ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие «профессионально-личностное развитие» в психологии
1.2 Критерии профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
1.3 Диагностические методики оценки критериев профессионально-личностного развития воспитателя
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
2.1 Диагностика профессионально-личностного развития воспитателя
2.2 Рекомендации по успешному профессионально-личностному развитию воспитателя
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема профессионально-личностного развития воспитателя имеет стабильную актуальность, что определяется значимостью профессиональной деятельности в жизни человека и общества, успех и качество которой обусловлено личностными особенностями, а также важностью творческой реализации человека, прежде всего в своей профессиональной деятельности. Отсюда – интерес ученых и практиков к проблеме личностно-профессионального развития педагогов, в частности воспитателей, в связи с возрастанием и непрерывным обновлением требований общества к личностной зрелости и мастерству профессионала, а также к высокому качеству подготовки специалиста как человека компетентного, обладающего инновационным мышлением, владеющего самыми современными технологиями.
Профессионально-личностное развитие воспитателя – одна из целей педагогического образования. Педагогической профессией и педагогическим мастерством можно овладеть только на индивидуально-личностном уровне. Педагог рассматривается как носитель накопленных культурой общечеловеческих ценностей, как активный субъект, реализующий в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности, готовность принимать на себя ответственность за решение педагогических задач, вырабатывать свою стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности.
Результативность деятельности образовательного учреждения определяется уровнем развития личности педагога, то есть воспитатель сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у своих воспитанников.
Следовательно, нам важно выделить показатели профессионально-личностного развития воспитателя и на их основе подобрать комплекс
ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие «профессионально-личностное развитие» в психологии
Прежде всего, следует отметить, что в психолого-педагогической литературе встречаются понятия профессионально-личностное развитие, личностно-профессиональное развитие, профессиональное развитие личности – все эти определения тождественны.
Проблема профессионально-личностного развития исследована в работах В.А. Бодрова, А.А. Деркача, В.М. Дьячкова, Д.Н. Завалишиной, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, В.А. Сластенина, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леоньтева, А.К. Марковой, Л.М.Митиной, и др.
А.А. Деркач и В.М. Дьячков рассматривают личностно-профессиональное развитие как процесс формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения, и ее профессионализма, осуществляемый в саморазвитии, профессиональной деятельности и взаимодействиях [1, c. 128].
По мнению В.А. Сластенина, личностно-профессиональное развитие – это процесс формирования личности, ориентированный на высокие профессиональные достижения, овладение профессионализмом, осуществляемый в саморазвитии личности, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях [14, c. 56].
Е.А. Климов рассматривал человека как субъекта труда, и таким образом подводил к выводу, что профессиональное развитие личности есть ни что иное как процесс прохождения человеком в одной профессии этапов, на каждом из которых происходит формирование различных психических новообразований, подготавливающих человека к переходу на более высокую стадию развития[6, c. 330–334].
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
2.1 Диагностика профессионально-личностного развития воспитателя
Целью экспериментального изучения профессионально-личностного развития воспитателя является диагностика и анализ критериев, влияющих на профессиональное развитие личности: уровень рефлексии, наличие адекватной самооценки – рефлексивно-оценочная составляющая профессионального развития личности и наличие активного стремления к развитию собственной личности в профессии, то есть мотивационная составляющая развития личности в профессии.
В исследовании принимало участие 15 воспитателей ГУО «Ясли-сад №144 г. Гомеля».
Были подобраны диагностические методики, наиболее полно позволяющие нам оценить уровень развития рефлексии у воспитателей дошкольного образования, уровень самооценки педагогов, определить наличие стремления к саморазвитию у воспитателей учреждения образования. Все данные методики отвечают требованиям валидности и надежности, которая отражает точность и устойчивость результатов, соответствуют психодиагностическим требованиям.
Для диагностики уровня развития рефлексии А.В. Карпов и В.В. Пономарева предлагают тест «Методика определения рефлексивности» [5, c. 45 – 57].
Она ориентирована на педагогический коллектив, включает в себя 27 утверждений, с которыми испытуемые должны согласиться либо не согласиться, распределив степень согласия о шкале от 1 до 7, где 1 – означает что утверждение «абсолютно неверно», а 7 – «абсолютно верно».
С помощью данной методики можно определить, в какой степени педагогу, воспитателю свойственно задумываться над собственной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование на тему «Средства диагностики профессионально-личностного развития воспитателей» было направлено на:
1. Определение понятие профессионально-личностного развития и критериев влияющих на его развитие.
2. Изучение средств диагностики которые позволят нам оценить критерии влияющие на профессионально-личностное развитие воспитателя.
3. Проведение экспериментальное изучение критериев профессионально-личностного развития воспитателей отдельного дошкольного учреждения.
4. Разработку рекомендаций по профессионально-личностного развитию воспитателя как профессионала на основе проведенной диагностики.
В работе было установлено соответствие между теоретическими положениями и собранным эмпирическим материалом по исследуемой проблеме. Исследование проводилось с воспитателями ГУО «Ясли-сад № 144 г. Гомеля», в исследовании принимало участие 15 педагогов.
В ходе написания данной курсовой работы на основе анализа психологической литературы по теме исследования было определено понятие профессионально-личностного развития как непрерывного процесса ценностно-смыслового самоопределения относительно собственной деятельности, а также способа ее осуществления и реализации.
При анализе теоретических положений о составляющих компонентах профессионально-личностного развития нами были выделены: высокий уровень рефлексии и наличие адекватной самооценки – рефлексивно-оценочная составляющая профессионального развития личности, наличие активного стремления к развитию собственной личности в профессии, то есть мотивационная составляющая, высокий уровень профессиональных
1. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 161 с.
2. Бодров В.А. Психологическое исследование проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под. ред. В.А. Бодрова и др. [Текст] / А.А. Бодров. – М.: изд-во ИП АН СССР, 1991. – С 3-26.
3. Завалишина Д.Н. Модели профессионального развития человека // Психологические основы профессиональной деятельности : хрестоматия / сост. В.А. Бодров. – Москва: Пер Сэ: Логос, 2007. – С. 508-516.
4. Зеер Э. Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России №5. / Э.Ф. Зеер. – М. – 2012. – С 122-127.
5. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методики её диагностики // Психологический журнал. Т. 24. № 5. – 2003. – С. 45–57.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – Ростов-на /д.: – С. 330-334.
7. Кудрявцев Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления / Т.В. Кудрявцев. – М.: 1988. – С. 82-85.
8. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся / Н.В. Кузьмина // Советская педагогика. – 1991. № 1. – С. 20-26.
9. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. / Н.В. Кузьмина. – М.: Высш. Шк., 1990. 117 с.
10. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. / Д.А. Леонтьев – М: Смысл, 2003. – 487 с.
11. Маркова А.К. Психология профессионализма. / А.К. Маркова. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», – 1996. – 312 с.
12. Метельский Г.И. Психологические особенности гностической деятельности учителя. \ Г.И. Метельский. – Л. – 1979. – 139 с.
13. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. \ Л.М. Митина. – М., Академия, – 2004. – 320 с.
14. Никиреева Е.М. Психологические особенности направленности личности. Учебное пособие. / Е.М. Никиреева. – М., – 2007. – 367 с.
15. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2 кн. / под. Ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. – Брянск: Изд-во Брянск. Гос. Ун-та, 2003 – Кн. 1. – С. 56.
16. Общая психодиагностика. Учебное пособие. / под ред. Бодалева А. А., Столина В. В. Санкт-Петербург: «Речь». – 2006. – 440с.
17. Павлова С.А. Проблема диагностики рефлексии как педагогической способности [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 113-116.
18. Посохова С.Т. Особенности представлений школьников о мире, как индикатор дефицита музейной культуры // Экология визуальности и изобразительное искусство. Научно-исследовательский проект "Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока". Доклады и тезисы выступлений / Научный редактор Столяров Б.А. – СПб., –2007. – 96с.
19. Профессиональная самореализация личности в современном обществе: монография / под науч. ред. Е.В. Федосенко. – Спб., – 2009. – 48 с.
20. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д. – 2003. – С.479-480.
21. Фельдман И.Л. Критерии, показатели и уровни развития профессионального самопознания в структуре «Я –концепции» педагога // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки № 1. – 2010. – С 281-289.
22. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М., – 2002. – 506 с.
23. Черняева Г.В. Мотивация профессионального саморазвития личности: научное издание / Г.В. Черняева. — М.: МИИТ, 2005. – С. 23–24.
24. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: уч. Пособие. / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, – 1996. – 318 с.