ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СЛОВО КАК ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА
1.1 Значение и семантика слова
1.2 Номинативные средства языка
1.3 Типы и способы номинации
ГЛАВА 2 ПРОДУКТИВНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
2.1 Аффиксальное словообразование
2.2 Безаффиксальное словообразование
2.3 Другие способы образования слов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Говоря о словообразовании, обычно имеют в виду пополнение словарного состава языка новыми словами в результате индивидуального или массового словотворчества. Безусловно, создание новых слов – это основная функция словообразования английского и других языков. В описаниях словообразовательной системы современного английского языка, казалось бы, нет «белых пятен»: модели словообразования давно выделены и всесторонне описаны как в отечественной, так и в зарубежной лингвистической литературе. Некоторые словообразовательные модели по разным причинам оказываются более активными, а следовательно, и более продуктивными в формировании определенных стилистических пластов и регистров современного английского языка. Изучение лексики и способов ее образования невозможно переоценить, особенно тем, кто изучает английский язык как иностранный. При этом знания, полученные на основе иностранного языка, оказываются значимыми и важными для более глубокого освоения и родного языка. Развитие языка во второй половине ХХ в. вносит некоторые поправки в наши привычные представления о том, как и по каким моделям создаются новые лексические единицы. Этим и обусловлена актуальность настоящего исследования.
Объект исследования: модели словообразования в английском языке.
Предмет исследования: продуктивные модели словообразования в английском языке.
Цель исследования: охарактеризовать наиболее продуктивные модели словообразования в современном английском языке.
Задачи:
- раскрыть значение и семантику слова;
- описать номинативные средства языка;
- установить типы и способы номинации;
- охарактеризовать продуктивные способы словообразования: аффиксальное словообразование и безаффиксальное словообразование.
ГЛАВА 1 СЛОВО КАК ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА
1.1 Значение и семантика слова
Словарный состав языка представляет собой многоаспектное явление. Элементы словаря, вокабуляра связаны между собой упорядоченными, системными отношениями. Прежде всего все единицы словарного состава можно разделить на три большие группы — морфемы, слова и словосочетания, которые являются единицами разных уровней. Упоминание морфемы здесь уместно в силу того, что огромное количество слов английского языка являются одно-морфемными и могут функционировать как слово; таким образом, единица более низкого яруса языка переходит на более высокий ярус. Объединение слов в группы с единым смыслом приводит к появлению словосочетаний, как свободных, так и устойчивых, включая фразеологические [5, с. 5].
Из сказанного видно, что центральной единицей является слово, ведь именно слова изменяются и сочетаются в связной речи по законам грамматического строя данного языка. Таким образом, слово выступает как необходимая единица языка и в области лексики (словарного состава), и в области грамматики (грамматического строя) [8, с. 5].
Слово как языковой знак, рассматривается как двусторонняя единица, единство означаемого (предметом, явлением и т.п.) и означающего (материальной стороны знака). Уже на начальных этапах развития лингвистики было обращено внимание на план выражения (фонетическую и грамматическую структуру) и план содержания слова (лексическое и грамматическое значения). Эти два аспекта слова постоянно и активно изучались при преобладании научного интереса к одному из них в отдельные периоды развития языкознания и в его отдельных направлениях. В плане выражения в слове выделяется лексема, в плане содержания — семантема (семема).
ГЛАВА 2 ПРОДУКТИВНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
2.1 Аффиксальное словообразование
Как известно, производные слова занимают основную часть лексического состава языка. Производное слово трактуется нами, вслед за Е.С. Кубряковой, как «любая вторичная, то есть обусловленная другим знаком или совокупностью знаков единица номинации со статусом слова» [13]. По мнению большинства исследователей (в частности, Н. Н. Амосовой, О. В. Афанасьевой, Н. Н. Морозовой), основным продуктивным типом словообразования является аффиксальное словообразование. Интерес современных лингвистов к проблемам словообразования постоянно растет, так как слово является центральной единицей языка. В процессе речи мы создаем новые слова, используя хранящиеся в нашей памяти модели создания слов. Значительное внимание уделяется изучению взаимодействия семантических структур производного и производящего слов, форме и содержанию производного слова.
Аффиксация — образование новых слов при помощи присоединения к основе слова суффиксов или префиксов. Префиксы присоединяются к корню слова в начале, а суффиксы — в конце. Аффиксы могут присоединяться к различным частям речи, изменяя при этом значение основы слова: happy — unhappy — happiness — happily. Суффиксы, оформляющие слово как определенную часть речи, теснее связаны с основой (courageous, dictation), в то время как префиксы главным образом изменяют семантику слова и более самостоятельны лексически (anti-missile, postwar). Аффиксы, при помощи которых в определенный период создается относительно много новообразований, называются продуктивными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав научно-теоретическую литературу по выбранной теме, можно сформулировать следующие выводы.
Фонетические свойства слова неразрывно связаны с лексическими и грамматическими: определенная материальная оболочка наполняется определенным лексическим и грамматическим содержанием и наоборот – определенное лексическое и грамматическое содержание получает определенное звуковое оформление. Новые слова, возникшие в процессе словопроизводства, сразу же включаются в фонетическую, лексическую и грамматическую системы языка.
Для понимания словообразовательных процессов необходимо помнить, что слово как основная единица языка обладает сложной семантической структурой, отличается формальной и смысловой целостностью и способностью к выделяемости и воспроизводимости как готовой языковой единицы. Значение слова является очень сложным и многомерным по своей структуре и включает в себя большое множество компонентов на всех уровнях. Традиционно различают лексическое и грамматическое значения. Лексическое значение слова – это значение, присущее всем формам одного слова. Грамматическое значение – это значение, присущее одинаковым формам разных слов.
Под средствами номинации подразумеваются вариативные фонетические, морфологические, синтаксические и лексико-фразеологические единицы системы языка, которые принимают активное участие в процессах номинации. Одним из важнейших средств обеспечения процесса номинации является словообразование.
1. Абдимомунова, А. Проблемы языковой номинации в сопоставительном германо-кыргызском языкознании / А. Абдимомунова // Alatoo academic studies. – 2017. – № 3. – С. 244–248.
2. Антрушина, Г. Б. Лексикология английского языка / Г. Б. Антрушина, О. В. Афанасьева, Н. Н. Морозова. – Изд. 3–е. – М. : Дрофа, 1999. – 288 с.
3. Арнольд, И. В. Лексикология современного английского языка / И. B. Арнольд. – М.: Высш. шк., 1998. – 376 с.
4. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – Изд. 2–е. – М., Советская Энциклопедия, 1969.— 608 с.
5. Елисеева, В. В. Лексикология английского языка: учеб. пособие / В. В. Елисеева. – СПб. : СПБГУ, 2003. – 80 c.
6. Журавлев, А. Ф. Технические возможности русского языка в области предметной номинации / А. Ф. Журавлев // Способы номинации в русском языке: учеб. пособие / А. Ф. Журавлев – М., 1982. – С. 45–109.
7. Заонегин, Е. В. Некоторые общие вопросы ономасиологии (на материале романских языков) / Е. В. Заонегин // Филологические науки. – 1969. – № 6. – С. 84–93.
8. Иванова, Е. В. Лексикология и фразеология современного английского языка : учеб. пособие / Е. В. Иванова. – М. : Академия, 2011. – 352 с.
9. Илларионов, С. Ф. Об образном компоненте в семантике слова и о его роли в выборе производящего / С. Ф. Илларионов // Сб. науч. тр. / М-во просвещения РСФСР.– Курск, 1976. – Вып. 3 : Проблемы ономасиологии. – С. 103–109.
10. Копач, O. И. Теория номинации: история и современность / O. И. Копач // Языкознание: учеб. пособие / O. И. Копач – Прешов., 2007. – C. 313-320.
11. Кривченко, Е. Л. Очерки по ономасиологии / Е. Л. Кривченко. – Саратов: Саратов. ун-т, 1989. – 132 с.
12. Кронгауз, М. А. Семантика: учеб. пособие / М. А. Кронгауз. – М. : Академия, 2005. – 352 с.
13. Кубрякова, Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова. – М. : Фил. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. – 245 с. 429.
14. Кубрякова, Е. С. Язык и знание / Е. С. Кубрякова. – М. : Языки славянской культуры, 2004. – 560 c.
15. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. – М. : Педагогика, 1983. – Т. 2. – 392 с.
16. Лингвистический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tapemark.narod.ru/les/.
17. Саломатина, М.С. Семантический анализ слов в контексте / М. С. Саломатина, И. А. Стернин. – Воронеж: ИСТОКИ, 2011. – 150 с.
18. Смирницкий, А. И. Лексикология английского языка / А. И. Смирницкий. – М.: Иногиз, 1956. – 260 с.
19. Ginsburg, R. S. A Course in Modern English Lexicology / R. S. Ginsburg, S. S. Khidekel, G. Y. Knyazeva, A. A. Sankin. – М.: Высш. школа, 1979. – 269с.
20. Leshchova, L. M. Words in English. A Course in Modern English Lexicology / L. M. Leshchova – Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001. – 179 с.
21. Susha, T. N. English Lexicology: Workbook / T.N. Susha. – Минск.:МГЛУ, 2001. – 62 с.
22. Dokulil, M. Tvoření slov v češtině: Teorie odvozování slov / M. Dokulil. – Praha, 1962. – 249 s.