Введение
1.Теоретические аспекты развития психологического образования на современном этапе
1.1 Развитие психологии в Республике Беларусь
1.2 Изучение психологии в ведущих учебных заведениях Республики Беларусь
1.2.1 Изучение психологии в УО «Белорусский государственный университет»
1.2.2 Изучение психологии в УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка»
1.2.3 Изучение психологии в УО в «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»
1.2.4 Изучение психологии в УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
1.2.5 Изучение психологии в УО «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова»
1.2.6 Изучение психологии в УО «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина»
1.2.7 Изучение психологии в УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»
1.3 Развитие дошкольной психологии в Республике Беларусь
Выводы по главе 1
2. Эмпирическое исследование эффективности деятельности педагога-психолога на примере работы в дошкольном учреждении
2.1 Методики и этапы исследования готовности воспитанников старшей группы дошкольного учреждения образования к обучению в школе
2.2 Результаты эмпирического исследования готовности воспитанников старшей группы дошкольного учреждения образования к обучению в школе
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложение А «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго
Приложение Б «Экспресс – диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатовой
Приложение В Результаты диагностического исследования готовности к обучению в школе старшей группы ГУО «Ясли-сад № 403 г. Минска
Приложение Г Коррекционная программа, направленная на повышения уровня подготовленности к школе
ВВЕДЕНИЕ
Одним из путей совершенствования системы обучения и воспитания детей, подростков и молодежи в Республике Беларусь является организация психологической службы образования, главная цель которой – психологическое здоровье детей, учащихся и студентов, наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей личности, укрепление ее собственной активности, раскрытие ее неповторимости и обеспечение психологической готовности к жизненному самоопределению. Первым организатором психологической службы в нашей стране по праву можно назвать Л.С. Выготского. Его идеи стали определяющим маяком в развитии психологической службы в системе образования нашей страны. Успешному началу развития психологической службы и подготовки для нее практических психологов способствовали научно-практические разработки преподавателей-психологов высшей школы. Тематика их исследований имела практическую направленность: профессиональная ориентация и подготовка учащихся к труду (руководитель Ф.И. Иващенко), психология межличностных отношений в дошкольном и школьном возрасте (руководитель Я.Л. Коломенский), дифференцированное обучение (руководитель Л.Н. Рожина), подготовка студентов к воспитательной работе (руководители М.С. Клевченя, Г.М. Красневская) и др. [1;3;14;].
Реальные же условия для массового внедрения психологии в систему образования Республики Беларусь возникли только в 1988 году, когда началась подготовка практических психологов для учреждений образования. С 1 ноября 1988 г. решением коллегии Министерства просвещения СССР МГПИ им. М. Горького было поручено открыть специальный факультет переподготовки практических психологов для учреждений образования. С начала 90-х годов активно создается нормативно-правовая база деятельности психологов учреждений образования. Значительную помощь в ее создании оказали временные научные коллективы, созданные по инициативе
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1 Развитие психологии в Республике Беларусь
Исследование истории психологии в Республике Беларуси имеет ряд трудностей. Определенная сложность состоит также и в том, что часть архивных материалов республики погибли в годы Великой Отечественной войны (1941–1945). К этому можно добавить, что до 1990 г. в работах по истории психологии СССР упоминания о белорусских ученых-психологах были редкими и носили фрагментарный характер.
Начало 20-х годов считалось периодом создания психологических институтов и лабораторий. В 30-е годы стала складываться командно-административная система и бюрократические методы управления народным хозяйством. В этих условиях социальный заказ на психологию был сведен к минимуму (в теории и практике). Появление в 1936 г. постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» поставило развитие психологии в трудное положение [15, с. 134].
Однако даже и в период 30-50-х годов психологическая наука продолжала развиваться, подчиняясь собственной, внутренней логике развития, в тесном взаимодействии с педагогической и отчасти медицинской практикой.
В конце 50–70-х годов восстанавливаются или впервые появляются новые отрасли психологической науки: социальная, инженерная, историческая, этническая, космическая и др.
В 1947 г. на филфаке БГУ открылось отделение логики, психологии и русского языка. Однако, существование этой специализации оказалось недолгим: было сделано 5 выпусков, по одной группе на каждом курсе. Прекращение деятельности отделения логики, психологии и русского языка было вызвано постепенным вытеснением логики и психологии за рамки школьных программ, и преподаватели оказались невостребованными.
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1 Методики и этапы исследования готовности воспитанников старшей группы дошкольного учреждения образования к обучению в школе
Одним из наиболее важных направлений деятельности педагога -психолога в дошкольном учреждении образования является подготовка воспитанников к обучению в школе. С целью диагностики данного вопроса были подобраны следующие методики: «Экспресс диагностика готовности к школе» Е.К. Вархотовой (приложение А) «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго (приложение Б).
Выборка испытуемых составила 30 детей старшей группы ГУО «Ясли - сад № 403 г. Минска».
Диагностическое исследования началось с использования методики Н.Я. Семаго и М.М. Семаго (результаты обследования заносились в протокол), затем с теми же детьми проводилась методика «Экспресс - диагностики готовности к школе» (данные заносились в протокол) (приложение В). Применение двух аналогичных методик дает возможность более точно определить уровень подготовленности к обучению в школе.
При первичной обработке результатов сопоставлялись суммарные результаты, полученные по каждой программе диагностики (сравнивались выводы о готовности к школе, полученные одним и тем же ребенком по разным диагностическим программам).
Следующим этапом эмпирического исследования являлся формирующий эксперимент для проведения, которого были сформированы две микрогруппы по три человека в каждой. На одну микрогруппу производилось воздействие,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не смотря на сложность и противоречивость развития психологической науки на территории Республики Беларусь, этот процесс проходит достаточно успешно. В подтверждение этому широкая сеть психологических услуг. Психологическая помощь детям и родителям оказывается в системе образования, в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в социально-педагогических центрах, в детских социальных приютах, в территориальных центра социального обслуживания семьи и детей. Определенные виды социально-психолого-педагогической помощи детям, молодежи и семье оказывают также реабилитационные центры для детей с психофизическими заболеваниями, региональные службы социальной помощи молодежи и клубы молодой семьи.
Обучение педагогов-психологов в ведущих высших учебных заведениях Республики Беларусь ведется интенсивно и систематично. Успешность будущей работы молодых специалистов во многом зависит от академической психологии, от того, насколько быстро она перейдет от этапа доказательства необходимости психологической службы образовательного пространства к этапу ее научно-методического обеспечения. Начало последнему положила разработка «Положения о психологической службе», которое предписывает психологу содержание работы, его права и обязанности, место и роль в образовательном пространстве. Оно исходит из предположения, что готовность психолога к работе может быть достигнута в ходе его профессионального обучения, однако для того что бы реализовать себя в профессии в полной мере нужно приложить много усилий со стороны будущего специалиста.
Психолог в дошкольному учреждении образования – это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Задачи деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении образования
1. Айсмонтас, Б.Б. Сравнительный анализ личностных особенностей студентов очного и дистанционного обучения (на примере студентов-психологов) /Б.Б. Айсмонтас // Психологическая наука и образование. – 2013 – № 4. – С. 44 – 57.
2. Алиева, Т.И. Выстраивание и апробация моделей оценки качества дошкольного образования / Т.И. Алиева// Психологическая наука и образование. – 2013 – № 3. – С. 97 – 99.
3. Бакланов, К.В. Психологическая служба в педагогическом вузе / К.В. Бакланов. – М. : МГПИ, 2007. – 120 с.
4. Банщикова, Т. Н. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом / Т.Н. Банщикова. – М. : Книголюб, 2008. – 231 с.
5. Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога / И.В. Вачков. –3-е изд. – M. : Ось-89,2009. – 223 с.
6. Денисенкова, Н.С. Взаимосвязь стратегии поведения в конфликтной ситуации и социометрического статуса дошкольника в группе сверстников. / Н.С. Денисенкова // Психологическая наука и образование. – 2014 – № 24 – С. 106 – 117.
7. Деркач, A.A. Акмеологические основы развития профессионала / A.A. Деркач. – Воронеж : МОДЕК», 2004. –752 с.
8. Деркач, A.A. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности / A.A. Деркач. – М.: РАГС, 2001. – 538с.
9. Деркач, A.A. Акмеологические стратегии развития / A.A. Деркач. – М.: РАГС, 2006 –184 с.
10. Деркач, A.A. Формирование образовательной акмеологической среды для достижения профессионального успеха / A.A. Деркач. – М.: РАГС, 2007 – 80 с.
11. Забродин, Ю.М. О разработке профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся). / Ю.М. Забродин// Психологическая наука и образование. – 2013 – № 3. – С. 63 – 71.
12. Забродин, Ю.М. Психологическое консультирование / Ю.М. Забродин. – М.: ЭКСМО, 2010. – 383 с.
13. Забродин, Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами / Ю.М. Забродин – М. : КноРус, 2002. – 358 с.
14. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении : учеб. пособие для студентов вузов; обучающихся по направлению и специальностям психологии / Е.И. Изотова. – М. : Академия, 2009 –286с.
15. История психологии в Беларуси: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. спец. высш. учеб. заведений /. Л.А.Кандыбович [ и др.]; под общ. ред. Я.Л. Коломинского. – Минск.: Тесей, 2004. –415 с.
16. История психолого-педагогического факультета // Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина [Электронный ресурс]. http://www.brsu.by/div/psikhologo-pedagogicheskii-fakultet – 2016. – Режим доступа :– Дата доступа : 23.03.2016.
17. История факультета психологии // Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка [Электронный ресурс]. http://fpsy.bspu.by/fakultet/istoriya-fakulteta – 2016. – Режим доступа :– Дата доступа : 23.03.2016.
18. История факультета психологии // Гродненский государственный университет имени Янки Купалы [Электронный ресурс]. http://psf.grsu.by/index.php/home/istoriya-fak – 2016. – Режим доступа :– Дата доступа : 23.03.2016.
19. История факультета психологии и педагогики // Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины [Электронный ресурс]. http://psi.gsu.by/index.php/ru/o-fakultete/istoriya-fakulteta – 2016. – Режим доступа :– Дата доступа : 23.03.2016.
20. История факультета психологии и педагогики детства // Могилевский педагогический университет им. А.А. Кулешова [Электронный ресурс]. http://fppd.msu.mogilev.by/index.php/home/istoriya-fakulteta – 2016. – Режим доступа :– Дата доступа : 23.03.2016.
21. История факультета социальной и педагогической психологии // Витебский государственный университет имени П.М. Машерова [Электронный ресурс]. https://www.vsu.by/index.php/podrazdeleniya-universiteta/fakultety/fakultet-sotsialnoj-pedagogiki-i-psikhologii – 2016. – Режим доступа:– Дата доступа : 23.03.2016.
22. Катаева, Л.И. Психолого-акмеологическая служба: учеб.-метод. пособие / Л.И. Катаева. – М. : РАГС, 2007. – 120 с.
23. Кафедра психологии // Белорусский государственный университет [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа : http://ffsn.bsu.by/ru/kafedry/kafedra-psikhologii.html – Дата доступа : 23.03.2016.
24. Клопотова, Е.Е., Можно ли воспитателей научить играть с детьми? / Е.Е. Клопотова// Психологическая наука и образование. – 2013 – № 3.–С.87 -91.
25. Кожухарь, Г.С. Личностные детерминанты переживания позитивных состояний и стресса у студентов-психологов./ Г.С. Кожухарь // Психологическая наука и образование. – 2013 – № 2. – С. 67 – 71.
26. Кригер, Е.Э. Особенности профессионального становления педагога. / Е.Э. Кригер// Психологическая наука и образование. – 2013 – № 4. – С. 19 – 22.
27. Насибуллина, А.Д. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности учреждения дополнительного образования детей: учеб. пособие / А.Д. Насибуллина. – Оренбург : ОГПУ, 2008. – 159 с.
28. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / И.А. Баева [ и др.] ; под ред. И.А. Баевой. – СПб. : Речь, 2006. – 287 с.
29. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Р.В. Овчарова. – 4-е изд. – М. : Академия, 2008. – 445 с.
30. Пантелеева, Н.Г. Партнерство детского сада и родителей. / Н.Г. Пантелеева // Психологическая наука и образование. – 2013 – № 4. – С.1–11.
31. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. Пахальян. – СПб. : Питер, 2006. – 237 с.
32. Погудкина, И.С. Работа психолога с проблемными дошкольниками : цикл коррекционных занятий / И.С. Погудкина. – М. : Книголюб, 2008. – 64 с.
33. Психологическая служба в системе современного образования : учеб.-метод, пособие. / сост. О.А. Ахвердова [и др.] ;под ред. О.А. Ахвердовой. – М. : Илекса, 2009. – 215 с.
34. Психологическая служба в современном образовании. / И.В. Дубровина и др.]; под ред. И.В. Дубровиной. – СПб. : Питер, 2009. – 400 с.
35. Рубцов, В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы / В.В. Рубцов. – М. : МГППУ, 2002. – 271 с.
36. Рубцов, В.В. О разработке профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. / В.В. Рубцов// Психологическая наука и образование. – 2013 – № 4. – С. 64 – 73.
37. Самоукина, Н.В. Психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги / Н.В. Самоукина. – М. :Психотерапия, 2008. – 241 с.
38. Смирнова, Е.О. Игра в дошкольном образовании. / Е.О. Смирнова // Психологическая наука и образование. – 2013 – № 3. – С. 77 – 81.
39. Хухлаева, О.В. Школьная психологическая служба: работа с учащимися / О.В. Хухлаева. – М. : Генезис, 2007. – 204 с.