Актуальность исследования.
В настоящее время в нашем обществе происходит переход от представлений о семье как о ячейке общества к пониманию ее самоценности. На протяжении последних лет существует устойчивая тенденция к росту числа неполных семей, снижению интереса к рождению детей, росту отчужденности детей от семьи, падению авторитета родителей по сравнению с авторитетом сверстника, устроившегося в жизни, повышению уровня подростковой девиантности.
В связи с этим необходима программа семейной социализации и воспитания продуктивной личности в современных условиях. Таким образом, значение исследования семейной проблематики все более возрастает.
Количество однодетных семей растет во всем мире. Все более широкое распространение единственных детей в семье весьма значимо с точки зрения изменения социально-психологических особенностей населения.
Более подробный анализ психологических особенностей единственных детей в семье может углубить наши знания в этой значимой для общества проблеме. Практический аспект подобного исследования заключается в том, что оно позволяет сформулировать рекомендации по формированию, воспитанию единственных детей в семье, чтобы избежать недостатков такого воспитания и использовать для позитивного развития личности все ее достоинства.
Состояние изученности проблемы.
Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами и психологами. Вопросами семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на личность ребенка занимались: Г.М. Андреева, Е.А. Аркин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломенский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, А.А. Реан, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С. Холл.
Многие исследователи (А. Адлер, Т.Н. Андреева Т.Н., Баландина Л.Л., М. Вагнер, Ж.С. Джандосова, Т.А. Думитрашку) установили, что некоторые личностные и поведенческие характеристики детей также зависят от размера семьи. На современном этапе изучению личностных особенностей детей из однодетных и многодетных семей посвящены исследования Е.Е. Баландиной, Е.А. Силиной. Проблеме исследования влияния стилей семейного воспитания на психическое развитие подростков посвящены исследования А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса.
Актуальность исследования также обусловлена недостаточностью исследований по данной проблеме.
Цель курсовой работы: выявить и изучить особенности личностного развития подростка из однодетной семьи.
Важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста является формирование личности подростка, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности. Развитие личности как процесс «социализации индивида» осуществляется в определенных условиях семьи и ближайшего окружения.
Подростковый возраст имеет достаточно неопределенные границы (от 9-11 до 14-15 лет). Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже.
Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребенком – при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки проходит не путем разрыва отношений, а путем возникновения нового качества отношений. Семья, школа, сверстники, то есть все то, к чему подросток привык с детства, подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл.
Преобладающее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:
– освобождение от родительской опеки;
– постепенное вхождение в группу сверстников [1, с. 104].
Центральное новообразование подросткового возраста - чувство взрослости (отношение подростка к себе как взрослому). Чувство взрослости - это особая форма самосознания. Оно проявляется в желании, чтобы все относились к подростку как взрослому. Подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или друзьями), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Это стержневая особенность личности, выражающая новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям, к миру. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, учебы. Подросток, стремясь подражать взрослым, пытается расширить свои права, пересмотреть свои отношения к требованиям, которые предъявляют взрослые. Подростку важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой,
2.1 Характеристика выборки, методов и процедуры исследования
База исследования: г. Гомель, ГУО «Средняя общеобразовательная школа № 30».
Выборка исследования. В эксперименте приняли участие 50 человек, учащиеся 8-9-х классов, из них 25 мальчиков и 25 девочек.
Цель эмпирического исследования – выявить психологические особенности подростков из однодетных семей.
Объект исследования: личностное развитие подростка.
Предмет исследования: особенности личностного развития подростка из однодетной семьи.
Задачи эмпирического исследования:
1. Провести диагностику акцентуаций характера и индивидуально-психологических особенностей подростков из однодетных семей.
2. Разработать рекомендации по работе с подростками из однодетных семей.
Методы исследования. Эмпирическое исследование проводилось с использованием диагностических методик, методов математической статистики (U-критерий Манна-Уитни).
Для изучения особенностей личностного развития у испытуемых использовались следующие диагностические методики:
1. Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко.
2. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла.
Достоверность результатов исследования обусловлена применением комплекса методов и методик, соответствующих цели и задачам эмпирического исследования.
1. Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко.
Цель – описать типы характера подростков старшего школьного возраста, выявить акцентуации характера и найти коррекционные механизмы для решения личностных проблем.
Назначение: определение в подростковом возрасте (14-18 лет) типов характера при психопатиях, психопатических развитиях, а также при акцентуациях характера, являющихся крайними вариантами нормы. Опросник состоит из фраз, содержащих 25 тем. В число тем вошли: оценка собственных витальных функций (самочувствие, настроение, сон, сексуальные проблемы и т.д.); отношение к близким и окружающим
Заключение
1. Теоретический анализ литературы по проблеме личностного развития подростков из однодетных семей показал, что главным фактором, влияющим на становление личности подростка, является семейное воспитание. Семейное воспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений. При воспитании подростка необходимо учитывать главную особенность подросткового возраста – смену значимых лиц и перестройку взаимоотношений со взрослыми. Важная потребность переходного возраста – освобождение от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще и установленных ими порядков. Стиль семейного воспитания напрямую влияет на формируемые качества личности подростка. Подростковый возраст является одним из самых трудных и то, как пройдёт личностное развитие, как сложатся взаимоотношения ребёнка и родителей в этот период, во многом зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье. Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Особенности личности подростков из однодетных семей изучали А.Адлер, Л.Л. Баландина, Т.К. Карацуба, В.М. Минияров, Р.В. Овчарова, Е.А. Силина.
Обобщая результаты современных исследований, можно обозначить личностные особенности подростков из однодетных семей: ребенок из однодетной семьи рано взрослеет, умеет на равных общаться со взрослыми и выражать свое мнение; подросток вырастает эмоционально устойчивым, поскольку не волнуется в связи с соперничеством с братьями и сестрами; он не привык к сложностям других индивидов, поэтому на протяжении всей жизни наиболее комфортно чувствует себя в одиночестве; они подвержены большему риску психических расстройств, чем первенцы; они становятся более эгоцентричными и зависимыми; обладают такими качествами, как перфекционизм, безответственность, отсутствие трудолюбия, безволие, повышенная тревожность, впоследствии перерастающая в неврозы; в системе межличностных отношений более доверчивы в общении, душевно тоньше, мягче, эмпатичнее; они и более самостоятельны, менее прикованы к традициям, мнению группы, менее конформны в системе межличностных отношений, больше продуцируют индивидуальный стиль деятельности; подростки из однодетных семей имеют завышенную самооценку. Он склонен считать себя уникальным, ценным, что приводит к неверной самооценке.
2. Эмпирическое исследование особенностей личностного развития подростков в однодетной семье показало:
а) преобладающими типами акцентуаций характера подростков из однодетных семей являются: гипертимный тип (повышенное настроение, высокий жизненный тонус, стремление к лидерству, самооценка неплохая);
1 Кле, М. Психология подростка / М. Кле. – М.: Педагогика, 1991. – 309 с.
2 Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии. – 1972. – № 2. – С. 25–38.
3 Выготский, Л.С. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
4 Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2006. – 384 с.
5 Фельдштейн, Д.И. Проблемы психологии современного подростка / Д.И. Фельдштейн. – М.: Речь, 1982. – 180 с.
6 Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: ЭКСМО, 2004. – 896 с.
7 Немов, Р.С. Психология / Р. С. Немов. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
8 Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Л.: Медицина, 1983. – 220 с.
9 Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – Спб.: Питер, 2000. – 144 с.
10 Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджиаспирова. – М.: Академия, 2000. – 105 с.
11 Педагогика: учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с.
12 Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
13 Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В.В. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.
14 Першина, Л.А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Л.А. Першина. – М.: Академический проект, 2005. – 256 с.
15 Минияров, В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. – М.: МОДЭК, 2000. – 256 с.
16 Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 486 с.
17 Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПБ.: Питер, 2008. – 540 с.
18 Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком: как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2007. – 240 с.
19 Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас. – М.: Педагогика, 1989. – 382 с.
20 Силина, Е.А. Личностные особенности детей из многодетных и однодетных семей // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8. – С. 123–126.
21 Баландина, Л.Л. Личностные характеристики детей в многодетных и однодетных семьях // Вестник ПГПУ. Серия дифференциальная психология. – 2012. – Вып. 2. – С. 4–13.
22 Карацуба, Т.К. Особенности жизненного и профессионального становления единственных детей в семье / Т.К. Карацуба. – М: РАГС, 1998. – 221 с.
23 Иванов, Н.Я., Личко, А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков: методическое пособие / Н.Я. Иванов, А.Е. Личко. – М.: Фолиум, 1995. – 64 с.
24 Капустина, А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А.Н. Капустина. – СПб.: Речь, 2001. – 112 с.