Конфликт играет особую роль в психической жизни людей, их отношениях друг с другом, развитии, самореализации и, наконец, в жизни общества в целом.
Проблема образов конфликтной ситуации стала рассматриваться в конфликтологии сравнительно недавно, примерно с конца 60-х годов ХХ века.
В настоящее время в отечественной литературе обсуждается проблема соотнесения характеристик сознания, способов когнитивного конструирования реальности с реальным поведением субъекта.
Н.В. Гришина, Н.И. Леонов, Л.А. Петровская отмечают, что в зависимости от того, как люди воспринимают и интерпретируют поведение другого человека в конфликте, саму ситуацию конфликта, свое поведение в конфликте, во многом зависят характер их взаимодействия, поведение в конфликте и исход конфликтной ситуации. Следовательно, образы являются опосредующим звеном между характеристиками участников и объективными условиями конфликта, с одной стороны, и могут предопределять особенности конфликтного поведения с другой стороны.
Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. Согласно Л.А. Петровской, именно представления (мотивы, цели, ценности, возможности) участников о самих себе, о противостоящих сторонах, о среде, в которой складываются конфликтные отношения, являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников.
В современной социально-психологической науке существует большое количество научных исследований, посвященных психологии конфликта и конфликтного поведения.
Исследование детерминант конфликта и конфликтного поведения представлены в работах А.Н. Алексеевой, А.Я. Анцупова, В.М. Бабосова, Ф.М. Бородкина, Н.В. Гришиной, А.И. Донцовой, М. Дойча, А. Дарендорфа, А.А. Ершова, Н.М. Коряка, Л.А. Петровской, Дж.Г. Скотта, К. Томаса, А.И. Шипилова.
Большинство исследователей (Н.В. Гришина, Л.А. Петровская, В.С. Мерлин, А.И. Донцов, Т.А. Полозова, Э.А. Орлова, Л.Б. Филонов и др.) учитывает субъективный фактор как обязательный в возникновении конфликта. Образ конфликтной ситуации анализировался в работах Н.И. Леонова, Л.А. Петровской, С.Д. Смирнова.
Однако, специальных исследований, посвященных установлению взаимосвязи образа конфликтной ситуации и поведения в конфликте недостаточно. Следовательно, актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью данной проблемы.
Большой накопленный теоретический и эмпирический материал по изучению конфликта отражается в многообразии подходов и направлений. Условно можно выделить два этапа в истории изучения конфликта. Первый этап охватывает начало ХХ века – 50-е годы. Второй этап начинается с конца 50-х годов и длится по настоящее время.
Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются:
- психоаналитическое (А. Адлер, 3.Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни);
- социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);
- этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);
- теория групповой динамики (Д. Креч, К. Левин, Л. Линдсей);
- фрустрационно-агрессивное (Л. Берковитц, Д. Доллара, Н. Миллер);
- поведенческое (А. Бандура, А. Басе, Р. Сире);
- социометрическое (Г. Гурвич Э. Дженигс, С. Додд, Д. Морено,);
- интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель) [22, с. 165].
Анализ подходов к исследованию конфликта в первой половине XX века показывает, что они формировались в русле традиционных направлений психологии, отражая теоретические конструкции, свойственные данному течению. Эти подходы стали основой, на которую опираются западные психологи при изучении конфликтов на современном этапе.
В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:
- теоретико-игровое (М. Дойч);
- теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);
- теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин,
Р. Фишер, У. Юри).
Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают построение универсальной схемы взаимодействия в конфликтной ситуации и ее разрешение. В основе лежат игры типа «дилемма узника». Решение задачи облегчают четко контролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей поведения в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное. Сторонники теоретико-игрового подхода считают, что конфликты могут разрешаться как конструктивным
Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия [12, с. 130].
Образ конфликтной ситуации является важным структурным компонентом конфликта, чем обуславливает необходимость рассмотрения структуры конфликта.
Структура конфликта – совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.
Л.А. Петровская к структурным компонентам конфликта относит:
– стороны (участники) конфликта;
– условия протекания конфликта;
– образы конфликтной ситуации;
– возможные действия участников конфликта;
– исходы конфликтных действий [20].
Стороны конфликта. В качестве сторон конфликта могут выступать какие-либо черты отдельной личности (если рассматривается внутриличностный конфликт), сами личности (межличностный конфликт), социальные группы (межгрупповые конфликты). В социально-психологическом отношении участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами, целями, ценностями, установками.
Условия протекания конфликта. Конфликт существенно зависит от внешнего контекста, от социально-психологической среды, в которой он возникает и развивается. В нее включаются не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид. Учет этого окружения на уровне микро-среды и макросреды позволяет понять содержательную сторону целей, мотивов сторон, а также их зависимость от этой среды.
Образы конфликтной ситуации. Характеристики участников конфликта и особенности условий его протекания определяют конфликтное поведение сторон. Однако указанное определяющее влияние никогда не осуществляется непосредственно. Опосредствующим звеном выступают идеальные картины, образы конфликтной ситуации, имеющиеся у каждого из участников конфликта. Эти внутренние картины ситуации включают представления
В заключение курсовой работы можно сделать следующие выводы.
1. Теоретический анализ литературы показал, что в настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям: теоретико-игровое, теория организационных систем, теория и практика переговорного процесса. В отечественной литературе на современном этапе сформировались следующие подходы к изучению конфликта: организационный, деятельностный, личностный, ситуативный, онтологический. Сегодня в конфликтологической, социологической, психологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Конфликт может рассматриваться как явление, обусловленное либо особенностями личности, либо воздействием внешних факторов, либо как субъективный феномен. Существуют многочисленные варианты классификации конфликтов. Это объясняется тем, что имеется огромное разнообразие субъектов, целей, мотивов, областей, видов, систем и уровней, временных рамок и человеческого взаимодействия, каждое из которых может служить основанием для типологии конфликтов. Причины конфликтов делятся на объективные и субъективные. В зависимости от того, какую роль выполняет конфликт, функции конфликта делятся на конструктивные и деструктивные.
2. Характеризуя образ конфликтной ситуации, следует отметить, что он является важным структурным компонентом конфликта. Образы конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. Эти внутренние картины ситуации включают представления участников о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях) представление о противостоящих сторонах (их мотивах, целях, ценностях, возможностях) и представление о среде, в которой складываются конфликтные отношения. Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников. Образы конфликтной ситуации, имеющиеся у ее участников, определяют набор возможных действий, предпринимаемых сторонами. Участники конфликта с самого начала имеют некоторый образ возможных исходов и в соответствии с этим образом выбирают свое поведение. Образ конфликтной ситуации играет определяющую роль в динамике конфликта. Чтобы конфликт стал реальным, участники его должны осознать сложившуюся ситуацию как конфликтную. Именно восприятие, понимание реальности как конфликтной порождает конфликтное поведение.
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Юнити, 2007. – 490 с.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
3. Анцупов, А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров / А.Я. Анцупов. – М.: ГАВС, 1992. – 262 с.
4. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. – Новосибирск.: Наука, 1989. – 189 с.
5. Главатских, М.М. Взаимосвязь образа конфликтной ситуации с поведением в конфликте: автореф. дис. … канд-та психол. наук: 19.00.05 / М.М. Главатских. – Ярославль. – 2003. – с. 1-22.
6. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – 504 с.
7. Дмитриев, А. Введение в общую теорию конфликтов / А. Дмитриев, В. Кудрявцев, С. Кудрявцев. – М.: Наука, 1993. – 211 с.
8. Дойч, М. Психология конфликта / М. Дойч. – СПб.: Питер, 2001. – 250 с.
9. Донцов, А.И. Психологические детерминанты конфликтности подростков / А.И. Донцов, Т.А. Полозова // Психологический журнал. – 2008. – № 6. – С. 7-16.
10. Донченко, Е.А. Личность: конфликт, гармония / Е.А. Донченко, Т.М. Титаренко. – Киев.: Политиздат, 1989. – 175 с.
11. Дружинин, В.В. Введение в теорию конфликта / В.В. Дружинин, Д.С. Конторов, М.Д. Конторов. – М.: Радио и связь, 1989. – 288 с.
12. Емельянов, С.В. Практикум по конфликтологии / С.В. Емельянов. – СПб: Питер, 2009. – 420 с.
13. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию: учеб. пособие / Г.И. Козырев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 176 с.
14. Конфликт в конструктивной психологии: Тез. докл. и сообщ. на 2-й науч.-практ. конф. по конструктивной психологии. – Красноярск, 1990. – 184 с.
15. Крогиус, Н.В. Личность в конфликте / Н.В. Крогиус. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1976. – 142 с.
16. Крысько, В.Г. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с.
17. Леонов, Н.И. Онтологическая сущность конфликтов / Н.И. Леонов // Ярославский психологический вестник. – 2001. – Вып. 4. – С. 67-72.
18. Лобан, Н.А. Конфликт и конфликтное поведение / Н.А. Лобан. – Минск: МИУ, 2008. – 215 с.
19. Ляпунов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология / А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с.
20. Петровская, Л.А. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Л.А. Петровская. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. – С. 126-143.
21. Фишер Р., Юри У. Пуль к согласию или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри. – М.: Наука. 1992. – 361 с.
22. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2006. – 608 с.
23. Шипилов, А.И. Социально-психологические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении: автореф. дис... канд-та психол. наук / А.И. Шипилов. – М. – 1993. – 224 с.