Праздники в структуре досуга молодежи. Хэллоуин
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Праздники в структуре досуга молодежи. Хэллоуин»
по дисциплине: «Менеджмент в сфере культуры»
2021
45.00 BYN
Праздники в структуре досуга молодежи. Хэллоуин
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Менеджмент в сфере культуры
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДОСУГ МОЛОДЕЖИ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, ФОРМЫ
1.1 Культурно-досуговая деятельность: сущность и особенности организации для молодежи
1.2 Праздники в структуре досуга и культурно-массовых мероприятий
ГЛАВА 2. ХЭЛЛОУИН КАК ПОПУЛЯРНЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ПРАЗДНИК
2.1 Хэллоуин: история и современность
2.2 Особенности организации и празднования Хэллоуина в молодежной среде
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современные социокультурные условия свидетельствуют о стремительной замене общественных взглядов, условий труда и убеждений, переосмысливаются многие приоритетные ценности и личностные качества. Перед институтами культурной политики и системой образования достаточно остро стоит не только проблема формирования взглядов и убеждений, навыков и умений молодежи, но и предоставление возможности продемонстрировать и применить их на практике, в том числе в свободное от учебы и работы время.
Актуальность темы исследования. Кардинальные преобразования в обществе требуют создания научно обоснованной модели формирования активной социально-культурной личности, поскольку практика показывает, что в силу отсутствия необходимого опыта овладения предметной культурно-досуговой деятельностью, ограниченности общей культуры, узости духовных интересов индивид может сделать выбор не в пользу конструктивных форм социокультурной активности.
Праздники являются популярной и эффективной формой культурно-досуговой деятельности молодежи, а также одним из видов культурно-массовых мероприятий. Следовательно, всестороннее изучение праздников в указанном контексте будет содействовать выявлению тенденций, преобладающих в данный момент в молодежной культуре (охранительные, консервативные и прочие). В свою очередь, это позволит определить не только об отношении молодежи к фундаментальным и формирующимся культурным ценностям, но и учитывать полученные результаты в ходе организации и проведения праздников для молодежи.
Цель исследования – выявить организационно-теоретические особенности праздников как формы организации досуга молодежи.
Для реализации основополагающей цели необходимо решить следующие задачи исследования:
– раскрыть сущностные основания культурно-досуговой деятельности (с учетом ее специфики в молодежной среде);
– охарактеризовать праздники как форму культурно-досуговой деятельности и вида культурно-массовых мероприятий;
– изучить историю и современное состояние Хэллоуина как праздника;
– выявить особенности организации и празднования Хэллоуина в молодежной среде.
Объект исследования – досуг молодежи.
Предмет исследования – праздник как форма организации досуга молодежи.
ГЛАВА 1. ДОСУГ МОЛОДЕЖИ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, ФОРМЫ
1.1 Культурно-досуговая деятельность: сущность и особенности организации для молодежи
При рассмотрении проблемы досуга в условиях реформирования современного общества, по рекомендациям Н. С. Ежковой и А. В. Брындиковой, следует учитывать непростой социальный контекст, в котором работают учреждения, призванные в рамках своих полномочий решать вопросы организации досуга молодежи. Предпочтение отдается часто танцевально-развлекательным и зрелищным формам его организации. Возникновение «компьютерного поколения» привело к тому, что из молодежной жизни постепенно вытесняются реальные жизненные впечатления и практический опыт, желание творить, создать своими руками [8, с. 149].
В данной ситуации одной из главных стратегических задач политики в области культуры и образования является подготовка духовно богатого поколения, способного к полноценной, творческой самореализации в разных видах деятельности. Все возрастающее значение придается досуговой деятельности как формы и средства разноплановой организации жизнедеятельности, проведения свободного времени и фактора разностороннего личностного развития в целом [8, с. 149].
Изучение организационных аспектов культурно-досуговой деятельности молодежи заведений определило необходимость обращения к научным трудам, посвященным исследованию данной проблемы в различных контекстах.
В своих исследованиях Е. И. Леонова отмечает, что «досуг – совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые потребности» [22, с. 27]. В свою очередь В. И. Тислянкова определяет досуг в качестве одной из составляющих жизни современного молодого человека, а также важнейший фактор в формировании культурно-досуговой компетентности будущих специалистов. Несмотря на ограниченность во времени и в материальных ресурсах, которые испытывают большинство молодых людей, они находят возможность для саморазвития вне профессиональной сферы деятельности в рамках многообразных увлечений, интересов, хобби. В процессе реализации своих потребностей в сфере досуга молодежь многие профессиональные навыки, получают возможности творческой самореализации и опыт практической работы [40].
ГЛАВА 2. ХЭЛЛОУИН КАК ПОПУЛЯРНЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ПРАЗДНИК
2.1 Хэллоуин: история и современность
В ночь с 31 октября на 1 ноября отмечается Хэллоуин – старинный кельтский праздник, именуемый также кануном Дня всех святых и уходящий своими корнями в глубину веков и традициям древних кельтов. В последнее время праздник стал популярным во многих европейских странах, среди которых и Республика Беларусь. Помимо прочего Хэллоуин – старейший праздник англоязычного мира, уступающий по популярности только Рождеству. Миллионы людей отмечают канун Дня всех святых, не зная истоков этого праздника [52].
По одной из версий, авторство праздника приписывают друидам – кельтской народности, проживавшей в Ирландии, Британии и Северной Европе. Прародителем Хэллоуина был праздник Samhain (Самайн), который отмечали в конце октября [49]. Племена кельтов, проживавшие на территории Ирландии, Шотландии, Уэльса, Англии, и Северной Франции, делили год на две части – зиму и лето. 31 октября считалось у них последним днем уходящего года. Этот день также означал окончание сбора урожая и переход на новый – зимний сезон. С этого дня, по традиции кельтов, начиналась зима [47].
Считалось, что это страшное и могущественное божество спускается на землю 31 октября для того, чтобы перед началом нового года (новый год по календарю друидов начинался 1 ноября, а ноябрь и сейчас засчитывается англичанами в число зимних месяцев) забрать на небеса души умерших. В этот же день божество солнца получало благодарность за урожай, правление на тёмные месяцы переходило к страшному, тёмному светилу – повелителю мёртвых и тьмы [26, с. 385]. Кельты верили, что в этот день души умерших бродят среди живых. Чтобы духи предков способствовали хорошему урожаю в будущем году, их пытались задобрить угощениями и дарами. Именно этот обычай трансформировался в «trick-or-treating» / «гадость или сладость» –хэллоуинскую традицию ходить по домам, выпрашивая конфеты [52].
Древние считали, что год умирает на Хэллоуин и возрождается в момент солнцестояния в середине зимы. Так как новый год начинается на заходе солнца, когда наступает самая темная часть суток, получается, что кельтский год рождается в темноте. Это время милосердия, бескорыстной помощи своей семье, старым, больным [16, с. 254].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследования мы провели анализ сущностных характеристик праздников в контексте культурно-досуговой деятельности молодежи. В ходе проделанной работы мы получили ряд выводов и результатов.
1. При раскрытии сущностных оснований культурно-досуговой деятельности был принят во внимание тот факт, что данный вид деятельности, в первую очередь, представляет собой процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей. При этом каждый молодой человек имеет право на самостоятельный выбор, независимость и определение себя в коллективе. Сущностью культурно-досуговой деятельности молодежи является их творческое поведение в досуговой среде, обусловленное внутренними (потребностями, мотивами, установками, выбором форм поведения) и внешним факторами (наличием культурно-досуговой инфраструктуры, активностью самой молодежи в стремлении организовать свободное время и т. д.).
Немаловажен тот факт, что культурно-досуговая деятельность (с учетом ее специфики в молодежной среде) является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи – это время духовно-нравственного общения, где предоставляется возможность свободного выбора общественно и личностно значимых социальных ролей; сфера, в которой полноценно раскрываются естественные потребности в активной деятельности и самовыражении; деятельность, развивающая возможности учащихся.
Кроме того, несомненная ценность культурно-досуговой деятельности заключается в том, что она задает мотивацию к развитию умений, предоставляет им возможность для саморазвития в различных направлениях творчества, способствует социальной адаптации и стимулирует социальную активность молодых людей.
2. Целесообразная организация культурно-досуговой деятельности, становится важным фактором развития личности, а также реализации социокультурного и творческого потенциала молодежи. Вместе с тем культурно-досуговая деятельность оказывает воздействие на эмоциональную сферу личности, создавая условия для активного участия молодежи в культурно-массовых мероприятиях, направленных, в том числе, на личностное развитие, формирование активной позиции.
Среди основных форм организации досуга были рассмотрены праздники в контексте культурно-досуговой деятельности и культурно-массовых мероприятий. По результатам работы праздник для молодежи можно определить в качестве специфичной формы коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников.
1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации / Г. А. Аванесова. – 2-е изд, стереотип. – М. : Аспект-пресс, 2016. – 236 с.
2. Айкина, Л. П. Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста: дис. … канд. педагог. наук: 13.00.05 / Л. П. Айкина. – Барнаул, 2011. – 196 с.
3. Акимова, Л. А. Социология досуга / Л. А. Акимова, В. И. Ильина. – М. : МГУКИ, 2011. – 196 с.
4. Андрейкина, М. С. Бренд в сфере культуры и искусства / М. С. Андрейкина // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. – № 11. – С. 69–74.
5. Ариарский, М. А. Прикладная культурология / М. А. Ариарский. – СПб. : ЭГО, 2001. – 287 с.
6. Безуглова, Т. В. Новые формы развития учреждения культуры / Т. В. Безуглова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. – № 9. – С. 64–67.
7. Гонина, О. О. Психология младшего школьного возраста / О. О. Гонина. – М. : Флинта, 2016. – 272 с.
8. Ежкова, Н. С. Культура досуговой деятельности младших школьников: проблема руководства / Н. С. Ежкова, А. В. Брындикова // Гуманитарные ведомости. – 2013. – № 3 (7). – С. 149–152.
9. Ерасов, Б. М. Социальная культурология / Б. М. Ерасов. – 6-е изд., доп. и перераб. – М. : АспектПресс, 2017. – 604, [1] с.
10. Ерошенков, И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков / И. Н. Ерошенков. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 221 с.
11. Жарков, А. Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки / А. Д. Жарков // Образование и общество. – 2007. – № 2. – С. 98–104.
12. Желанная, А. Ведьма на одну ночь и зомби на прогулке. Отмечают ли Хэллоуин в Беларуси? [Электронный ресурс] / А. Желанная // Информационно-новостной портал «Daroo.by». – Режим доступа: https://daroo.by/life/halloween-in-belarus/.
13. Журик, Т. С. Роль организации досуга в развитии личности студента на примере Белгородской области [Электронный ресурс] / Т. С. Журик, Е. А. Шерстюкова // Сетевой научный журнал «Научный результат». Педагогика и психология образования. – 2017. – Т. 3. – № 4. – Режим доступа: https://usnd.to/dE7y.
14. Зацепина, М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / М. Б. Зацепина ; под ред. Т. С. Комаровой. – 3-е изд, перераб. и доп.– М. : Пед. о-во России, 2014. – 152 с.
15. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. – 3-е изд., перераб и доп. – М. : МГУКИ, 2015. – 584 с.
16. Ковальчук, Я. В. Праздник Хэллоуин: история и современность / Я. В. Ковальчук // Молодежь: свобода и ответственность : мат-лы Респ. научно-практ. конф. (Барановичи, 28 февр. 2019 г.) / М-во образования Респ. Беларусь, Баранович. гос. ун-т, редкол.: В. И. Кочурко (гл. ред.) [и др.]. – Барановичи : БарГУ, 2019. – С. 254– 257.
17. Комарова, Т. С. Программа эстетического воспитания. Красота. Радость. Творчество: программа эстетического воспитания детей 2-7 лет / Т. С. Комарова, А. В. Антонова, Б. М. Зацепина. – 3-е изд. – М. : Пед. о-во России, 2015. – 128 с.
18. Коныгина, М. Н. Культурно-досуговая деятельность в ВУЗе как фактор профессионального становления студентов / М. Н. Коныгина, Е. А. Гузь // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2017. – № 3 (60). – С. 195–200.
19. Коцаба, В. Почему Хэллоуин привлекает молодежь [Электронный ресурс] / В. Коцаба // Сайт Союза православных журналистов. – Режим доступа: https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/35873-pochemu-khellouin-privlekaet-molodezh.
20. Крищанович, П. Самая мистическая ночь в году: белорусские традиции празднования Хэллоуина [Электронный ресурс] / П. Крищанович // Новостной портал «Interfax.by». – Режим доступа: https://interfax.by/news/stil_zhizni/style-different/1214943/.
21. Лапина, С. В. Молодежная культура и организация досуга молодежи / С. В. Лапина [и др.] ; под ред. С. В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск : Изд-во АУ при Президенте Республики Беларусь, 2015. – 122 с.
22. Леонова, Е. И. Формирование социальной активности студентов в процессе культурно-досуговой деятельности: дис. … канд. педагог. наук: 13.00.05 / Е. И. Леонова. – Казань, 2011. – 186 с.
23. Лисовский, В. Т. Социология молодежи / В. Т. Лисовский. – 3-е изд., перераб и доп. – СПб. : СПбГУ, 2015. – 384 с.
24. Лихачев, Д. С. Культура как целостная среда / Д. С. Лихачев // Новый мир. –1994. – № 8. – С. 3–8.
25. Лукинов, С. П. Энциклопедия досуга / С. П. Лукинов. – Ростов-на/Д. : Феникс, 2016. – 605 с.
26. Маркова, О. Ю. Я познаю мир / О. Ю. Маркова ; худож. В. Н. Родин. – М. : АСТ, 2004. – 398 с. : ил.
27. Межуев, В. М. Философия культуры и культурная политика / В. М. Межуев, О. Н. Астафьева // Гос. служба. – 2003. – № 6. – С. 74–81.
28. Мойсейчук, С. Б. Режиссура культурно-досуговых программ: учеб.-метод. пособ. / С. Б. Мойсейчук. – Минск : БГУКИ, 2011. – 99 с.
29. Мудрик, А. В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб.-метод. пособ. / А. В. Мудрик. – 2-е изд. – М. : Академия, 2015. – 240 с.
30. Мяло, К. Г. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы / К. Г. Мяло. – М. : Прогресс, 2009. – 253 с.
31. Оленина, Г. В. Социально-педагогическая деятельность в сфере досуга: кадры, методы, технологии: учеб. пособ. : в 2 ч. / Г. В. Оленина. – 2-е изд. – Ч. 1. – Барнаул : АГИИК, 2013. – 134 с.
32. Опрос: Празднует ли белорусская молодежь Хэллоуин? [Электронный ресурс] // Информационный портал «Крыніца.INFO». – Режим доступа: https://usnd.to/dE70.
33. Особенности празднования Хэллоуина в разных уголках планеты [Электронный ресурс] // Портал о праздниках и путешествиях «Fiestino.Ru». – Режим доступа: https://usnd.to/dE7g.
34. Первушина, О. В. Социально-культурная деятельность / О. В. Первушина. – 2-е изд., стереотип. – Барнаул : АлтГАКИ, 2017. – 96 с.
35. Понятие и содержание культурно-досуговой деятельности детей [Электронный ресурс] // Студенческая онлайн-библиотека. – Режим доступа: https://clck.ru/SkrnE.
36. Седова, Н. Н. Досуговая активность молодежи / Н. Н. Седова // Социологические исследования. – 2009. – № 12. – С. 32–36.
37. Синицына, Е. И. Игры для праздников / Е. И. Синицына. – 6-е изд., стереотип. – М. : КАРО, 2018. – 160 с.
38. Смаргович, И. Л. Принцип дифференцированного подхода в организации культурно-досуговой деятельности / И. Л. Смаргович // Вісник МарДУ. – 2014. – Вип. 7. – С. 140–156.
39. Технология организации массовых мероприятий в молодёжной среде [Электронный ресурс] / Колл. авт // Организационно-методический центр Грайворонского городского округа. – 2017. – Режим доступа: https://usnd.to/IYkl.
40. Тислянкова, В. И. Формирование культурно-досуговой компетенции у студентов в открытом профессиональном образовании [Электронный ресурс] / В. И. Тислянкова // Russian Journal of Education and Psychology. – Режим доступа: https://goo-gl.su/Hivhl.
41. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века / Э. Тоффлер ; предисл. П. С. Гуревич. – М. : ACT, 2003. – 670 с.
42. Триодин, В. Е. История и теория социально-культурной деятельности / В. Е. Триодин. – 4-е изд. – СПб. : СБбГУП, 2016. – 248 с.
43. Туев, В. В. Об атрибуте «социально-культурный» / В. В. Туев // Вестник МГУКИ. – 2003. – № 4. – С. 56–65.
44. Хайруллина, А. А. Педагогические условия формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры: дис. … канд. пед. наук: 13.00.05 / А. А. Хайруллина. – Казань, 2019. – 204 с.
45. Хеллоуин в Минске: вырезаем тыкву, участвуем в квестах и смотрим фильмы-ужасов [Электронный ресурс] // Федерация профсоюзов Беларуси. – Режим доступа: https://usnd.to/dE72.
46. Хэллоуин – канун Дня всех святых в США [Электронный ресурс] // Справочно-информационный портал «Calend.Ru». – Режим доступа: https://www.calend.ru/holidays/0/0/779/14/.
47. Хэллоуин – канун Дня Всех Святых: история и традиции праздника [Электронный ресурс] // Новостной портал «РИА Новости». – Режим доступа: https://ria.ru/20141031/1030739443.html.
48. Хэллоуин [Электронный ресурс] // Архив научных докладов и статей. – Режим доступа: https://usnd.to/dE7w.
49. Хэллоуин. История праздника. Традиции, сценарий [Электронный ресурс] // Научно-популярный и образовательный портал «AG». – Режим доступа: https://usnd.to/dE7u.
50. Хэллоуин: +1 к развлечениям современной молодежи [Электронный ресурс] // Сайт школы иностранных языков «Westfort». – Режим доступа: https://usnd.to/dE7I.
51. Шарковская, Н. В. Культуротворческие формы организации молодёжного досуга / Н. В. Шарковская // Вестник Московского государственного института культуры. – 2014. – № 6. – С. 124–129.
52. Hello, Хэллоуин! История и традиции самого страшного праздника года [Электронный ресурс] // Школа английского языка «Skyeng.Ru». – Режим доступа: https://skyeng.ru/articles/holidays-halloween/.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты