На сегодняшний день существует множество теорий и концепций, описывающих межличностные отношения. Проблема взаимоотношений в группе всегда привлекала внимание отечественных педагогов и психологов.
Проблемой межличностных отношений занимались такие психологи как Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, В.Р. Кисловская, Я.Л. Коломинский, В.Н. Куницина, В.С. Мухина, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, В.П. Позняков, Б.Ф. Поршнев, Т.А. Репина и др.
Многие зарубежные исследователи занимались изучением межличностных отношений в конкретных социальных структурах – Дж. Келли, Дж. Морено, Олпорт, Саммнер, Дж. Тернер, С.Л. Франк.
Однако, научных исследований, направленных на межличностные отношения в рабочей группе, достаточно мало. Таким образом, актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью проблемы.
Формирование гармоничных отношений в рабочей группе влияет на эффективность совместной деятельности индивидов. Поэтому изучение межличностных отношений в рабочей группе необходимо для определениях эффективных путей развития рабочей группы и её индивидов.
Объект исследования: индивиды в рабочей группе.
Предмет исследования: межличностные отношения в рабочей группе.
Цель курсовой работы: изучить научную литературу и описать межличностные отношения в рабочей группе
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
– провести теоретический анализ научной литературы по исследуемой теме;
– раскрыть понятие «межличностные отношения»;
– изучить особенности взаимоотношений в коллективе;
– выявить межличностные отношения индивидов в конкретной рабочей группе;
– сформулировать выводы по теме курсового исследования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
– теоретический анализ литературы;
– методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;
– методика «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть полезны для диагностики межличностных отношений в рабочей группе, определения путей развития индивидов в рабочей группе. Анализ конфликтных межличностных отношений позволит выявить конструктивные стратегии поведения в конфликте.
Понятие «межличностные отношения» в социальной психологии на сегодняшний день достаточно раскрыто. Для более детального изучения понятия межличностных отношений, необходимо рассмотреть такие понятия как «отношение», «взаимоотношение» и «взаимодействие».
Отношение людей друг к другу следует рассматривать как социализированную связь внутреннего и внешнего содержания психики человека, результат его взаимодействия с окружающей действительностью и с другими людьми, ее представляющими.
Понятие «отношение» может иметь два значения – широкое и узкое.
В широком смысле оно относится к общественным отношениям, через них определяется система потребностей, мотивов, влечений человека в социальной среде. В этом случае отношение выступает индикатором и средством выражения, объективизации всех социальных действий человека.
Понятие «отношение» в узком смысле выступает базовой категорией психологической науки, подразумевая, что оно находит конкретное воплощение в любых контактах, взаимодействиях человека с человеком, материальными и идеальными вещами и явлениями. В этом случае отношение как бы эмоционально окрашивает любые связи индивида с внешним миром и другими людьми.
Взаимоотношение – взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, оно служит его своеобразным содержанием [1, с. 121].
В социальной психологии термином «взаимодействие» описывают систему взаимных действий, поступков, деяний, которые характеризуются причинно-следственным характером подобной активности двух сторон, участвующих в межличностном контакте.
Межличностное взаимодействие является одной из центральных для социальной психологии категорий. Именно в социальном взаимодействии происходит формирование социальной сущности человека, выражаемое его самостью.
Категория отношения может рассматриваться и как предрасположенность к определенному взаимодействию, и как реально действующая связь в рамках «субъект–объект», «субъект–субъект» [2, с. 164].
Цель эмпирического исследования: описать межличностные отношения в рабочей группе.
Эмпирическое исследование проводилось на базе ОАО «Сахарторг» г.Гомеля. В исследовании приняли участие 6 сотрудников рабочей группы. Возраст испытуемых – от 25 до 30 лет. Выборка исследования представлена в приложении А.
Для достижения цели использовались следующие методики:
– методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;
– методика «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса.
1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: «доминирование-подчинение» и «дружелюбие-агрессивность (враждебность)». Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Текст опросника представлен в приложении Б.
Теоретический подход, который лег в основу разработки методики, базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для субъекта окружающих, под влиянием которых происходит формирование личности субъекта. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении, человек соотносит свое поведение с оценками значимых других.
Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированной в процессе взаимодействия с окружающими, Т. Лири выделил 8 шкал тенденций межличностных отношений:
1. Авторитарный (доминантность – властность – деспотичность) – отражает лидерские данные, стремление к доминированию, независимости, способность брать на себя ответственность.
2. Эгоистичный (уверенность в себе – самоуверенность – самовлюбленность) – отражает уверенность в себе, независимость, деловитость, в крайнем проявлении – эгоистичность и черствость.
3. Агрессивный (требовательность – непримиримость – жестокость) – позволяет оценить такие качества, как раздражительность, критичность, нетерпимость к ошибкам партнера. Крайняя выраженность этой тенденции может проявляться в насмешливости и язвительности.
В заключение курсовой работы можно сделать обобщающие выводы:
1. Теоретический анализ литературы показал, что единого определения понятия «межличностные отношения» не существует. Однако, все они подчеркивают наличие взаимодействия и составляющих ее компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого. Явления, которые охватывают межличностные отношения, следующие: восприятие и понимание людьми друг другом, межличностная привлекательность, взаимовлияние и поведение. При восприятии огромную роль играют механизмы межличностного познания (интерпретация, идентификация, каузальная атрибуция, рефлексия). Особый интерес в анализе межличностных отношений представляют феномены межличностных отношений: симпатия, аттракция, эмпатия, совместимость, сработанность). Важными особенностями межличностных отношений являются социально-психологический климат и межличностные конфликты.
2. К особенностям взаимоотношений между индивидами в рабочей группе относятся социально-психологический климат, внутригрупповые конфликты, проблема лидерства и руководства. Социально-психологический климат рабочей группы – показатель целостной удовлетворенности-неудовлетворенности всей группы от совместной деятельности, взаимоотношений, общения и взаимодействия. Внутригрупповые конфликты – одна из сторон взаимоотношений между индивидами в рабочей группе, в основе которой лежит противоречие мнений, позиций, взглядов, характеров, интересов индивидов в рабочей группе. Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Руководство – социальная характеристика отношений в группе, с точки зрения распределения ролей управления и подчинения, а лидерство – психологическая характеристика поведения определенных членов группы. Стиль руководства – это определенная система предпочитаемых руководителями методов и приемов управленческой деятельности. От стиля руководства зависит социально-психологический климат в рабочей группы.
3. Результаты исследования типа межличностных отношений в рабочей группе было выявлено, показывают, что доминирующим типом межличностных отношений между индивидами в рабочей группе является эгоистичный тип. Индивиды в рабочей группе обладают эгоистическими чертами, ориентацией на себя, склонностью к соперничеству. Также преобладающим типами межличностных отношений в рабочей группе являются: подозрительный тип (индивиды в рабочей группе критичны, необщительны, испытывают трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнуты, скептичны, разочарованны в людях, скрытны, свой негативизм
1 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1976. – 213 с.
2 Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – Киев: Лыбидь, 2000. – 312 с.
3 Крысько В.Г. Социальная психология / Крысько В.Г. – М.: Эксмо, 2010. – 688 с.
4 Петровский, А.В. Общая психология / А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 1976. – 479 с.
5 Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
6 Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 514 с.
7 Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию / В.А. Янчук. – Минск: АСАР, 2005. – 768 с.
8 Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность // Психология личности / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М., Изд-во МГУ, 1982. – 445 с.
9 Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – 504 с.
10 Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – Минск, Изд-во БГУ. 2009. – 284 с.
11 Позняков, В.П. Новая социальная группа: признаки, мотивы действий, трудности становления / В.П. Позняков // Человек и труд, 1992. – №4. – С. 14-17.
12 Ольшанский, Д.В. Политическая психология / Д.В. Ольшанский. – М.: Академия, 2002. – 410 с.
13 Блейк, Р.Р., Мутон, Дж.С. Научные методы управления / Р.Р. Блейк, Дж.С. Мутон. – Киев: Наукова думка, 1990. – 220 с.
14 Друкер, П. Эффективное управление / П. Друкер. – М.: Фаир-пресс, 2001. – 364 с.
15 Пугачев, В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом / В.П. Пугачев. – М.: Академия, 2003. – С. 23-29.
16 Психологические тесты // Тест описания поведения К. Томаса / Под ред. А.А. Карелиной. – М., 2001. – Т.2. – С.69 – 77.