Введение
Половое развитие ребенка неотделимо от общего развития и происходит непрерывно, начиная с рождения. Половое созревание – не только явление биологическое, но и социальное, является одной из основных особенностей подросткового возраста. Утверждая свою принадлежность к мужскому и женскому полу, подросток становится человеком – мужчиной, человеком – женщиной. Это предполагает более широкое и глубокое духовное и социальное созревание.
В подростковом возрасте происходит переосмысление личностного опыта, подросток стремится найти себя, определить границы между собой и окружающим миром. Одной из важнейших задач подросткового возраста является принятие на себя мужской или женской роли. Что означает быть мужчиной? Что означает быть женщиной? Как должен выглядеть мужчина, а как – женщина? Как они должны себя вести? Кем должны стать в жизни?
Аномальное развитие – это отклонение от нормы. В нашей курсовой работе этот термин будет применяться к подросткам, имеющих проблемы со зрением.
Нарушение зрения влияет на развитие эмоций и их выраженную окраску, обусловленную состоянием сенсорной сферы и накоплением чувственного опыта, а также негативно воздействует на волевые качества, которые необходимы для преодоления трудностей. Но в процессе компенсации дефектов психического развития, изменений в эмоционально-волевой сфере слабовидящие дети сознательно овладевают и управляют своим настроением и поведением.
Особого внимания заслуживает подростковый возраст как наиболее сложный и дисгармоничный период в развитии личности. Большой интерес вызывают исследования эмоционально-личностных особенностей подростков, способствующих возникновению различных вариантов аффективно-коммуникативной дезадаптации.
Проблема личностного развития лиц с сенсорными нарушениями в настоящее время чрезвычайно актуальна, так как прямо связана с проблемой их качества жизни, успешностью социальной адаптации и интеграции в общество.
Формирование активной, гармонически развитой личности подростков с нарушенным зрением, их эффективное включение в учебно-восстановительный процесс и в полноценную трудовую деятельность требует детального изучения личностных особенностей старшеклассников с нарушенным зрением.
Специальной педагогикой и психологией накоплено немало сведений об особенностях развития личности подростков с нарушениями зрения. Отмечается наличие неадекватной самооценки и притязаний, специфические
Глава 1. Формирование гендерных особенностей в подростковом возрасте
1.1. Особенности гендерных представлений в подростковом возрасте
Подростковый возраст представляет особый этап в развитии личности. Границы подросткового возраста однозначно не определены в психологической литературе и зависят от представлений исследователей о критериях, лежащих в основе психического онтогенеза. Современные источники относят нижнюю границу подросткового возраста к 10 годам, выделяют младший подростковый возраст (10, 11-14 лет) и старший подростковый возраст (14-16) [1, c. 211].
В исследованиях различных авторов, посвященных психологии подростка отмечается, что подростковый период развития является переломным, критическим (Л.С. Божович, 1981, 1997; Э. Эриксон, 1996; А.Е. Личко, 1997).
Гендер (в переводе с английского языка обозначает «род») – социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т.д. [19, c. 34]
Психология половых различий методически очень сложна, ее серьезное научное исследование началось лишь в последние десятилетия. В отечественной психологии она долгие годы недооценивалось, и поэтому не находила себе применения во многих сферах деятельности человека, в том числе и образовании.
Половые различия весьма существенны. Они проявляются и в направленности интересов, и в специфике эмоциональных реакций, и в структуре общения, и в критериях самооценок, и в психосексуальном развитии, и даже в соотношении этапов и возрастных характеристик профессионально-трудового и брачно-семейного самоопределения.
Необходимо отметить, что именно в подростковом возрасте половые различия становятся наиболее яркими и ощутимыми. Это объясняется тем, что в этом возрасте происходит половое созревание, осознание и принятие половой роли, формируется позиция собственного «Я», мировоззрение, закладываются и формируются важные качества и черты личности для дальнейшей жизни [14, c. 22].
Целью гендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству,
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование гендерных представлений у подростков с нарушениями зрения
2.1. Описание хода эксперимента
Опытно-экспериментальное исследование проходило на базе ГУО «Средняя школа №53 г. Минска». В эксперименте приняли участие учащиеся подростки в возрасте 14-16 лет: 15 испытуемых с нарушением зрения, 50 – с сохраненным зрением.
Для исследования личностей подростков были выбраны следующие методики (приложение):
· М. Кун тест «Кто я?» [18, c. 11];
· С.С. Беем «Полоролевой опросник» [17, c. 277].
Обратим внимание на то, что подростковый возраст является периодом становления характера – в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы («акцентуации характера») выступают наиболее ярко, так как черты характера еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом.
У подростков от типа акцентуации характера зависит многое – особенности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их картине, так и в отношении вызывающих их причин). Тип акцентуации также в значительной мере определяет отношение подростка к его соматическим заболеваниям, особенно длительным. Акцентуация характера выступает как важный фактор преморбидного фона при эндогенных психических заболеваниях и как фактор предрасполагающий при реактивных нервно-психических расстройствах [4, c. 88].
С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, а последнее же весьма существенно для устойчивой социальной адаптации. Знание типа акцентуации характера важно при составлении психотерапевтических программ в целях наиболее эффективного использования разных видов психотерапии (индивидуальной или групповой, дискуссионной, директивной и др.).
Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, – тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.
Без знания характера подростка трудно бывает решать семейные проблемы, роль которых в развитии нарушений у подростков чрезвычайно
Заключение
В ходе проведенного исследования, в соответствии с поставленными задачами, были сделаны следующие выводы:
Одной из важнейших задач подросткового возраста является принятие на себя мужской или женской роли. Необходимым шагом на пути к решению этой задачи являются значения, отражающие характеристики мужского и женского пола.
Становление половой идентичности происходит под усиливающимся самоконтролем подростка за своим поведением и в соответствии с усваиваемыми образцами, контролем окружений, корректирующего «мужественность» или «женственность», их функционирования в качестве полоролевого поведения. Динамика и изменения в структурно-функциональном отношении связаны с процессом дальнейшей социализации подростков. Выбор ими способов поведения и половых ролей в этом контексте в определенной мере соотносится с системой нормативных ожиданий культуры, социума.
Половая идентичность в данном случае делает возможным разграничения поведения в соответствии с общепринятыми стереотипами о поведении и свойствах личности разного пола, их роли в обществе. В каждом возрасте существуют свои формы обращения, предметы, виды деятельности, ролевые образы поведения, характерные для той или иной гендерной группы. Подростки в этом плане не исключения, они воспринимают себя самого, сверстников как представителей определенного пола знаков, сформированных в подростковой субкультуре.
Ребенок с нарушением зрения именно в подростковом возрасте осознает свой дефект. Некоторые дети «стесняются» этого недостатка, стараются избегать ситуации, где нужно представить и показать себя, считают себя менее способными, чем их сверстники с нормальным зрением.
Для определения личности подростков было использовано несколько методик, а именно М. Кун тест «Кто я?», С.С. Беем «Полоролевой опросник».
Первая методика создана на основе Я-концепции Манфреда Куна. Теоретической основой методики служат концепции социальных ролей и ролевого поведения, в рамках которых задается и способ самовосприятия человека как носителя этих ролей. Этот факт находит свое отражение в самоописаниях испытуемых. В то же время личности свойственно рефлексировать и свои психологические характеристики, свое место не только в социальном мире, но и в мире в целом. Поэтому методика охватывает не только ролевые аспекты, но все сферы представлений человека о своей личности и ее ядре – «Я». Наиболее часто для анализа ответов испытуемых применяются следующие категории группировок: группы принадлежности, тип
1. Андреева, Т.В. Семейная психология: учебное пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 475 с.
2. Бем, С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства / С. Бем. – М.: Российская политическая академия, 2004. – 336 с.
3. Волчкова, Н.И. Особенности гендерной идентичности у современных подростков / Н.И. Волчкова, М.В. Федяева // Гуманитарные научные исследования, 2012. – № 6 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://human.snauka.ru. – Дата доступа: 02.04.2016.
4. Здравомыслова, О. М. Общество сквозь призму гендерных представлений О.М. Здравомыслова. – М.: МЦГИ, 2009. – 192 с.
5. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 280 с.
6. Кантор, В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих / В.З. Кантор. – СПб.: КАРО, 2004. – 380 с.
7. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика / И.С. Клецина. – СПб, 2004. – 373 с.
8. Клецина, И.С. Гендерная социализация [Текст] / И. С. Клецина. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. – 92 с.
9. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. – М.: Академия, 2003. – 336 с.
10. Коновалова, М.Д. Развитие социально-перцептивной компетентности подростков с нарушением зрения: дисс. … кандидат психологических наук: 19.00.10 / М.Д. Коновалова. – М., 2005. – 207 с.
11. Крюкова, Е.В. Формирование позитивной я-концепции у подростков с нарушениями зрения / Е.В. Крюкова // Всероссийский журнал научных публикаций, 2011. – №2 (3). – С. 50-51.
12. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А. Г. Литвак. – М.: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. – 271 с.
13. Малова, А.А. К вопросу об особенностях гендерных представлений у подростков из неполных семей / А.А. Малова, Н.Ю. Максимова // Молодой ученый, 2015. – №3. – С. 898-900.
14. Павленко, Т.П. Некоторые теоретические аспекты гендерной социализации подростков в норме и при нарушениях психического развития / Т.П. Павленко // Дефектология, 2010. – № 6. – С. 20-29.
15. Поляков, А.М. Психология развития: Учеб. пособие для студентов / А.М. Поляков. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 380 с.
16. Практикум по гендерной психологии / Под ред И.С Клециной. – СПб, 2003. – 420 с.
17. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2003. – С. 277-280.
18. Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности [Электронный ресурс]: метод. рекомендации для студентов, обуч. по специальностям 1-86 01 01 «Социальная работа (по направлениям)» и 1-23 01 04 «Психология» / сост. Е. Д. Беспанская-Павленко. – Минск: БГУ, 2013.
19. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». – М.: Информация – XXI век, 2002. – 256 с.
20. Столяренко, Л.Д. Психологический практикум / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 704 с.
21. Фромм, Э. Мужчина и женщина / Э. Фромм, Д.Я. Райгородский // Психология и психоанализ любви. Учебное пособие для факультетов психологии, педагогики и социальной работы. – Самара: Издательский Дом Бахрах-М, 2002. – 688 с.
22. Циркин, С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / С.Ю. Циркин. – СПб.: Питер, 2000. – 752 с.
23. Цыганкова, Г.П. Психология гендерного воспитания в высшем колледже / Г.П. Цыганкова. – Минск: МГРВК, 2009. – 76 с.
24. Шимгаева, А.Н. Феномен тревожности у подростков с нарушением зрения: дисс. ... кандидата психологических наук: 19.00.10 / А.Н. Шимгаева. – М., 2007 199 с.
25. Шухова, Н.А. Гендерная психология / Н.А. Щухова. – М.: Речь, 2010. – 272 с.