Введение
1 Теоретические аспекты проблем алкогольной семьи
1.1 Сущность и определение алкогольной семьи
1.1 Характеристика семей, в которых кто-либо болен алкоголизмом
1.2 Влияние семьи на формирование аддитивных механизмов
Выводы по главе 1
2 Психологические особенности детей, воспитывающихся в алкогольных семьях
2.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в алкогольных семья
2.2 Психологические особенности детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в алкогольных семьях
2.3 Психологические особенности детей подросткового возраста, воспитывающихся в алкогольных семьях
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1 Анкеты для выявления алкогольных семей
Приложение 2 Опросник bpaq-24
Приложение 3 Опросник легитимизированной агрессии ла-44
Приложение 4 Опросник методики «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна
Приложение 5 Методика Реле Жиля
Введение
Семьи, члены которых страдают зависимостями, являются острой проблемой нашего общества, к тому же с 2000-х годов произошло резкое увеличение числа таких семей. В среднем «неблагополучным» в Республике Беларусь является один ребенок из 42. За последние 10 лет количество детей-сирот увеличилась в 2 раза, в основном из-за роста числа родителей, которые ведут асоциальный образ жизни. По данным статистики, только 10% детей-сирот стали сиротами в результате смерти или инвалидности родителей, остальные родители либо лишены родительских прав, либо в них ограничены.
Давно известно, что злоупотребление алкоголем и особенно хронический алкоголизм родителей не проходит бесследно для детей. Учёные, наблюдая у детей тяжёлые последствия пьянства родителей, приходят к выводу, что, вырастая, такие дети не смогут выполнять полностью общественные функции, которые на них возложит общество в будущем.
Здоровым может считаться человек, который обладает гармоничным развитием и хорошо приспособлен к окружающей его физической и социальной среде. Он полностью реализует свои физические и умственные способности, правильно реагирует на изменения окружающей среды, и вносит посильный, соразмерный с его способностями, вклад в благополучие общества. Здоровье подрастающего поколения, следовательно, имеет особую значимость для каждого общества, и уберечь детей от влияния на них пьяниц-родителей - задача государственной важности. Основу воспитания дети получают в семье. Семья формирует личность человека.
Неблагоприятное влияние алкоголизма родителей на детей не исчерпывается отклонениями на биологическом уровне. Семейный алкоголизм формирует комплекс отрицательных макросоциальных влияний на ребенка. Поэтому даже в случае, когда созревание организма происходит относительно благополучно, со всей остротой встает проблема социальной дезадоптации таких детей. Эмоцианально-поведенческие и личностные отклонения у детей, приобретенные в результате неправильного воспитания, затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социальной адаптации в целом.
В свою очередь, социальная дезодаптация является мощным неблагоприятным фактором, который усложняет личные и поведенческие нарушения. Она способствует формированию стойких психопатических состояний, асоциальных форм поведения.
В связи с этим особую важность приобретает своевременная и целенаправленная работа с такими детьми. К сожалению, опыт показывает, что педагоги, как массовых школ, так и специализированных недостаточно осведомлены о специфических трудностях воспитания и обучения детей из алкогольных семей. Поэтому представляется необходимым более детальное изучение характерных нарушений психического и личностного развития детей алкоголиков, с целью дальнейшего использования полученных результатов для улучшения методов коррекции и воспитания таких детей. Именно острота
1 Теоретические аспекты проблем алкогольной семьи
1.1 Сущность и определение алкогольной семьи
На протяжении ХХ века менялись представления народа о семейном алкоголизме и его влиянии на детей.
Если в первую половину столетия пьянство считалось пороком, которого следует стыдиться, то потом оно стало восприниматься как неотъемлемая часть жизни общества. Дело дошло даже до того, что алкогольные напитки стали включать в рубрику продуктов питания.
Алкоголизмом можно назвать систематическое бесконтрольное употребление алкоголя, наносящего физический и психологический ущерб не только самому пьющему человеку, но и его окружению. В медицинском смысле – это болезнь, относящаяся к группе токсикоманий (пристрастие к этиловому спирту); в социальном смысле – неумеренное употребление спиртных напитков (пьянство), приводящее к нарушению норм поведения в быту, обществе, в сфере трудовой деятельности.
Уже в начале ХХ века злоупотребление алкоголем начало рассматриваться как болезнь. Немного позже термин «болезнь» был заменен на другой, а именно – «зависимость», причем подчеркивалась зависимость от алкоголя (алкогольная зависимость), которая подразумевала соотношение двух компонентов физической и психической зависимости [1, c. 17].
Научное изучение проблемы болезненного пьянства бесконечно, мнения ученых расходились и расходятся по любому аспекту этой проблемы. Спиртные напитки, которые продаются повсюду, стали свободно приобретать даже подростки.
Повышение числа неблагополучия в семье, где родители, доведенные до отчаяния, пытаются найти для себя выход в приобщении к алкоголю, срывают свою злость на беззащитных детях, демонстрируют асоциальные формы поведения (бродяжничество, попрошайничество, воровство и т. д.). Вступив на такой путь, семья деградирует в человеческом и социальном планах, обрекая на такое же скудное существование всех членов семьи и детей особенно.
Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является пьянство родителей. Оно может оказаться роковым не только в момент зачатия, но и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.
Алкогольная семья - это дисфункциональная семья, объединенная вокруг потребления алкоголя одним, несколькими или всеми своими членами. Иные цели, кроме потребления алкоголя, как правило, отсутствуют, либо ограничиваются поддержанием жизни [3, c. 24].
Взрослые в алкогольной семье, забыв о своих родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в алкогольную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с алкогольной зависимостью становятся дисфункциональными, что проявляется в виде следующих признаков: члены семьи не уделяют внимания друг другу, в
2 Психологические особенности детей, воспитывающихся в алкогольных семьях
2.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в алкогольных семьях
Особое влияние оказывает семья на дошкольника.
Когда малыш появляется на свет, первая забота родителей - его физическое и психическое здоровье. И только потом они начинают задумываться о том, каким человеком он станет. С этого и начинается формирование личности ребенка.
Малыш постепенно овладевает общими свойственными человеку формами поведения среди людей и развивается как индивидуальность. Сохранение положительных взаимоотношений со своими родителями и близкими - условие, при котором личность ребенка будет развиваться благополучно. Хорошее отношение со стороны родителей жизненно необходимо ребенку. Желание заслужить похвалу, родительское одобрение является одним из рычагов воспитания. Оценка поведения со стороны родителей и близких - один из важнейших источников чувств малыша. Похвала вызывает чувство гордости, постепенно начинает проявляться такое важное образование, как самоуважение. Притязание на признание - одна из самых значимых человеческих потребностей. Она основана на стремлении получить высокую оценку своих достижений, отвечающих общественным ожиданиям людей. Стремление к реализации притязаний развивает ребенка, делает его совершеннее [6, с. 33].
Личность рождается постепенно - в развивающемся ребенке появляются такие образования, которые позволяют назвать его личностью. К определяющим личность образованиям можно отнести: притязание на признание, осознание себя во времени, осознание своей половой принадлежности, осознание себя в социальном пространстве. Малыш уже в 3 года имеет чувство собственного достоинства, он гордится своими достижениями и стремится в чем-то быть лучше.
После того как у ребенка возникло отношение к самому себе как к «хорошему», у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем. Поэтому важно, чтобы семья поддерживала в нем уверенность, что ребенок обязательно научится тому, чего пока еще не умеет; что он действительно хороший, честный, добросовестный, доброжелательный, замечательный ребенок.
Лишение ребенка перспективы, обесценивание его личности в настоящем и в будущем не укрепляют его веры в свои возможности и не вызывают желания стать лучше. Только родительская любовь и вера рождают оптимизм, желание быть хорошим. Это желание как бы подталкивает ребенка к исполнению родительских ожиданий [10, с. 35].
Ребенок 5-6 лет уже может сознательно управлять своим поведением, своими действиями, помыслами, однако сфера применения этой способности достаточно ограничена. Родители не должны пропускать победы ребенка над
Заключение
Тема нашей курсовой работы «Психологические особенности детей, воспитывающихся в алкогольных семьях» основывалась на цели настоящего исследования - определение психологических особенностей детей, которые воспитываются в алкогольных семьях.
Для достижения поставленной цели мы решили ряд задач, и пришли к следующим заключениям.
При решении задачи - проанализировать литературу по проблеме исследования – мы установили, что педагоги, как массовых школ, так и специализированных недостаточно осведомлены о специфических трудностях воспитания и обучения детей из алкогольных семей. Также для нас стало очевидным, что вопрос реабилитации и коррекции психических и личностных нарушений у детей из семей алкоголиков остается изученным не в полной мере.
При решении задачи - изучить психологические особенности детей разных возрастов, воспитывающихся в алкогольных семьях – мы обнаружили следующие психологические особенности детей из алкогольных семей:
- затруднение социализации;
- повышенная тревожность;
- наличие отклонений в эмоционально-волевой и личностных сферах;
- отставание в физическом развитии;
- задержка психомоторного развития;
- огромная впечатлительность;
- неспособность идентифицировать и выразить чувства;
- предрасположенность к реакциям протеста и имитационному поведению;
- повышенная внушаемость;
- раннее взросление;
- низкая самооценка;
- утрата своего «Я»;
- склонность к агрессии и девиантному поведению;
- общая невротизация.
При решении задачи - охарактеризовать алкогольную семью – мы привели основные характеристики такой семьи в сравнении со здоровой семьей;
При решении задачи – выявить влияние семьи на формирование аддиктивных механизмов – мы установили, что воспитание в алкогольной семье способствует формированию аддиктивных механизмов, однако вероятность того, что дети из алкогольных семей станут алкоголиками не 100%.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель настоящей курсовой работы достигнута – определены психологические особенности детей, которые воспитываются в алкогольных семьях.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 384 с.
2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – СПб.: Специальная литература, 1999. – 211 с.
3. Большой психологический словарь / Б.К. Мещеряков и В.Л. Зинченко. — М.: Олма-пресс, 2004. – 1096 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1994. – 324 с.
5. Горьковая, И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков // Обзор психиатрии и медицинской психологии. – 1997. - № 3.- 69 с.
6. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
7. Захарова, А.В. Как формировать самооценку школьника // А.В. Захарова, М.Э. Боцманова // Начальная школа. 1992. №3. С. 8.
8. Захаров, Л.И. Игра как способ преодоления нервозов у детей / А.И. Захаров. – СПб.: КАРО, 2006. – 416 с.
9. Зиновьева, М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2007. № 3. 170 с.
10. Змановская, Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2006. – 288 с.
11. Короленко, Ц.П. Аддитивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // Обозр. психиат. и мед. психол. – 2001. - №1. - с.8-15.
12. Кочубей, А. С. Визит в семью, или практика работы с семьями /А. С. Кочубей, Н.К. Умарова. – Псков: Амфор, 2002. – 197 с.
13. Липкина, А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. – М.: Академия, 1998. – 165 с.
14. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.- М.: Педагогика, 2000. – 115 с.
15. Макаренкова, И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы) / И.В. Макаренкова, А.В. Мисько. – М.: Знамя, 2004. – 189 с.
16. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1997. – 95 с.
17. Микиртумов, Б.Е. Аутизм: история вопроса и современный взгляд / Б.Е. Микиртумов, П.Ю. Завитаев. – СПб.: Н-Л, 2012. – 93 с.
18. Москаленко, В.Д. Взрослые дети больных зависимостями – группа множественного риска / В.Д. Москаленко // Психическое здоровье. – 2006. - № 5. – 74 с.
19. Наумчик, В.Н. Социальная педагогика. Проблема «трудных» детей. Теория. Практика. Эксперимент / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. – Минск: Содействие, 2005. – 234 с.
20. Поспелова, Н.С. Выявление детей из неблагополучных семей: нормативно-правовые механизмы / Н.С.Поспелова // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2003. – №2. – 44 с.
21. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: 1998. – 71 с.
22. Сборщикова, К.Р. Развитие ребенка в алкогольной семье / К. Сборщикова // Новое образование. – №10. – 2001. – 35 с.
23. Словарь социального педагога и социального работника. – 2-е изд. /под ред. Н.И. Калачевой, Я.Л. Коломинского – Минск: Белорусская энциклопедия, 2003. – 452 с.
24. Теудер, Ю.В. Влияние семьи на отношение детей к потреблению спиртных напитков / Ю.В. Теудер, П.И. Сидоров // Здравоохрание РФ. – 1993. - №7. - с. 16-19.
25. Фурманов, И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для педагогов и психологов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 319 с.
26. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. – М.: Владос-пресс, 2006. – 271 с.
27. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: учеб. для студентов высш. учебн. заведений / Н.И. Шевандрин. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 512 с.
28. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей / Т.И. Шульга. – М.: Дрофа, 2005. - 254 с.
29. Методика Рене Жиля [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://psylist.net/promet/gul.htm. - Дата доступа: 01.02.2016.
30. Bradshaw, J. The family / J. Bradshaw. – Phoenix: RSY, 1997. – 190 p.