. Тузикова, А.А. Закаливание / А.А. Тузикова. - Оренбург, 2017. – С. 328-329.
16. Смирнова, Е. И. Ценностное отношение подрастающего поколения к здоровью / Е. И. Смирнова // Теоретические и практические аспекты научных исследований: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции (София, Болгария, 15 апреля 2017 г.) / под общ. ред. А. И. Вострецова. – Нефтекамск: Мир науки, 2017. – С. 688-692.
17. Тимошина, И. Н. Активная двигательная деятельность – условие укрепления здоровья и продолжительности жизни / И. Н. Тимошина, Л. Д. Назаренков, А. В. Мещеряков // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 2. – С. 18-20.
18. Ткаченко, Н.Н. История закаливания человеческого организма / Н.Н. Ткаченко, Л.В. Филоненко. - Воронеж, 2016. – с. 307-311.
19. Тюлькина, О. Основные принципы ЗОЖ / О. Тюлькина // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2020. – № 1. – С. 33.
20. Уткина, Т. В. Проблемы формирования положительно активного отношения учащихся к физической культуре / Т. В. Уткина, Н. И. Васильева // Школьные технологии. – 2020. – № 2. – С. 45-50.