Способы реализации авторской позиции в романе Дж. Фаулза Женщина французского лейтенанта
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Способы реализации авторской позиции в романе Дж. Фаулза Женщина французского лейтенанта»
по дисциплине: «Зарубежная литература (английский язык)»
2021
45.00 BYN
Способы реализации авторской позиции в романе Дж. Фаулза Женщина французского лейтенанта
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Зарубежная литература (английский язык)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА
1.1 Литературный процесс в эпоху постмодернизма
1.2 Авторское присутствие в постмодернистском тексте
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ДЖ. ФАУЛЗА
2.1 Специфика творчества Дж. Фаулза
2.2 Деконструкция викторианского романа
2.3 Авторская позиция в романе «Женщина французского лейтенанта» и способы ее выражения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Европейский постмодернизм отличается своей уникальностью и экпериментальностью, время которого приходится на конец XX в. Постмодернизм возник на основе философской идеи о кризисе человеческой культуры и истории. В основе постмодернистской эстетики лежит протест против чрезмерного возвышения и идеализации общественного сознания или образа. Новое направление реализуется через следующие знаковые черты: интертекстуальность, игровую концепцию, смерть автора, синтез жанров, стилистические и языковые эксперименты и т.д.
Одним из выдающихся представителей постмодернистской литературы является Джон Фаулз, чье творчество является предметом исследования многий литературоведов. Романы автора отличаются особой оригинальностью и уникальностью за счет авторского стиля и манеры. Каждый роман представляет отдельный мир, строящийся на опыте предыдущих литературных эпох. Так, например, рассматриваемый роман «Женщина французского лейтенанта» воплощает синтез викторианской и постмодернистской эпох.
Фаулз берет за основу викторианское общество, которое представляется социальной системой с жесткими нормами и правилами. Общество XIX в. диктует человеку, как нужно жить, вести себя и любить. В сети викторианского чопорного общества попадают Сара и Чарльз. Кто-то пытается найти свою личность и место в мире, а кто-то бежит от этого самого общества.
Актуальность данного исследования заключается в нарастающем интересе к фигуре автора Джона Фаулза и его произведениям в рамках постмодернистской эстетики.
Объект исследования − роман Дж. Фаулза «Женщина французского лейтенанта».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА
1.1 Литературный процесс в эпоху постмодернизма
Литературный процесс насчитывает смену множества эпох и культур, которые чередуются в хронологической последовательности. К последнему этапу формирования литературного процесса, люди пришли к новой и необычайной эпохе постмодернизма. Происхождение этого слова можно трактовать с латинского языка − post (после) и французское заимствование moderne (современный). Постмодернизм – это общеструктурные явления в мирвоой жизни общества на рубеже второй половины XX в. В более узком понимании, под постмодернизмом понимается литературное направление, в рамках которого работали многие писатели.
Существует несколько позиций по отношению к реализации постмодернизма. Первая позиция подразумевает постмодернизм как явление исторического плана, которое возникло из-за культурного кризиса в середине XX в. Вторая позиция полагает, что постмодернизм – это внекультурное явление, оно возникает в любой кризисной ситуации, независимо от времени и культурных парадигм. Известный писатель эпохи постмодернизма Умберто Эко в своем знаменитом романе «Имя розы» (в комментариях) писал, что каждая эпоха является составной частью постмодернизма. Ведь в каждой из них были свои кризисные ситуации и моменты, которые вызывали чувство тяготы и давления [23, с. 89]. Тот же модернизм, например, разрушает прошлый опыт, и устанавливает свои экспериментальные правила в виде абстракционизма. А дальше идти человеку некуда, реальный образ был переделан и остался белый лист (tabula rasa). На смену приходит эпоха переосмысления утраченного прошлого, с долей ироничного подтекста и юмором.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ДЖ. ФАУЛЗА
2.1 Специфика творчества Дж. Фаулза
Джон Фаулз является одним из самых выдающихся писателей эпохи постмодернизма. Его творчество приходится на конец 60-х XX в. За весь литературный путь, автор сумел написать шесть романов («Волхв», «Коллекционер» и т.д.) в одной стилистической манере, несколько повестей и рассказов. Также Фаулз известен за свои эссеистические работы, в которых он излагает собственную философию − «Аристос» («The Aristos»). Он смог попробовать себя и на поэтическом поприще, что подтверждает его сборник стихотворений «Poems». Все произведения Дж. Фаулза были переведены на множество языков мира, исследовались литературными критиками и становились основой многих кинокартин.
Литературные взгляды Дж. Фаулза были направлены на уже устоявшиеся традиции (канонические). Автор брал за основу классический сюжет какой-либо эпохи и перерабатывал его в экспериментальном (постмодернистском) духе. Все тексты автора наполнены следующими чертами: переключение повествования из реального мира в воображаемый; таинственная атмосфера; незавершенность характеров персонажей; стилистический эксперимент; интертекстуальность; синтез разных эпох; противоречивость материального мира и духовного и т.д.
Своеобразие романов Фаулза заключается в их таинственном источнике, изображающего реальность. Писатель ориентируется на произведения европейской литературы как канонического образца и фольклорной традиции. Иными словами, автор наращивает образный фольклор через своих персонажей, а его постоянные аллюзии и интертекстуальность – это часть нашего общего литературного знания. Наши представления о реальной действительности основываются на прочитанных текстах, нежели на полученном опыте. Автор же влияет на жизненные сферы и придает им соответствующие формы [4, с. 58].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что литература постмодернизма характеризуется значительными изменениями. Главный переход заключаются в значительном пересмотре художественного произведения и текста, которые стали пониматься по-разному. Постмодернистский текст характеризуется наличием интертекстальности (пародии, переосмысления), особой авторской позицией, читательским восприятием. Поэтому литература этого периода создает новую реальность, которая строится на основе уже созданных текстов.
Авторская позиция в тексте – один из важных вопросов в постмодернистской эстетике. Присутствие автора сводится к единой концепции – смерти автора или его мистификации. Данную идею развил в своей работе Р. Барт, который предложил заменить фигуру автора на самого читателя.
Творчество Дж. Фаулза ярко вписывается в постмодернистский литературный процесс. Мы выявили, что на творчество автора повлияли некоторые знаковые фигуры XIX века: Ч. Диккенс, А. Фурнье, Т. Гарди, У. Шекспир. В известных романах, таких как «Волхв», «Коллекционер» и «Женщина французского лейтенанта», автор использует приемы постмодернистской эстетики: интертекстуальность, игровой концепт, жанровый синтез и языковой эксперимент.
Далее мы выявили, что роман «Женщина французского лейтенанта» Дж. Фаулза деконструируется через викторианскую модель XIX в. Автор не просто обращается к писателям этого периода (Диккенсу, Гарди), но и ссылается на культурный код, перенося его в свой текст. Культурный диссонанс возникает лишь тогда, когда встречаются вместе два героя – Сара и Чарльз. Сара является тем персонажем, который существует за рамками викторианской эпохи, она «новый тип женщины». Чарльз, как пленник своего времени, не может вырваться из викторианской тюрьмы.
1. Барт, Р. Избранные произведения: семиотика и поэтика / Р. Барт. − М.: Прогресс, 1989. − 615 с.
2. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет / М. Бахтин. – М.: Худож. лит., 1975. – 500 с.
3. Гараджа, А. Деконструкция – дерридаизм – в действии / А. Гараджа // Искусство. – 1989, № 10. – С. 41-42
4. Гаспаров, Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века / Б. М. Гаспаров. – М.: Наука, 1994. – 279 с.
5. Делез, Ж. Логика смысла. / Ж. Делез. – М.: Екатеринбург, 1998. – 480 с.
6. Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида; пер. с фр. Д. Кралечкина. – М.: Академический проект, 2007. – 495 с.
7. Деррида, Ж. Позиции / Ж. Деррида. – М.: Академический проект, 2007. – 160 с.
8. Дженкс, Ч. Язык архитектуры постмодернизма / Ч. Дженкс. – М., 1985. – 138 с.
9. Ерофеев, В. В лабиринте проклятых вопросов / В. Ерофеев. – М.: Союз фотохудожников России, 1995. – 500 с.
10. Иванова, И. Н. Георгий Иванов: от модернизма к постмодернизму / И. Н. Иванова // Русский постмодернизм: предварительные итоги. – Ставрополь, 1998. – С. 78 - 81
11. Карасев, О. В. Некоторые аспекты понимания текста / О. В. Карасев // Понимание как усмотрение и построение смыслов. Ч. 1. – Тверь, 1993. – С. 5 – 8
12. Кристева, Ю. Бахтин. Слово, диалог и роман / Ю. Кристева // Вестник Московского Университета. Сер. 9.Филология. – 1995. – №1. – С.120 - 123
13. Леви - Гросс, К. Структура и форма / К. Леви - Гросс // Семиотика; сост., вступ. статья общ. Ред. Ю. С. Степанова. – М.: Радуга, 1983. – 636с.
14. Лиотар, Ж-Ф. Ответ на вопрос: Что такое постмодернизм? / Ж.-Ф. Лиотар // Иностранная литература. –1994. – № 1. – С. 47 – 61
15. Лотман, Ю. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров / Ю. Лотман. – СПб.: Искусство, 2004. – 702 с.
16. Мельничук, О. А. Повествование от первого лица. Интерпретация текста / О. А. Мельничук. − М.: МГУ, 2002. − 208 с.
17. Попова, И. М. Интертекстуальность художественного творчества: Учеб.пособие / И. М. Попова. – Тамбов, 1998. – 63 с.
18. Топоров, В. Н. Пространство и текст / В. Н. Топоров // Текст: семантика и структура. – М.: Наука, 1983. – С. 227 – 284
19. Тэн, И.-А. История английской литературы // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: трактаты, статьи, эссе / под ред. Г. К. Косиковой. М.: Изд-во Московского университета, 1987. − С. 72-94
20. Фрайзе, М. После изгнания автора: литературоведение в тупике? / М. Фрайзе // Автор и текст: сб. ст. – СПб.: Изд - во СПб ун - та, 1996. – С. 25-32
21. Фуко, М. Что такое автор? / М. Фуко // Лабиринт / Эксцентр. – 1991. – №3. – С. 25 − 43
22. Шкловский, В. О теории прозы / В. Шкловский. − М.: Советский писатель, 1983. – 384 с.
23. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. – СПб., 1998. – 344 с.
24. Юнг, К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: трактаты, статьи, эссе / под ред. Г. К. Косиковой. М.: Изд-во Московского университета, 1987. − С. 214-231
25. Biriotti, M., Miller, N. What Is an Author? / Ed. M. Biriotti and N. Miller. – Manchester: Manchester University Press, 1993. – p. 216.
26. Burk, S. The Death and Return of the Author: Criticism and Subjectivity in Barthes, Foucault and Derrida / Burk. – Edinburg: University Press, 1999. – p.199.
27. Fоwlеs, J. Thе Frеnсh Liеutеnаnts Wоmаn / J. Fоwlеs. − USА: Реnguin Вооks, 1970. – 580 p.
28. Nеwquist, R. Jоhn Fоwlеs. / R. Nеwquist. − Соintеiроint, Сhiсаgо, 1964. – 220 p.
29. Оstеn, B. Jоhn Fоwlеs / B. Оstеn. − Nеw Yоrk, 1978.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты